Презентация урока по русскому языку в 5 классе Буквы И — Ы в корнях с чередованием


Муниципальный конкурс профессионального мастерства «Урок реализации ФГОС» Деревягина Н.Н.учитель русского языка и литературы I квалификационной категорииМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» г. Абакан Тема: «Буквы Е-И в корнях с чередованием»Тип урока: открытие новых знанийФорма работы: фронтальная, групповая , парная, индивидуальная.Методы обучения: репродуктивный, словесный, проблемно-поисковый, практический.Образовательные технологии: технология системно – деятельностного подхода, ИКТОборудование: компьютерная презентация, карточки для групповой работы.Понятия: орфограмма, безударные проверяемые и непроверяемые гласные, словарные слова, чередующиеся гласные, слова- исключения.Курс: «Русский язык» 5 классАвторы: Тростенцова Л.А, Ладыженская Т.А.Учебник: «Русский язык» Используемые Интернет-ресурсы www.school-collection.edu.ruwww.openclass.ruhttp://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test53.xml Краткая характеристика классаВ 5 классе учится 25 человек, и только 6 обучающихся обладают навыками грамотного письма, 4 человека имеют неустойчивую грамотность, остальным она дается с трудом, несмотря на это, дети активные, любознательные, легко включаются в игру, тянутся к новому и познавательному. Цель урока:Сформировать навыки правильного написания однокоренных слов с чередующейся гласной в корне.Задача урока:Через последовательность этапов урока выработать способ действия при выборе орфограммы Е – И в корне слова Виды и методы обучения, используемые на уроке, разнообразны и связаны с целями, поставленными в начале урока:-репродуктивный и словесный методы позволяют выяснить степень усвоения материала и активизировать работу;-практический- использован при самостоятельной работе и при выполнении разнообразных заданий;-поисковый- в нахождении орфограммы, выделении ее графически Виды деятельности учащихся на урокеНаблюдение.Самостоятельное выведение правила учащимися Подбор однокоренных слов.Составление алгоритма пользования правиломОбсуждение в парах и в группах.Оценивание своей деятельности на уроке и деятельности группы. Ожидаемые результаты:метапредметные:- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности; личностные: понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности. Структура урокаМотивация к учебной деятельности.Актуализация знаний учащихся.Пробное действие.3. Выявление места и причины затруднения.4. Построение проекта выхода из затруднения.5. Реализация построения проекта.Физминутка6. Первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи.7. Самостоятельная работа с самопроверкой.8. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании. 1. Мотивация к учебной деятельности.Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке; актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.Способ достижения: обсуждение пословицы урока: «Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает.»Результат: соблюдение санитарно-гигиенических требований, эмоциональный настрой на учебную деятельность. В2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии Цель: активизировать имеющиеся знания о составе слова, однокоренных словах, правописании чередующихся гласных А-О,проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Способ достижения: работа в парах.Результат: учащиеся вспомнят основные понятия: корень слова, суффикс, однокоренные слова, морфемный разбор, что им необходимо для изучения новой темы. Пробное действиеЦель: организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном урокеСпособ достижения: работа в парах, формулирование вопроса урокаРезультат: возникновение осознания «Что я не знаю. Какая гласная пропущена в корне слова?» Вопрос вызывает необходимость поиска решения Учитель: На слайде вы видите пары слов. Являются ли слова в парах однокоренными? Ученики: Да, являются, так как имеют общее лексическое значение.Учитель: Обозначьте корни слов. Определите, какие буквы в корнях пропущены. Ученики обозначают корни слов, вставляют пропущенные буквы в слова (раздаточный материал 2), произносят разные варианты ответов. 3.Выявление места и причины затрудненияЦель: создать условия для проведения учащимися анализа своих действий; организовать выявление и фиксацию учащимися причины затруднения. Способ достижения: подводящий диалогЧто вызвало затруднение? Почему?Значит чему нам надо научиться? (Узнать, научиться…).Как найти в слове окончание и основу слова?Сформулируйте тему урока.Результат: учащиеся понимают: «Что ещё им нужно узнать? Чему научиться?» Учитель: У вас получились разные ответы. Почему?Ученики: Мы не можем обосновать почему ту или иную букву вставили, т.к. мы не знаем правило.  Учитель: Подумайте, к каким орфограммам мы можем отнести данные слова:безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, чередующиеся гласные в корне? Ученики: К орфограмме чередующиеся гласные е-и в корне словаУчитель: Значит, чтобы правильно написать глсную букву, надо знать правило 4. Построение проекта выхода из затрудненияЦель: создать условия для проведения учащимися конкретной цели будущих учебных действий; согласовать тему урока; организовать выбор учащимися средств для построения нового знания Способ достижения: подводящий диалог.. ЦельОпределить условия выбора написания гласных е-и в корнях слов .Научиться графически выделять орфограмму..Результат: сформулированы цель и план действий на уроке. Учитель: Какова же цель вашей деятельности на уроке?Ученики: Научиться писать правильно гласную в корнях с чередованием.Учитель: Сформулируйте тему урока.Ученики: Буквы е — и в корнях с чередованием (дата, тема, наименование работы прописывают в тетрадях). 5.Реализация построенного проектаЦель: организовать построение новой схемы на основе задания, вызвавшего затруднение; организовать фиксацию нового способа действий в речи и с помощью схемы; зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. Способ достижения: работа с текстом учебникаРезультат: ученики находят ответы на вопрос урока Учитель: Поскольку подобные темы мы изучали ранее, я предлагаю вам «открыть» новое знание самостоятельно. Учащиеся работают в мобильных группах 1 – 3 мин.Учитель: Какая из групп готова представить своё «открытие»?Несколько обучающихся проговаривают созданное правило.Учитель: Давайте откроем учебник и проверим, правильно ли мы рассуждаем? Прочитайте правило на стр.112. Обратите внимание на корни, их надо запомнить. Создание проблемной ситуации.Протирать - вытеретьСобирать –соберешьЗамирать –замеретьСпишите слова, выделите в них корни.Подчеркните гласные в корнях. Что заметили? (Побуждение к осознанию противоречия: слова имеют одинаковые корни, которые пишутся по-разному).Сравните, чем схожи между собой корни левого столбика? (в корнях пишется буква И). А – правого? (буква Е)Сделайте вывод о том, что происходит с гласными. (Чередуются, чередование)А где происходит чередование? (в корне)Какой вопрос возникает? (При каких условиях в подобных корнях с чередованием пишется буква и, а при каких – е?) Правило«Если после корня стоит суффикс А, то в данном корне пишем И, если нет, то Е».{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ИАЕ
Алгоритм рассуждения.Выделим в слове корень.Посмотрим, какая гласная стоит за корнем.Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать И.Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать Е.Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм ФизминуткаЦель: избежание перегрузки учащихсяСпособ достижения: упражнения для снятия нагрузки с глаз Результат: способствовать формированию компетентного отношения к своему здоровью. Работа с опорными схемами(карточка – тренинг)Цель: найти ответ на поставленный вопрос «От чего же зависит правописание букв Е-И в корнях?» Способ достижения: учебное сотрудничество в группах Результат: ученики формулируют вывод: «Корни с чередованием мы пишем строго по правилу.» 6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речиЦель: создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного способа действий.Способ достижения: работа с упражнением с комментированием , работа на доске.Результат: ученики графически выделяют корень, суффикс. Применяют алгоритм, проверяя, работает ли он. Учитель: Вы справились с заданием правильно?Ученики: Да.Учитель: Что теперь необходимо сделать?Ученики: Научиться применять новые знания. Учитель: А теперь в парах, применяя образец, проговорите друг другу правило. Учитель: Проверьте работу соседа по парте! Для этого возьмите ручку с зелёной пастой! Если всё верно, то ставите оценку «5», если есть 1 ошибка – оценку «4», две – оценку «3».Учитель: Молодцы! Как вы можете проверить, что знаете новое правило?Ученики: Выполняя задания самостоятельно. 7. Самостоятельная работа с самопроверкойЦель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий; организовать самопроверку работ. Способ достижения: практическая работа с самопроверкой по эталону.Результат: применение полученных знаний в ходе выполнения задания. Выполнение этого задания позволяет углубить понимание условий выбора букв е – и в изучаемых корнях; различать в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением; уметь правильно писать слова с чередованием е – и в корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний. Учитель: Выполните задания самостоятельно.На выполнение работы вам дается 10 минут. Через 10 минут работа останавливается, ученики берут ручку зеленого цвета.Учитель: А теперь давайте проверим вашу работу. На экране вы сейчас увидите правильный ответ, если вы выполнили все верно поставьте рядом с номером задания знак «+», если есть ошибки – «?». Если вы правильно выполнили все 3 задания ставите себе оценку «5», если правильно выполнили два задания – оценку «4», одно – оценку «3». 8. Подведение итогов учебной деятельностиЦель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности; создать условия для фиксации учащимися в речи нового способа действий, изученного на уроке; организовать фиксацию затруднений, которые остались и способов их преодоления; организовать самооценку собственной учебной деятельности на уроке.Способ достижения: дети оценили свою работу на уроке, (На доске табличка с переводом баллов в оценку:           20-19 б.    – «5»           18-15 б. – «4»    14-10 б. – «3»)с помощью рефлексивного экрана высказали своё мнение, с помощью сигнальных карточек выразили свое настроение.Сегодня я узнал…Было интересно…Было трудно…Я выполнял задание…Мне захотелось…Меня удивило… Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин.).Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке?Ученики: Правописание букв е - и в корнях с чередованием.Учитель: Какую цель вы ставили перед собой?Ученики: Научиться писать правильно гласную в корнях с чередованием. Учитель: Вы достигли цели?Ученики: Да, так как узнали, когда пишем «е» или «и» в корнях чередованием. (Проговаривают правило).Учитель: А теперь я вам предлагаю оценить свою работу, выполнив небольшое задание Результат: формирование представления о значении изучения данной темы. Оценка собственной деятельности и деятельности класса на уроке.Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить выделять окончание и основу слова, и помочь другим.Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились выделять окончание в словах и основу, но иногда вам ещё нужна помощь.Вы считаете, что могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке. Распределительный диктантУчитель: На какие три группы делятся безударные гласные в корне слова? Ученики: Проверяемые, непроверяемые и чередующиеся. Задание :Распределите слова по видам орфограмм. Орфограмму графически обозначьте. Работаем в паре. Проверьте правильность выполненного задания. (Ученики сравнивают свою запись с записью на слайде, оценивают себя).{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Проверяемые Непроверяемые Чередующиеся С_лёный, предл_жение, изб_ру, предлагать, од_нокий, произр_стать, ар_мат, отд_рать, в_здушный, в_л_сипед, расс_лать, изб_рать, з_ркальный, водянистый {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Проверяемые НепроверяемыеЧередующиесясолёныйароматпредложениевоздушныйвелосипедпроизрастатьводянистыйпредлагатьзеркальныйрасстилатьодинокийизбиратьотдиратьизберу Учитель: Какие слова  остались без нашего внимания?Ученики:  расстилать, избирать, отдирать, изберуУчитель: Запишите их на новой строке. Выделим корень.Ученики  называют корень, подобрав однокоренные слова стелишь, , изберут, отдерёт. Учитель: Какая же гласная в корне этого слова?Учитель: Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем?Ученики: Чередование звуков Е-И.Учитель: Что такое чередование звуков?Ученики: Это замена одного звука другим.Учитель: Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов?Ученики: Нет.Учитель: Почему?Ученики: Потому что мы не знаем правила, которое надо применить Алгоритм рассуждения.Выделим в слове корень.Посмотрим, какая гласная стоит за корнем.Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать И.Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать Е.Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм . Работа у доски. Спишите словосочетания, укажите главное слово, способ связи слов в словосочетании. Изб_рать депутатов, зап_рать дверь, разб_раться в техник_, зам_реть от страха, расст_лать скатерть, оп_раться на палку, ст_реть с доски, выт_рла рукиВыполняют упражнение письменно в тетрадях, сопровождая запись устным комментированием с использованием алгоритма.На слайде шаги алгоритма написания гласной в корнечему учились, выполняя это упражнение?Учитель: Каким алгоритмом пользовались, когда вставляли пропущенные орфограммы?Учащиеся: 1)произнеси слово 2)определи в какой морфеме находится пропущенная орфограмма 3)примени правило 4)обозначь орфограмму 1. Выделяю в слове     (корень).2. Нахожу   (безударную гласную в корне).3. Вспоминаю  (корни с  чередованием Е-И).5. Проверяю, (есть ли  суффикс А после корня).6. Если  (есть суффикс  А, пишу   И), если (нет – Е). Вопрос: От чего зависит выбор гласной и-е в корне слова? Выписывают слова с орфограммой, подбирают однокоренные слова, в корнях которых – гласная И или Е. Графически обозначают орфограмму, пользуясь опорной записью.(работа в парах)Образец: вытереть ( с.в) доску – вытирать (н.в)доску1. Все зам_рло.-2. Перед домом расст_лается луг.3. Сердце зам_рает от страха.4. Мать выт_рла ручки ребенка.5. Пчелы соб_рают мед.6. Пчелы соб_рут мед и улетят в улей.7. Дуб вершиной уп_рается в облака.8. Нужно нат_реть самовар до блеска9. Бл_снуло вдали озеро.10. Перед домом расст_лается луг. Слабые учащиеся подбирают однокоренные слова, в корнях которых – гласная И. Графически обозначают орфограмму, пользуясь опорной записью. Образец- наберу- набиратьСоберу – … .Замереть – … .Растереть – … .Запереть – … .Расстелить – … .Раздеру – … .Выжег – … .Блестит – Соберу – собиратьЗамереть – замиратьРастереть – растиратьЗапереть – запиратьРасстелить – расстилатьРаздеру – раздиратьВыжег – выжигатьБлестит - блистать .1. Все замерло (с.в) –замирать(н.в)2. Перед домом расстилается (н.в)- расстелить (с.в) луг.3. Сердце замирает (н.в) от страха. – замереть (с.в)4. Мать вытерла (с.в) ручки ребенка.- вытирать (н.в)5. Пчелы собирают (н.в) мед.- соберёт (с.в)6. Пчелы соберут (с.в) мед и улетят в улей.- собирать (н.в)7. Дуб вершиной упирается (н.в) в облака.- упереться (с.в)8. Нужно натереть (с.в)самовар до блеска – натирать (н.в)9. Блеснуло (с.в) вдали озеро. – блистать (н.в)10. Перед домом расстилается(н.в) луг. – расстилаться (н.в)Расстилаться - морфемный разбор. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Выделите орфограмму. Укажите вид глаголов. Подчеркните грамматическую основу второго предложения, составьте его схему. Сердце зам_рает от восторга при виде чудес_ной картины природы. За селом расст_лается гла_кое зеркало больш_го озера и ни_ко от него под лугами ст_лется туман. Трудно проб_раться скво_ь густые зар_сли кустов. Но вот скоро забл_стит со_нце на небе, и_чезнет туман. 1. Определите стиль текста;2. назовите тип речи (тип текста);3. определите тему текста;4. запишите основную мысль текста. ПерфокартаЗап_рать, выт_рать, заж_гать Проб_раться, бл_стеть, выт_ретьУд_рать, зам_рать, бл_статьНаб_рёшь, расст_лит, уп_ратьсяСоб_рать, зад_рать, раст_рать Если ты получишь «5», я приду к тебе опять {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ииииееиииееииии Удачи всем и творческих успехов!