Презентация по русскому языку на тему Корни с чередованием (5 класс)


Презентацию подготовила учитель русского языка и литературыМБОУ «СШ № 17» г. АрхангельскаШелкунова Екатерина Аркадьевнапервая квалификационная категория Повторительно-обобщающий урокрусского языка в 5 классеКорни с чередованием


Цели и задачи урокаТип урока: повторительно-обобщающий урокЦель: закрепление знаний о правописании чередующихся гласных в корнях.Задачи: систематизировать знания о чередованиях; развить умение группировать корни с чередованием по способам выбора гласных; применять правила при написании определенной группы корней по способу выбора гласных; уметь отличать чередующиеся корни от омонимичных корней; продолжить развитие орфографической зоркости




Орфоэпическая разминкаРасставьте ударение в словахПурпурный, эксперт, августовский, украинский грушевый, джинсовый, вы правы, широка, быстраПроверкапУрпурный (можно пурпУрный – допустимый вариант), экспЕрт, Августовский (августОвский – допустимый вариант, но нежелательный), украИнский, грУшевый, джИнсовый (можно джинсОвый – равноправные варианты), вы прАвы, широкА, быстрАЗадания:1. Назовите все краткие прилагательные в списке;2. Выберите любые 3 слова из списка и составьте с ними словосочетания; прочитайте их вслух, верно произнося слова.

Работа по теме урока- вспомните, какие корни с чередованием мы уже изучили в 5 классе? - назовите условия выбора чередующихся гласных в этих корнях;- вспомните исключения из правил.


- вспомните, как отличить корни с чередованием от омонимичных корней? (имеют разное лексическое значение). Задание: спишите, вставляя пропущенные буквы и распределяя указанные слова на 2 столбика (корни с чередованием - слова с омонимичными корнями и орфограммами в приставках). Изл..жить, в л..герях, обр..стать, р..строгать, ложный, р..систый, р..скошный, распол..гаться, р..стопка, сл..жение, р..сточек, пол..гается, ложка, отр..сль, прил..гательное, возл..жение (венков), л..жбина, л..гуна, логика, зар..сли, р..стяпа. Л..гуна – мелкий водоём, отдалённый от моря узкой полоской намытого песка.

1 столбикИзложить, обрастать, располагаться, сложение, росточек, полагается, отрасль, прилагательное, возложение (венков), заросли;2 столбикв лагерях, растрогать, ложный, росистый, роскошный, растопка, ложка, ложбина, лагуна, логика, растяпа.


Найдите «третье лишнее», объясните свой выбор, слова запишите в тетрадь. 1) р..стущий, прор..стающий, пр..стейший, р..сточек;2) р..сти, р..ссказана, возр..стной, подр..стать;3) пол..гается, предпол..жение, л..гопед, вл..жить.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выделите корни с чередованием, графически обозначая условия выбора орфограммы. Вспомните постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. Утро. Еще с..всем т..мно. Я вижу сла(?)кий сон. (Как) будто мы с мамой и папой шли по прекрас(?)ной д..лине и распол..жились на отдых. Кр..сота вокруг меня такая, что я от в..сторга сл..гаю ст..хи. Вдруг мама буд..т меня со сл..вами Вст..вай, ведь ты вчера (не) сл..жил вещи в п..ртфель. Я и (не) предпол..гала, что ты такой забывч..вый. Я встаю в ужас(?)ном распол..жени.. духа. Вчера я (не) успел выучить п..раграф про имя прил..гательное, а только сделал пр..меры на сл..жение.- С какими орфограммами вы работали, списывая текст?

РефлексияС какими орфограммами работали сегодня на уроке?Испытывали ли вы затруднения на уроке?Что показалось интересным?Над чем вам еще предстоит поработать самостоятельно?Прав был Козьма Прутков, изрекши: «Зри в корень!»Ведь главное- научиться видеть корень в каждом слове и знать его правописание.А если научишься быть верным самому себе, своим корням, то станешь настоящим человеком!