Открытый урок по алгебре в 7 классе Уравнение и его корни


Открытый урок по алгебре в 7 классе коррекционной школы для учащихся
с ограниченными возможностями здоровья
Тема урока: Уравнение и его корни
Цель урока
образовательная : Познакомить учащихся с понятиями:  уравнение, корни уравнения, решение уравнений. Научить отличать линейные уравнения от остальных уравнений.
коррекционная: Развивать последовательность мышлении, учить выделять из общего частное
воспитательная: Воспитывать трудолюбие, активность в работе, потребность в труде
Задачи: Изучить основные определения по теме.  Научиться выбирать корни уравнения из предложенных чисел. Показать уравнения, у которых более 1 корня. Вспомнить решение простейших уравнений.
Метод обучения: объяснение, устные и письменные упражнения, иллюстрация
Форма контроля: проверка домашнего задания в консультативной форме, опрос по парам
Оборудование: раздаточный материал, таблицы
Тип урока: изучение нового материала.
                                                Ход урока:
1.Организационный момент
   Отчет дежурного о готовности класса на урок.
2.Актуализация прежних знаний.
Решить уравнение: 7а=1,4.
x+1,8=5,9
51,2-x=10,2
Решить задачу:
а) Какое число меньше 3,6 в 4 раза?
б) Периметр квадрата равен 4,8 м. Найдите его сторону.
В) Площадь прямоугольника 9,6 кв.см, длина – 1.2 см. Найдите ширину прямоугольника.
3. Изучение нового материала
Класс делится на 6 групп (по рядам и вариантам).
Задание 1:
На основе теоретических сведений из 2-6 классов учащимся предлагается в группах сформулировать понятие «уравнение». Для этого каждой группе выдаются  таблички со словами :  равенство, верное, выражение, содержащее,  равно, Х, знаки действий, неизвестное.   Учащиеся должны продолжить фразу: «УРАВНЕНИЕ ЭТО-…», используя предложенные им слова (  несколько слов лишние).
Группа, которая раньше справиться с заданием озвучивает свой вариант ответа. Далее свои ответы озвучивают другие группы.  Учитель анализирует ответы и говорит правильный.
Задание 2:
На основе определения учащимся предлагается выбрать из предложенных выражений те, которые являются  уравнениями  и из букв правильных ответов составить слово ( корень).
М) 8а-3 К) 3а=15 Е) 7а-6=0
Р) 2x+1=8 Ь) 1,6-а=0,8
О) x+7=18 Н) 1,5x=6
Д) а+в
Примеры.
Группа которая первой справилась с заданием озвучивает  правильный ответ, объясняя принцип выбора
( наличие неизвестного, равенство).
Учитель  обращает внимание  на разнообразие уравнений и  акцентирует внимание учащихся  на уравнения под буквами: О, Р, Е и вводит понятие линейного уравнения.
Слово «корень» имеет непосредственное отношение к уравнениям. Сейчас мы разберемся какое.
Задание 3:  
Подберите число, которое превращает данное уравнение в верное числовое равенство.
Каждой группе выдаётся одно уравнение ( список всех уравнений на доске), список чисел на доске ( экране).
Уравнения для групп:
2х + 5 = 3 ( х+1)         4 х2 = 8х      3х – 5х = 2( х+4 )
Числа :  -2,  -1,  1,  2.
Учитель подводит итоги и вводит определение корня уравнения.  Затем  речь идет о количестве корней в уравнении.  Учитель говорит о том, что корней в уравнении может быть различное количество. Затем предлагает учащимся сыграть в игру.
Учащиеся называют любое число ( до 7), а  учитель пишет уравнение в котором именно столько корней, сколько назвали.
Например:   2:   (х+3)(2-х)=0    4:  ( 2х+3)(х-7)(х+5)х=0
При этом учитель подводит к  уравнениям, в которых нет корней или любое число является корнем уравнения и пишет примеры таких уравнений.
Физминутка на общее развитие организма детей /конечностей и туловища/  «Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно хаотичным
встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувств тепла и покраснение ладоней. 
«Потягивание кошечки».
Задание 4: Придумайте уравнение, в котором 3 корня.
Каждая группа обсуждает и пишет своё уравнение  на доске.
Учитель вводит понятие «решить уравнение», ссылаясь на предыдущие примеры.
Задание 5:
Группам предлагается выбрать  верное высказывание:
1.  Любое равенство называется уравнением.
2.  Любое  уравнение имеет хотя бы один корень.
3.  Существуют уравнения, у которых нет корней.
4.  Существует уравнение,  корнем которого являются числа 2 и 3.
5.  Алгебраическое выражение, содержащее неизвестное, называется уравнением.
6.  Решить уравнение – это значит найти все его корни.
7.  Уравнение 5(х+3)= 2х+3х  -называется линейным.
Правильные ответы : 3,4,7
Учитель анализирует ответы и обращает внимание на  высказывания, в  определении правильности которых были допущены ошибки.   
4.Физминутка для глаз
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.  Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза , отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.  Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью ладоней.
5. Самостоятельная работа. 
Замените:
а) уравнение 0,3x=-4 равносильным уравнением с целым коэффициентом.
б) уравнение 5x-4=21 равносильным уравнением вида ax=b где a и b некоторые числа
Первые три
учащихся справившиеся с заданием получают оценку.
6. Задание на дом: 
П.6 выучить определения №112, 117 Придумать и решить два линейных уравнения.
8. Итог урока.
 Выставляются оценки за самостоятельную работу и активность на уроке