Урок по теме: Политические формы (режимы) государства: демократия, авторитаризм, теократия, империя


Методическая разработка урока по обществознанию с использованием технологии критического мышления.
Тема занятия:
« Политические формы (режимы) государства: демократия, авторитаризм, теократия, империя» (9класс).
Тип занятия: комбинированныйЦель занятия: формирование критического стиля мышления
Образовательная: изучить с обучающимися основные положения темыурока.
Развивающая: сформировать у обучающихся навык по применению теоретических знаний (элементы структуры деятельности) на практике (соотнесение теории и примеров из обыденной жизни обучающегося). Отработать навыки создания типологии форм политической организации государств.
Воспитательная: обсудить нравственную проблему соотношения цели и средств для ее достижения. Обсудить с учащимися возникающую ситуацию нравственного выбора.
Программное содержание: виды, формы, модели политического режима
Основная идея занятия: получение знаний через использование методов критического мышления
Основные образовательные результаты:
По окончанию занятия ученик:
-знает виды, формы, модели политического режима;
-приводит примеры политических режимов;
-называет особенности моделей развития политических режимов;
-дает определения понятиям: политический режим
-дает собственную оценку видам политических режимов.
Задачи занятия:
1.Сформировать представление об особенностях политического режима
2.Охарактеризовать модели политического режима
3.Подвести учащихся к пониманию значения выбора политического режима.
4.Формировать основные понятия занятия.
5.Способствовать проявлению интереса учащихся к видам политического режима
6.Развивать творческий стиль мышления, речь и память учащихся.
7.Продолжить формирование общеучебных и предметных умений школьников.
Технология обучения: развивающая
Форма занятия: традиционная
Основные понятия: политический режим, модели политического режима
План изучения материала:
Классификация государств по политическому признаку. Фаза вызова.
Структура и виды политических форм государства. Фаза осмысления.
Письменная работа. Фаза обобщения.
Оборудование занятия: карта «Политическая карта мира», мультимедийная презентация, раздаточный дидактический материал.
Мизансцена занятия: традиционная
Оформление доски: дата, тема, основные понятия, в правом верхнем углу д/з или на проекторе.
Ход урока
I. Фаза вызова
Задача первого этапа урока: Формирование интереса к изучаемой теме, актуализация имеющихся знаний.
Деятельность учителя:
Стимулирует деятельность учащихся:
Формулирует проблему урока.
Предлагает различные варианты мотивации изучения новой темы: проблемные вопросы
Напоминает об уже изученной классификации государств – юридической: монархия и республика с её подвидами и унитарное государство и федерация с их подвидами.
Вопрос может быть сформулирован так: какие ассоциации у вас вызывает словосочетание демократическое государство? Авторитарное государство? Империя? Сможете ли вы с предлагаемыми словами составить связный текст?
Деятельность учащихся:
Вспоминают известную им информацию по теме «Деятельность».
Осмысливают проблему урока.
Предполагаемый результат первого этапа урока:
Устойчивый интерес к теме урока.
Заинтересованность в процессе актуализации знаний.
Потребность ответить на вопросы учителя.
II. Фаза осмысления. Работа по вопросам повторения и получение новых знаний.
Задача второго этапа урока: Изучение таких разделов темы, как:
Демократия;
Либеральное государство и социальное государство
Авторитарное государство;
Теократическое государство;
Империя.
Приобретение и осмысление новых знаний о соотношении цели и средства, о многообразии политических форм и режимов государств.
Деятельность учителя: задает вопросы в соответствии с планом урока. Направляет обучающихся на правильное восприятие таблицы.
Политическая форма(режим) государства Виды политической формы(режима) Характерные черты
Демократия Либеральное государство - формализм закона и формальное равенство прав; -приоритет индивидуальных прав и свобод граждан;-ограничение многопартийности старыми(традиционными) партиями; - правительство парламентского большинства и отсутствие сильного противовеса.
Социальное государство а) регулятивная модель: - государство осуществляет национализацию в ряде ключевых отраслей; занимается предпринимательской деятельностью; - через контроль за бюджетом и с помощью других административных рычагов государство перераспределяет доходы с целью компенсации соц. неравенства; - трудящиеся участвуют в управлении как государственными, так и частными предприятиями, профсоюзы имеют широкие права по защите прав трудящихся.
б) консервативно-центристская модель - меньшая предпринимательская деятельность государства и отказ от приватизации; - ограничение административного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей; - надзор за соблюдением правил о конкуренции; - значительная часть социальных услуг предоставляется через негосударственные фонды; - более развит государственный арбитраж при решении трудовых и иных социальных конфликтах.
Авторитарное государство Военная диктатура - вводятся чрезвычайное положение и комендантский час; - устанавливаются контрольно-пропускные пункты; - административные единицы возглавляют военные коменданты.
Бюрократическая диктатура - опирается на государственный аппарат и финансовую поддержку крупного капитала; - борьба с левыми партиями и обуздание экономических требований трудщихся4 - прикрывается ширмой демократических институтов.
Революционная диктатура - безвозмездная национализация и конфискация имущества; - насильственное перераспределение доходов «в пользу народа»; - подавление всякой оппозиции; - ограничение гражданских прав.
Тоталитарная диктатура - осуществляется огосударствление всей общественной жизни; - бюрократизация всех общественных функций; - в принудительном порядке навязывается официальная идеология; - тайная полиция обладает неограниченной властью и подчиняется только харизматическому вождю; - действует массовый террор; - свирепствуют внесудебные расправы.
Теократическое государство - светская власть подчинена религиозным лидерам; - религия является высшим законом государства; - террор против инакомыслящих; - идеологическая нетерпимость, - подчинённость традициям прошлого.
Империя Это многоэтническое государство, образованное в результате завоеваний, осуществлённых властью доминирующего этноса, и претендующее на мировое господство.
Формулирует наводящие и проблемные вопросы.
Организует групповое размышление по проблеме урока: соотношение цели и средств в выборе наиболее оптимальной политической формы государственного устройства.
Деятельность учащихся:
Работают с учебником, раздаточным материалом.
Анализируют информацию, высказывают собственные ответы на вопросы, предложенные учителем.
Спорят, отстаивая свою точку зрения.
Предполагаемый результат второго этапа урока:
Систематизация знаний по теме. Приобретение новых знаний.
Развитие познавательных навыков.
Переживание ситуации нравственного выбора
III. Фаза обобщения, рефлексия.
Задача третьего этапа урока: Обобщение и систематизация знаний, рефлексия.   
Деятельность учителя:
Возвращается к вопросам, сформулированным в начале урока.
Просит составить синквейн по группам.
Например:
1 группа: Демократия
Народ
Многопартийность свобода права
Отвечать защищать
Демократия – власть народа.
При этой политической форме власти соблюдаются гарантии личной неприкосновенности и свободы граждан, отсутствует цензура, а уголовные наказания назначаются только по решению суда.
2 группа: Авторитаризм
Вождь
Террор разгон цензура
Запрещать контролировать
«Железной рукой загоним человечество к счастью»
Власть опирается на армию и крупный капитал, может устанавливаться революционными элитами, навязывает стране социальные и политические преобразования утопического характера
3 группа: Либеральное государство
Индивидуализм
Собственностьневмешательствоформализм
Ограничиватьизбирать
«Не мешать индивиду заниматься своими делами»
По раскладу социальных и политических сил это конгломерат, где парламентом владеют средняя и мелкая буржуазия и её партии, однако, основные рычаги управления находятся в руках бюрократии, прямо связанной со старыми аристократическими кругами и крупной промышленной буржуазии.
4 группа: Теократия
Наставник(лидер)
Контрольрелигияавторитет
Проповедоватьподчинять
«Всякая власть от Бога»
В этом государстве светская власть подчинена религиозным лидерам, духовным наставникам, а религия является высшим законом государства.
Деятельность учащихся:
Обобщают и систематизируют знания по изученной теме
заполняют таблицы в письменной работе.
Обобщенные и систематизированные знания:
Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка.
Мотивация к работе на следующих уроках.
Предполагаемый результат третьего этапа урока:
Обобщенные и систематизированные знания:
Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка.
Мотивация к работе на следующих уроках.
IV. Домашнее задание
Задание 1. Составить три «толстых» и «тонких» вопроса по теме (3 балла)
Задание 2. Составить синквейн по теме «Политический режим» ( 4 балла)
Задание 3. Составить таблицу, определяющую положительные и отрицательные стороны изученных политических форм (режимов) государств.(5 баллов)