Урок литературы в 6 классе Юмористический рассказ А. П. Чехова Лошадиная фамилия

МКОУ Меньшиковская СОШ Венгеровский район Новосибирская области
Урок литературы в 6 классе
Учитель: Федоршина Надежда Ивановна
Тема урока: «Юмористический рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия».
Цели:
Образовательный аспект: продолжить формирование понятия о комическом; раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова ”Лошадиная фамилия”.
Развивающий аспект: продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся, лингвистическую зоркость, творческие способности учащихся;
Воспитательный аспект: убедить учащихся, что доброй смех является условием позитивной коммуникативности; продолжить формирование приоритета добра как главного условия толерантности и коммуникативности.

Ход урока:

Эпиграф урока:
О смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха. Боясь смеха,
человек удержится от того,
от чего не удержит
его никакая сила.
Н.В.Гоголь

Ребята! В нашей повседневной жизни нам часто приходится сталкиваться с различными интересными ситуациями. Многие из них очень смешные. Мы смеёмся над друзьями, над взрослыми, над собой. Когда человек способен посмеяться над собой – это очень хороший смех. О таком человеке говорят, что он с юмором. В 5 классе мы уже изучали юмористические произведения А. П. Чехова. Назовите эти произведения. А для того, чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приемы, которые называются художественными средствами.
Повторение изученного материала
Почему слово может вызвать смех? И в чем сила смеха? Как вы понимаете смысл эпиграфа нашего урока? (Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого, а значит, делает лучше)
Произведения, которые вызывают наш смех, называются юмористическими. Что такое юмор? Обратимся к записи на доске.

Юмор (англ. Humour “нрав”,”настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.
Сатира (лат.) – обличие людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.

Сегодня мы обратимся к произведению А. П. Чехова «Лошадиная фамилия», узнаем новые сведения из биографии писателя, с которым вы уже знакомились на уроках литературы в 5 классе.
Знакомство с автором и его произведением.
Сообщение ученика об А.П. Чехове.
Замечательный русский писатель А. П. Чехов оставил по себе самую добрую память. Стоит вспомнить и три школы, построенные им, две из которых действовали до 1975 года, а теперь стали оригиналами музея. Он строил дороги, мосты, копал пруды, сажал деревья. Он украшал землю и жизнь вокруг себя в самом прямом смысле этого слова. У Чехова было доброе, полное сострадания сердце. Он любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. Сам был необыкновенно талантлив в общении, часто затевал импровизации. Чтобы понять Чехова-человека, не нужно представлять его себе таким, каким он выглядит на портретах последних лет: с утомлённым лицом, в пенсне, делающим взгляд тусклым. Болезнь и надвигающаяся смерть сделали его таким. Ведь он прожил всего 44 года. Лучше взгляните, каким Чехов был в 20 лет. Так и видишь его в то время: высокий, изящный, очень подвижный, со светло - карими весёлыми глазами, искренним, смелым взглядом, бесстрашно устремлёнными на мир. К своей неугомонной весёлости он приобщал всех. Например, сунуть московскому городовому в руки тяжёлый арбуз, обёрнутый бумагой и сказать: «Бомба! неси в участок, да смотри осторожнее». Или убедить наивную молодую писательницу, что его голуби с перьями кофейного цвета происходят от помеси голубя с кошкой такой же окраски, живущей во дворе Он говорил, что если человек не понимает шутки - пиши пропало. А. П. Чехов сочинял весёлые сценки, придумывал забавные прозвища, смешные имена, вовлекал всех в весёлые забавы.
Бесконечная влюблённость в жизнь, радость бытия придавали его художественному взгляду неповторимую новизну, свежесть. Для него интересно всё: природа, погода, лица, манера говорить, двигаться.
Будучи врачом, он мог наблюдать людей и в самые отчаянные, и в самые необычные смешные моменты, что находило отражение в его произведениях.

-А сейчас мы прочитаем рассказ с забавным названием “Лошадиная фамилия”.

Вы во время моего чтения рассказа должны подумать и определить, почему же рассказ о такой многим знакомой неприятности называется юмористическим? Что делает рассказ смешным?
2.Чтение учителем рассказа.
3.Беседа с классом.
-Какие эпизоды вам показались особенно смешными?
-Как вы думаете, что делает рассказ смешным? (Смешно суеверие образованного человека, готового поверить, что лечиться можно по телеграфу. Смешны способы лечения, смешны лошадиные фамилии. Смешна и неожиданна развязка).
-Вы отметили, что смех вызвала речь, язык героев. Что можно о них сказать? Обратим внимание на речь генерала, смотрим в текст.
« Ну? Ну, что же? Скорей думай!»
« Чёрт тебя возьми», «к черту депешу пошлешь»,
«накося»
( В его речи автор подчеркивает повелительные, недовольные интонации, бранные резкие выражения, вызванные раздражением)
-Хотя генерал и мучается зубной болью, но он не вызывает сочувствие у нас. Как вы думаете, почему? Почему автор заставляет нас смеяться над комическим положением Булдеева. Подтверждайте свои ответы примерами из текста.
( Генерал считает заговоры «ерундой и шарлатанством», а сам нетерпеливо требует от приказчика, чтобы тот вспомнил «лошадиную фамилию» знахаря; он категорически отказывается от предложения доктора вырвать зуб, а затем сам посылает за ним, как за спасителем).
Теперь поговорим о приказчике. Над ним мы тоже смеёмся, он находится в комическое положении. Как вы думаете, ребята, в чем проявляется комизм этого персонажа, что в нем смешного?
( Вспоминает забытую им фамилию знахаря Овсова лишь тогда, когда эта фамилия уже не нужна. Назвав фамилию Овсов «лошадиной», он направил поиски по неправильному пути; все ищут эту фамилию по масти, возрасту, по нраву лошадей, но никак не думают о том, чем питаются лошади.
- Давайте, обратим внимание, как меняется поведение и речь Ивана Евсеевича.
Как ведет он себя вначале (уверенно, неторопливо, многословно дает совет Булдееву: обратиться к знахарю. Сообщает ненужные о нем сведения (о характере, образе жизни, семейном и служебном положении, а самое главное – фамилию - забывает)).
-Как меняется поведение героя? ( Теряет свою смелость, испытывает страх перед рассерженным генералом, униженно сознает свою вину: «медленно вошел», «виновато вздохнул», вспомнив фамилию, опять обретает самоуверенность, надежду снова заслужить расположение генерала)
- Какова речь приказчика? (Бедная, неправильная, многократно употребляет одни и те же выражения, произносит просторечные слова: «дадена», «выпользовать», «ежели».)
Через речь Ивана Евсеича Чехов превосходно передает невежественность, ограниченность приказчика, т.е. речь героев - это еще один литературный прием, - сниженная, неверная речь, - вызывающий наш смех. И мы с вами в этом убедились. Можно ли назвать смех автора в рассказе «Лошадиная фамилия» добродушным? (Добродушным можно. Это смех над мелкими слабостями людей, смех над тем, что забавно, но не опасно.)


4. Подведение итогов
-Подведем итог: какие особенные приемы А. П. Чехова создают комический эффект в его рассказах. (Это достигалось ярким заглавием, значащими именами и фамилиями; сюжетом, который строится на необычном положении; динамичным действием, выразительной деталью; сценичностью диалога; речью героев)
-По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать 100 строк. Выполняя это требование, Чехов научился писать кратко. «Краткость – сестра таланта» – это была одна из любимых фраз писателя. Его короткие рассказы очень емкие по содержанию, многому учат читателя: отличать правду ото лжи, воспитывают отвращение к грубости, хамству,
учат уважать человека – в себе и в других. Они воспитывают понимание красоты труда, умение видеть красоту в жизни. Произведения Чехова учат красиво жить, красиво думать и красиво чувствовать. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Таков завет Чехова.

Домашнее задание:
1. Прочитать другие рассказы Чехова.
2.В тетрадях: написать сочинение «О чем заставляют задуматься произведения Чехова?»

Эђ Заголовок 115