Презентация на тему Развитие фонематического слуха у младших школьников


Развитиефонематического слуха у младших школьниковПодготовила: Тимонина Ирина Ивановнаучитель-логопедМОУ Шатковская СОШ №1 План выступленияЧто такое фонематический слух и как он влияет на развитие речи? Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка? С помощью каких упражнений учителя начальных классов могут самостоятельно развивать фонематическое восприятие у младших школьников? Фонематический слух -тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.Фонематическое восприятие -умение определять последовательность и количество звуков в слове. Аспекты, на которые оказываетвлияние фонематический слух1. Общеречевое развитие ребенка: усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.2. Выработка орфографических навыков.3. Овладение чтением.4. Овладение операциями звукового анализа и синтеза.5. Успешность обучения грамоте. Ошибки, возникающие из-за несформированностифонематического слуха1. Смешение звуков: - звонкие - глухие (блакала – плакала); - свистящие – шипящие (чаши – часы); - твердые – мягкие (ягоди – ягоды); - сонорные (тли – три); - аффрикаты (чветы – цветы).2. Перестановка и включение отдельных звуков (наушинки – наушники, нулжа – лужа). З. Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении нескольких согласных (днь – день, межу – между, латочка – ласточка). 4. Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги (метает – подметает, тишинына – тишина).5. Замена звуков (табака – собака, идют – идёт).6. Недописывание слов (мышк – мышка).7. Обозначение мягкости при помощи Ь (василки - васильки).8. Ошибки при чтении: - пропуск букв, слогов, предлогов; - замена и перестановка букв, слогов; - «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове; - недочитывание окончаний слов; - искажение слов; - добавление лишних букв, слогов и даже слов; - «угадывание» слов. Уровень 1 – узнавание неречевых звуковИгра «Угадай, что звучало?»Игра «Чудесный мешочек»Отстукивание ладонями по столуОтхлопывание в ладошиУровень 2 – различение звуков речи по тембру, силе и высотеИгра «Мяу», «Му»Игра «Тихо – громко»




Уровень 3 –различение сходных по звучанию словИгра «Верно - неверно» (мегемот – бегебот – дигимот – бегемот – гибидот); Игра «Слушай и выбирай»

Уровень 4 –различение слогов1. Сосчитать, сколько слогов произнес учитель: - прямые: ма – ко – то – ры; - обратные: ам – ор – ив – ус; - со стечением согласных: ста – сто – сты – сту.2. Придумывание слога к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС.3. Определение лишнего слога: ла – ма – ма – ма, па – па – па – ба. Уровень 5 –различение звуков1. Звукоподражание. - Комар звенит: з – з – з - Жук жужжит: ж – ж – ж2. Игра «Поймай звук». Хлопни в ладоши, если услышишь звук …звуковой ряд;слоги;слова. Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтезаПервый этап – выделение первого и последнего звука из словаУровень гласных звуков в сильной позиции1. Звукоподражание: больной показывает горло врачу: а – а. 2. Определить первый звук в словах: ослик, утка, Аня или подобрать слова, которые начинаются с ударного гласного: а, о, у.3. Найти в разрезной азбуке букву или подобрать к картинке букву, соответствующую первому звуку слова. Уровень согласных звуков1. Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды и т.д., которые начинаются с заданного звука.2. Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.3. Изменить первый звук в слове, чтобы получилось новое слово: гость – кость, карта - парта Второй этап – закрепление навыка фонематического анализа и синтезаОпределение места звука в словеударного гласного звука;согласного звука;подобрать слова, в которых заданный звук будет стоять в начале (середине, конце) слова;назвать животных, овощи, игрушки и т.д. с заданным местом звука в слове. Третий этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане 1. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем местах: кот, окно, сок.2. Подобрать слова с определенным количеством звуков.3. Преобразование слов путем добавления звука: - в начале: рот – крот, мех – смех; - в конце: бок – бокс, вол – волк.4. Определить последующие и предыдущие звуки в названии предмета на картинках

Развивая фонематический слух, вы облегчите ребенку процесс освоения чтением и письмом