Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Создание киносценария по рассказу И.А.Бунина «Холодная осень» Урок — погружение

МБОУ «Мухтоловская средняя школа № 2»





Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Создание киносценария по рассказу И.А.Бунина «Холодная осень»
Урок - погружение








Учитель русского языка и литературы
МБОУ МСШ № 2
Ардатовского муниципального района
Фатеева Светлана Алексеевна.


Мухтолово
2015
Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Создание киносценария по рассказу И.А.Бунина «Холодная осень»
Тип урока: углубленное изучение художественного текста,
урок – погружение
Цель: совершенствование умений и навыков идейно-художественного анализа произведения с учётом особенностей стиля И.А.Бунина.
Задачи: 1) совершенствовать работу по составлению киносценария; 2) развивать творческие способности обучающихся; 3) совершенствовать устную и письменную речь обучающихся; 4) закреплять навыки внутригрупповой коммуникации.
Оборудование: 1. Подборка картин с осенним пейзажем.
Текст рассказа «Холодная осень» И.А.Бунина (у каждого ученика)
Листы для составления сценария (у каждого ученика)
Аудиозапись музыкального фрагмента ( И.С.Бах «Sicilliano – арфа и флейта)
Памятка «Как составлять киносценарий»
Методы: метод творческого чтения, метод эвристической беседы, частично-поисковый.
Формы организации деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.
Подготовительная работа:
Знакомство с текстом рассказа «Холодная осень».
Деление текста на эпизоды.
Предварительный отбор важных художественных средств, деталей (письменно).
Эпиграф: У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание. К.Г.Паустовский

Ход  урока
Вступительное слово учителя. 
Ознакомление с целью и задачами урока.
Деление учеников на группы («Сценаристы», «Операторы-постановщики», «Художники», «Звукооператоры», «Актёры»)
Актуализация знаний. В ходе фронтальной беседы обучающиеся повторяют понятие «киносценарий», знания об участниках создания кинофильма, рассказывают о крупном, среднем и общем плане съёмки, о наполнении кадров и эпизодов деталями, диалогом и монологом, о роли монтажа.
Составление киносценария.
Коллективное определение границ эпизодов. Работа по выбору названия для сценария и эпизодов. (Ученики приходят к выводу, что необходимо оставить название «Холодная осень», поскольку оно символично и многозначно. Варианты: «Прощание», «Две жизни», «Недолгое счастье»).
Вопросы: На сколько частей можно разделить рассказ?
Почему первая композиционная часть, описывающая один вечер, значительно больше, чем вторая, рассказывающая о 30 годах жизни героини? Как мы отразим значимость памятного вечера при делении на кадры?
Эпизоды (деление на кадры):
Счастливая жизнь в имении.(2кадра)
Именины отца.(1 кадр)
Прощание.(7 кадров)
Известие о гибели главного героя.(1 кадр)
Жизнь-сон. (Приём быстро меняющихся кадров, сливающихся в один)
Определение общего мотива сценария, объединяющего эпизоды в одно целое. ( Любовь, преодолевающая время и побеждающая смерть).
Составление списка действующих лиц. (Он, она, отец и мать главной героини, муж, племянник, его жена, дочка племянника).
Вопрос: Почему герои лишены имён? Почему Бунин употребляет только местоимения?(Обучающиеся в процессе беседы приходят к выводу, что отсутствие имён создаёт ощущение обобщённости судеб людей, трагедии всех.)
Индивидуально-групповая работа по выявлению в каждом эпизоде психологических деталей, звуков, смены плана и ракурса съёмки в зависимости от идейного замысла.
План работы групп по каждому кадру:
Содержание кадра («сценаристы»)
Психологические детали, выбор плана съёмки («операторы», «художники»)
«Озвучивание» кадра («звукооператоры»)
Отбор важных цитат, диалога и монолога, настроение («актёры»)
(В процессе кропотливой работы по тексту обучающиеся отвечают на вопросы и постепенно заполняют сценарные листы в виде таблицы).
Вопросы, помогающие в работе над эпизодами и их содержанием:
- Где происходит действие?
- Когда происходит действие, и с какими историческими фактами связаны события?
- В чём значение описания семейного ужина?
- Как героиня говорит об этом единственном вечере в её жизни?
- Почему жизнь названа сном?

№ кадра
Сценаристы
Операторы
Художники
Звукооператоры
Актёры

1.
Июнь 1914 г. Имение главной героини: красивый дом, балкон, сад.
Общий план
Краски лета (зелень, цветы)
Радостный смех, непринуждённые разговоры
Настроение радости, спокойствия, безмятежности

2.
Столовая в доме. Герои за чайным столом.
Крупный план, затем – общий
Свет лампы
Прерванный смех, молчание
Отец: «Ну, друзья мои, война!»
Оцепенение

3.
Именины отца. Гости, обед, помолвка, танец главных героев.
Общий, крупный (влюблённые)
Белый цвет одежды,
Музыка, смех
Ожидание счастья

4.
Сентябрь 1914 Прощальный ужин в столовой. (Тепло, уютно; все по-настоящему близки). Напряжённое ожидание прощания.
Средний план – комната и окна, затем крупный план (жаркая лампа, самовар, шёлковый мешочек)
Свет лампы, тёмные запотевшие окна, чёрное небо и яркие ледяные звёзды через стекло
Изредка тихий разговор, многозначительное молчание
Отец:«Удивительно ранняя и холодная осень!» («Незначительные слова», «преувеличенно спокойные», «с притворной простотой», «скрывая свои тайные мысли чувства», «рассеянно глядя», «старательно зашивала». «Трогательно и жутко»

5.
Столовая. Разговор об отъезде. Мама Ђ°перекрестила своего будущего сына. Он склонился к её руке, потом к руке отца.
Средний план – он и родители главной героини
Жаркий свет лампы
Лёгкий вздох, тихий разговор, стук часов
Отец: «Так ты всё-таки хочешь ехать утром, а не после завтрака?»
Он:«ДаОчень грустно, но я ещё не совсем распорядился по дому»
Отец: «Ну, как хочешь, душа моя. Только мы непременно хотим проводить тебя завтра»

6.
Он и она наедине в столовой. Она раскладывает пасьянс, он молча ходит из угла в угол.
Средний план – он и она
Жаркий свет лампы
Напряжённое молчание, стук часов, взволнованное, тревожное дыхание
Он: «Хочешь, пройдёмся немного?»
Она:«Хорошо» («На душе делалось всё тяжелее», «безразлично отозвалась»)
Глубина и обострённость чувств, возрастающее волнение.

7.
Прихожая. Главные герои одеваются, чтобы выйти в сад
Крупный план – лицо главного героя (за внешним спокойствием – тревога, затем лицо героини – растерянность и тяжесть предстоящего прощания)
Полумрак прихожей, отсветы лампы
Тишина, нарочито весёлый голос главного героя
Он продолжал что-то думать, «с милой усмешкой» читает стихи Фета: «Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот»
Она: «Капота нет А как дальше?»
Он: «Смотри – меж чернеющих сосен как будто пожар восстаёт»
«Пожар – восход луны». Он: «Ничего, милый друг. Всё-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя»

8.
Он и она «сошли в сад». Она держится за его рукав. Приостановились, обернулись к дому
Средний план – сад и небо, крупный план – окна дома
Темно, «чёрные сучья на светлеющем небе», блестящие звёзды, свет в окнах
Звуки осеннего сада вечером (ветер, шелест листьев, шорохи)
Он: «Посмотри, как совсем особенно, по-осеннему светят окна дома. Буду жив, вечно буду помнить этот вечер»

9.
Прощальный поцелуй. Разговор о возможной смерти главного героя.
Средний план - он и она; крупный план – блестящие глаза героини
Белый пуховый платок, тёмный сад, блестящие глаза героини
Звуки осеннего сада вечером. Тихий разговор влюблённых
Он: «Если меня убьют, ты всё-таки не сразу забудешь меня?»
Она: «А вдруг правда убьют?...Неужели я всё-таки забуду его в какой-то короткий срок?..» («испугавшись своей мысли»)
Она: «Не говори так! Я не переживу твоей смерти!»
Он: «Ну что ж, если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне».
Она «горько заплакала»

10.
Утро.Прощание. Отъезд главного героя. Семья провожает его; все стоят на крыльце, долго смотрят ему вслед. Опустевший дом, героиня одна в пустых комнатах.
Общий план – прощание, крупный план – все смотрят вслед уходящему главному герою. Приём постепенного удаления камеры от объекта.
Солнечное утро, изморозь на траве
Золотой образок
Звуки просыпающейся природы - тяжёлое молчание людей
Перекрестили с порывистым отчаянием; постояли «в том отупении», «несовместность» радостной природы и чувств людей; «не зная, что делатьзарыдать ли мне или запеть во весь голос»
Смятение, ощущение беды, непоправимой трагедии

11.
Октябрь 1914 г. Известие о смерти главного героя
Средний план – она смотрит в опустевший сад
Серое небо, дождь
Давящая грудь тишина
«Убили его – какое странное слово!»

12.
Жизнь-сон. Тридцать лет: Москва 1918 года (потеря дома и семьи, чужой подвал, нужда, унижение; встреча с пожилым военным, замужество). Бегство из России; смерть мужа; скитание по Европе, воспитание дочки племянника мужа; одиночество, равнодушие и бедность)
Приём ретроспективного показа: быстро меняющиеся кадры, сливающиеся в сплошную вереницу второстепенных, малозначительных фактов
Чёрно-белое изображение 30 лет жизни
Закадровый голос героини
Она: «Но, вспоминая всё то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же всё-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечерИ это всё, что было в моей жизни – остальное ненужный сон. И я верю, горячо верю: где-то там он ждёт меня – с той же любовью и молодостью, как в тот вечер».
Вывод: Любовь вне законов времени. Любовь – прикосновение к вечности.

Задание «Монтаж эпизодов». (Обучающиеся предлагают для связи отдельных кадров и эпизодов использовать закадровый голос главной героини и музыкальное сопровождение, которое поможет избежать разрывов и сохранить замысел автора).
Прослушивание в качестве музыкального сопровождения произведение И.С.Баха «Sicilliano» (арфа и флейта).
- Что общего в этих произведениях искусства? Какие чувства героев помогает раскрыть музыка?
Рефлексия. Подведение итогов урока. (1. Обучающиеся делают вывод, что индивидуально- групповая работа помогла решить задачу юных сценаристов: донести до зрителя настроение героев, чтобы каждый понял, что ими движет. 2. Положительным было отмечено участие всех в интересной творческой работе, поскольку ребята почувствовали себя соавторами, попытались проникнуть в тайны слова, образа, детали).
Домашнее задание. 1. Написать рассуждение: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» 2. Посмотреть художественный фильм по рассказу «Холодная осень» (Режиссёр И.Максимчук, 1990 г.) 3. Сопоставить свой вариант киносценария и фильм.










Фатеева Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ МСШ № 2



15