Н.А. Островский «Как закалялась сталь»


Урок чтения в коррекционной школе . 10 класс
Тема: Н.А. Островский «Как закалялась сталь» (1 урок)
Цель: Познакомить с жизнью и творчеством Николая Островского.
Задачи: Познакомить с отрывками из романа «Как закалялась сталь». На жизненном примере Н. Островского показать , что он является образцом человека, патриота. Пополнять и обогащать словарный запас слов. Развивать связную речь. Учить пересказывать текст, обращая внимание на биографию писателя. Учить делать выводы.
Прививать любовь к художественному слову.

Оборудование: альбом, эпиграф: «Самое дорогое у человека – это жизнь», стихотворение Людмилы Леплейской « У памятника Островскому».

Ход урока:
Организационный момент. Отчет дежурного на казахском языке.
Новый материал.
(Нестандартный элемент урока)
Металось море черное
Шумело
Как будто чья – то маялась душа
Стоял боец в распахнутой шинели
Октябрьским ветром радостно дыша
Он был одет, должно быть,
Не по форме-
Расстегнут,
Непокрыта голова
Садилось солнце
Пламенели волны
Рождались первозданные слова.
Болело сердце-
Нежное,
Стальное,
Ночная тень слетала на чело.
И книга –
Как оружье именное-
В его руке лежала тяжело.
- Это стихотворение Людмилы Леплейской « У памятника Островскому».
И сегодня мы познакомимся с творчеством Николая Алексеевича Островского (1904-1936г.г.)
- Сколько лет прожил писатель? (32 года).
Домашнее задание: 1 ученик готовил реферат о биографии Островского
Учащийся рассказывает кратко о биографии писателя.
Послушайте, как о нем отзывались его товарищи:
О. Гончар: « Каждым своим шагом, поступком мы стремились равняться по нему, как на образец человека, патриота. Смерть Н.О. была для каждого из нас тяжелой личной утратой.
Но он не умер. В годы Великой Отечественной войны он шагал вместе с нами, как вечно живой, бессмертный солдат. Мы чувствовали его рядом с собой в окопах, он поддерживал нас и вдохновлял в самые тяжелые минуты.
Время не властно над ним. Он живет среди нас, ему жить в веках.
- Так что же это за человек ? Об этом мы узнаем из биографии писателя, которую подготовили дома (Домашнее задание: 1 ученик готовил реферат о биографии Островского
Учащийся рассказывает кратко о биографии писателя.
- Чтение отрывков из романа учителем.
Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном.
Закрепление.
Словарная работа.
Ряса
- Чтение «цепочкой» 1,2 главы.
Работа над содержанием
- Расскажите, за что Павку выгнали из школы.
Куда мать отвела малолетнего сына работать?
Как работал Павка?
Кто оказал огромное влияние на жизнь Павки Корчагина?
Как был ранен Павка?
Что нового узнали о душевных качествах Павла?

Как можно озаглавить эти 2 части?

Итог урока:
– С каким произведением мы начали знакомиться?
- Что вам понравилось в Павке Корчагине? Что особенно поразило вас в его характере?

5. Домашнее задание:
Читать 1,2 части, отвечать на вопросы.

6. Комментирование оценок.








Урок чтения в 10 классе

Тема: Н.А. Островский «Как закалялась сталь» (2 урок)
Цель: Познакомить с жизнью и творчеством Николая Островского.
Задачи: Продолжать знакомить с отрывками из романа «Как закалялась сталь». На жизненном примере Н. Островского показать , что он является образцом человека, патриота. Пополнять и обогащать словарный запас слов. Развивать связную речь. Учить пересказывать текст, обращая внимание на биографию писателя. Учить делать выводы.
Прививать любовь к художественному слову.

Оборудование: альбом, эпиграф: «Самое дорогое у человека – это жизнь»

Ход урока:
1.Организационный момент. Отчет дежурного на казахском языке.
2. Повторение:
- С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке?
- Как называется роман, который мы начали изучать?
3 Проверка домашнего задания:
- Что было задано?
- Расскажите, за что Павку выгнали из школы.
Куда мать отвела малолетнего сына работать?
Как работал Павка?
Кто оказал огромное влияние на жизнь Павки Корчагина?
Как Павка помог Федору Жухраю?
Как был ранен Павка?
Как он переносил боль и страдания? Ответ подтвердите фактами из текста.
Что нового узнали о душевных качествах Павла?
Прочитайте 2 последних предложения. Как эти слова врача характеризуют Павла?
Новый материал.
- Чтение отрывков из романа учителем.
Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном.
Закрепление.
Словарная работа.
Тиф – заразная болезнь, характеризующаяся сильным лихорадочным состоянием (то жар, то озноб)
Автобиография – описание своей жизни.
- Чтение «цепочкой» 3,4,5 главы.
Работа над содержанием
- Почему врач «сочувственно и с плохо скрываемым огорчением смотрел» на Павла?
- Прочитайте слова Островского о смысле жизни. Как вы их понимаете?
- С какой целью Павел приехал в парк?
- К какому выводу приходит Павел
- Как Павел Корчагин решил вернуться к активной жизни?
- Увенчался ли успехом труд Павла?
- Докажите, что роман автобиографичен.
Итог урока:
– С каким произведением мы познакомились?
- Свой роман Н.А. Островский назвал «Как закалялась сталь». О какой «стали» и о какой закалке идет речь?
5. Домашнее задание:
Читать, отвечать на вопросы, выучить отрывок.

6. Комментирование оценок.