Конспект урока по русскому языку Тема: Корни с чередованием


Конспект урока по русскому языку
Тема: Корни с чередованием
Тип урока по содержанию: Орфография
Тип урока по цели: обобщающее повторение
Автор учебника – Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.
Цель урока: обобщить и систематизировать изученный материал (корни с чередованием)
Задачи урока:
- знать и понимать условия выбора гласной в чередующемся корне
- знать исключения
- уметь графически комментировать выбор чередующейся гласной
Оборудование: таблички с чередующимися корнями, контрольный лист, заранее у каждого ученика на парте лежит перфокарта, сигнальные карточки, карточки для пар сменного состава, карточка «Третий лишний», листы для подведения итогов
План урока
Организационный момент
Сообщение темы и цели урока
Контроль степени усвоения учащимися того, в чем они будут тренироваться
Тренировочные упражнения
Выборочно-распределительный диктант (Е-И в чередующихся корнях)
2) Диктант (слова с корнями ЛАГ-ЛОЖ, КАС-КОС), составление словосочетаний
Диктант с использованием перфокарты (корни ГАР-ГОР, ЗАР-ЗОР)
Устный диктант с сигнальными карточками (РАСТ-РАЩ-РОС)
Пары сменного состава
«Третий лишний»
Самостоятельная работа учащихся
1) Творческое списывание
Подведение итогов урока
Объяснение домашнего задания
Организационный момент
Эскиз оформления доски
Двадцать шестое апреля.
Классная работа.
Корни с чередованием.
От согласных                        От ударения            От суффикса
Раст 
Ращрос Гар-горЗар-зорЛож-лагКос-касБер-бирДер-дирТер-тирПер-пирМер-мирЖег-жигСтел-стилБлест-блистЭскиз оформления тетради ученика
Двадцать шестое апреля.
Классная работа.
Корни с чередованием. О       А      О      А      О
О      О      О      А      О
А      А      А      О      А
А      А      О      А      А
Густые заросли, поехать в Ростов, растительный мир, отрасль хозяйства, выращивать на даче, маленький росток, выросли на грядке, ухаживать за растением, долго росли, отрастить бороду
         Ребята расположились на отдых у реки. Быстро выросли на берегу палатки. Заря догорала. Последние лучи солнца чуть касались вершины деревьев. По оврагам расстилался туман. Ребята стали собирать сучья. Один за другим загорались костры.
Е
Отмереть
Уберу
Заблестеть
Выдернул
Перестелить
Заперли
стереть И
Пробирались
Выдирать
Упирается
Блистать
Выжигаю
Застилать
Блистательный
замирают Коснулся экспоната
Прилагать усилия
Положить на террасу
Касание статуи
Предполагаемый результат
Прикоснулся к брошюре Ход урока.
Организационный момент
Сообщение темы и цели урока
На предыдущих уроках вы познакомились с правилами правописания корней, в которых могут чередоваться гласные буквы.
- Какие гласные могут чередоваться? (А-О, Е-И)
Тема сегодняшнего урока – Корни с чередованием. Цель урока: обобщить и систематизировать изученный материал
Контроль степени усвоения материала
На доске вы видите те условия, от которых зависит правописание корней. Прочитайте. (от суффикса, от ударения, от согласных)
В руках у меня карточки с корнями, в которых чередуются гласные.
- Прочитайте первые корни. (гар-гор)
- От чего зависит правописание гласных в этих корнях? (от ударения)
-Сформулируйте правило (в корнях гар-гор под ударением –А, без ударения - О)
КАРТОЧКА С КОРНЯМИ ВЫВЕШИВАЕТСЯ НА ДОСКУ ПОД НУЖНЫМ УСЛОВИЕМ. ТАК И ЗАПОЛНЯЕТСЯ ТАБЛИЦА
- Следующие корни ЗАР-ЗОР. От чего зависит правописание гласных? (от ударения: под ударением пишется О, без ударения - А)
- Переходим к следующим корням -  раст-ращ-рос. (зависят от согласных, перед СТ,Щ пишем А, в других случаях – О. Исключения: Ростов, росток, отрасль)- От чего зависит правописание этой группы корней? (бер-бир, тер-тир и т.д)
(от суффикса А, если он есть, в корнях ЛАГ-ЛОЖ, КАС-КОС пишем А, если нет – О; в остальных корнях пишется И, если есть суффикс А, если нет - Е)
Тренировочные упражнения
Сейчас свои знания вы будете использовать в упражнениях. Откройте тетради, запишите дату и тему урока. (НА ДОСКЕ)
Выборочно-распределительный диктант
Начинаем с выборочно-распределительного диктанта по корням, в которых чередуются гласные Е-И.
По середине тетради прочертите линию вниз на 9 строк. Над первой колонкой напишите гласную Е, над второй – И.
Я диктую слово, вы думаете, какая гласная пишется в корне и записываете слово в нужный столбик, графически комментируя свой выбор. Начинаем:
Пробирались, выдирать, отмереть, упирается, уберу, заблестеть, блистать, выжигаю, выдернул, перестелил, заперли, застилать, блистательный, стереть, замирают.Проверка. Прочитайте слова, в корне которых пишется Е. (отмереть, уберу, заблестеть, выдернул, перестелить, заперли, стереть)В каких словах пишется И? (пробирались, выдирать, упирается, блистать, выжигаю, застилать, блистательный, замирают)
Диктант с составлением словосочетаний
Переходим к следующему упражнению. Вам необходимо в столбик записать слова с корнями КАС-КОС, ЛАГ-ЛОЖ под диктовку и графически объяснить выбор гласной. Начинаем: коснулся, касание, прикоснулся, прилагать, приложить, предполагаемый.
- Подумайте, почему я объединила эти корни? (одинаковые условия для правописания корней с чередованием, зависят от суф. А)
-Теперь откройте учебники на страницах 298-299 (словарь). Составьте словосочетания, опираясь на слова под рубриками «Пиши правильно!» и «Произноси правильно!»
- Прочитайте словосочетания, называя корень с чередованием и объясняя его написание. (коснулся экспоната, корень КОС, так как нет суффикса А) и т.д.
- Повторим, от чего зависит правописание корней КАС-КОС, ЛАГ-ЛОЖ (…)
Диктант с использованием перфокарты
Проведем диктант по перфокартам. Они лежат у вас на партах. Положите их таким образом, чтобы было 4 строчки по 5 «окошечек». Я читаю слово один раз, вы записываете только букву, которая пишется в корне с чередованием (А или О). Первые две строчки – на корни ГАР-ГОР, 3 и 4-ая на ЗАР-ЗОР.
Перед началом повторим правила правописания этих корней. (…)Догорать, огарок, горение, загар, обгорел. 2. Загорелый, разгорались, горелый, угар, гореть. 3. Зарница, заря, озаряется, зорей, озарить. 4. Озарение, озаренный, зори, зарей, озарил.
 Проведем взаимопроверку. Обменяйтесь тетрадями с соседом. Перед вами контрольный лист (вывешивается на доску). Проверяйте внимательно!
-Итак, подведем итоги. У кого ошибка в 1 строчку? 2? И т.д. Слова, в которых допущены ошибки, записываются в тетрадь.
Диктант с сигнальными карточками
Сейчас повторим правописание достаточно сложных корней, в которых чаще всего допускают ошибки. Работаем с сигнальными карточками. Я называю слово с корнями РАСТ-РАЩ-РОС, а вы по моему сигналу поднимаете карточку с нужной гласной. Будьте внимательны!
Ростов, растение, выращивать, росток, отраслевой, отрастить, росли, сращение, поросль, вырос.
Пары сменного состава
Так как эти корни трудные, то закрепим их через другой вид работы, он называется «пары сменного состава». Каждый возьмите карточку, они лежат у вас на партах. Работать вы будете в тетрадях.
1 вариант во время упражнения сидит на местах. Передвигаться будет 2 вариант. Делаем все только по моей команде.
Перепишите словосочетание с карточки, которая у вас в руках, в тетрадь.
Теперь обменяйтесь карточкой с соседом, перепишите новое словосочетание.
С этой карточкой 2 вариант встает, идет назад и садится за следующую парту. Ребята, которые сидят за последней партой, переходят на первую.
Карточку, с которой вы пересели, отдайте новому соседу, а он вам даст свою, перепишите словосочетания. С этой же карточкой двигайтесь назад, меняйтесь с соседом, переписывайте новое словосочетание. И ТАК ДАЛЕЕ.
10 карточек:
1. Густые заросли
2. Поехать в Ростов
3. Растительный мир
4. Отрасль хозяйства
5. Выращивать на даче
6. Маленький росток
7. Выросли на грядке
8. Ухаживать за растением
9. Долго росли
10. Отрастить бороду
У каждого из вас в тетради должно быть 10 разных словосочетаний. Прочитаем их, объясним правописание корней.
«Третий лишний»
Следующее задание выполним устно. Возьмите в руки раздаточный материал «Третий лишний». В нем вы найдете слова со всеми корнями с чередованием, о которых мы сегодня говорили. В каждом пункте вам необходимо найти лишнее слово.
- Прочитайте 1-ую группу слов. Какие буквы напишем на месте пропусков?
- Какое слово в этом ряду лишнее? Почему? (например, ЛОЖНЫЙ, так как другое лексическое значение корня)
- Прочитайте 2-ую группу слов. Какое слово лишнее? Почему?
И ТАК ДАЛЕЕ
«Третий лишний»
пол…жение, отл…жить, л…жный;
р…стение, р…сток, отр…сль;
прик…сается, к…са, прик…сновение;
приг…рок, заг…релый, заг…р;
бл…стательный, пост…лить, расст…лать;
зам…рло, переб…рает, подж…гают.
Самостоятельная работа
Мы сегодня повторили все корни с чередованием. Это подготовило нас к  творческому списыванию. У вас на раздаточном материале есть текст. Ребята, но здесь нет слов с нужными для нас корнями!
-Как вы думаете, что надо сделать?
«Творческое списывание»
Ребята устроились на отдых у реки. Быстро поднялись на берегу палатки. Заря угасала. Последние лучи солнца чуть трогали вершины деревьев. По оврагам расходился туман. Ребята стали искать сучья. Один за другим вспыхивали костры.
(заменить подчеркнутые слова на слова с чередующимися гласными в корне)
- Верно. Текст переписываете в тетрадь, графически комментируете правописание корней.
ПЕРЕД СПИСЫВАНИЕМ УСТНО ОБГОВАРИВАЕМ, КАКИЕ СЛОВА ЗАПИСАТЬ.
Подведение итогов урока.
Итак, на уроке мы в различных упражнениях закрепили правописание чередующихся гласных в корне. Возьмите небольшие листочки у вас на партах, напишите свою фамилию.
Под цифрой 1 запишите те корни, которые вам даются легче всего.
Под цифрой 2 запишите самый трудный для вас корень. Передайте работы вперед.
Давайте посмотрим, какие корни не вызывают трудности (…), какие же самые сложные? (…)
Из этого следует сделать простой вывод: надо повторить правило написания сложных для вас корней.
Объяснение домашнего задания.
Составить 10 словосочетаний с корнями, в которых чередуются гласные. Надо взять разные корни!
Из учебника литературы подобрать 4 предложения, в которых есть слова с чередующимися корнями.
Организационный момент