Мастер-класс.Арт-терапия в работе с детьми имеющие сложный дефект.


ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №33
города Ставрополя».
Мастер-класс для родителей
«Арт-терапия в работе с детьми имеющие сложный дефект»



Подготовила: Туранова Л.Ф.

г.Ставрополь, 2016

АРТ - ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИЕ СЛОЖНЫЙ ДЕФЕКТ.
Цели :1.Создание условий для раскрытия творческого потенциала детей и родителей и гармонизации их личности.
2.Приобщить родителей к использованию арт-терапии,как развитие коммуникации между ребёнком и родителем.
Задачи:
1.Познакомить родителей с арт-терапией, как способом самовыражения, развития и гармонизации.
2.Способствовать сплочению коллектива родителей с воспитателем.
3.Приобщить родителей к использованию арт-терапии,как развитие коммуникации между ребёнком и родителем.


«Арт-терапия», использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние. Дети в большинстве случаев затрудняются объяснить словами свои проблемы и переживания .Несловесное выражение для них более естественно. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа. Важна естественная склонность ребенка к игровой деятельности, богатство детской фантазии. Учитывая это при организации коррекционной работы с элементами Арт-терапии, на занятиях создается атмосфера игры и творчества. Очень эффективны упражнения с элементами Арт-терапии при коррекционной работе».
Арт-терапия (от английского “art – therapy”) – буквально означает «лечение искусством». Это стремительно набирающий популярность комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества. Процесс увлекает, захватывает ребенка. - Методы «Арт – терапии», снимают негативные психические реакции – неуверенность, страх, обиду, гнев, чувство одиночества, способствуют раскрытию неизведанных сторон психики и способностей ребенка, ребенок становится более открыт, коммуникабелен, легче проживается процесс адаптации и социализации, закрепляются положительные поведенческие реакции. - Не осознавая, ребенок развивает двигательную активность, мелкую моторику, способность ориентироваться в пространстве, а также тренирует интеллектуальные навыки. - Ребенок, конечно, приобретает бесценный опыт взаимодействия . В этих составляющих и состоят задачи Арт-терапии в воспитании и обучении детей.
Используемые техники Арт – терапии в работе с детьми :
Рисование сыпучими материалами (песок, сухие листья, крупы и др.).
С помощью сыпучих материалов и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Так же используется в работе песок, крупы и другие сыпучие материалы.
Рис. 1. Рисование сыпучими материалами (кварцевый песокРисование пластилином.
  
Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми.
«Пластилиновая композиция» Задачи: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие воображения, оригинальности мышления, творческое самовыражение. Ход работы: детям раздают по листочку картона и пластилин. Ребенок может взять кусок пластилина понравившегося цвета и размять его в руках так, чтобы он стал мягкий. Затем пластилин наносится пальцами на картон, как бы намазывается, слоем в 3 миллиметра. При этом можно использовать и другие цвета, он не обязательно должен быть однотонным. После этого ребятам предлагается набор крупы, макарон и мелких предметов. Вдавливая их в пластилиновую основу, дети тем самым создают композицию на свободную или заданную тему. Затем можно придумать название поделки, сказочную историю к ней, сделать выставку..
Рис. 2. Рисование пластилином.
Техника мараноия
Техника марания (разбрызгивание красок).
Игра с красками очень завлекает и завораживает, тем более, если разрешено брызгаться и «пачкать» лист красками. Дети выполняют такие работы с особым удовольствием и интересом.

Рис. 3. Техника марания (разбрызгивание красок)
Рисование пальцами.
Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом.


Рис. 6. Рисование пальцами.
Рисуем эмоции.
Попросите ребенка выбрать цвет, который соответствует его настроению и изобразить его на листе (оставить след). Это может быть клякса, прямая или ломанная линия, разнообразные штрихи и т.д. Как можно назвать это состояние? На что оно похоже? Таким образом можно проработать различные эмоциональные состояния. Данная работа может выполняться в виде несвязанных между собой линий, штрихов, символов, а может объединиться в целую картину.

Рис. 12. Рисуем эмоции
Заключение:
Использование арт-терапии  совместно  «родитель-ребенок»  это воздействие на чувство привязанности посредством невербальности(общение через рисунок).Опираясь на родителей как на партнеров  можно стимулировать эмоциональное развитие ребенка. Он стремится к тому, чтобы родители общались на одном уровне с ребенком. Арт-терапия применяется также для развития коммуникации между ребенком и родителем путем использования ранних детско-родительских механизмов взаимодействия, активизирующихся при совместных занятиях изобразительной деятельностью. При этом начальная стадия отражается в совместном создании каракулей и размывании краски по бумаге. Создаваемые детьми и родителями красочные отпечатки ладоней и разных предметов символизируют разделенный опыт, коллажи - привязанность. Родители нередко говорят о своей части совместной работы, в частности о том, какое значение она для них имеет. Свободная игра в детско-родительской группе также стимулирует взаимодействие между родителями и обмен мнениями по поводу подходов к воспитанию, а также облегчает параллельное взаимодействие между детьми, в то время как родители находятся рядом. Совместная работа  способствует развитию взаимного доверия и навыков участия в совместной деятельности, соблюдению очередности действий, развитию близости и взаимной привязанности, а также получению  эмоционального отделения детей от родителей.