Урок-путешествие Буквы О и А в корнях с чередованием -РАСТ-, -РАЩ- , -РОС-


Урок – путешествие: « Буквы О и А в корнях с чередованием -РАСТ-,
-РАЩ- , -РОС- » 5 КЛАСС
Цели урока:
1.Познавательные:
а) повторить правило правописания корней - РАСТ-, - РАЩ- , - РОС-;
б ) учить обоснованию условий выбора букв А – О в корнях с чередованием
- РАСТ-, - РАЩ-, - РОС-;
в) формировать навык выбора букв в этих корнях.
2.Практические:
а) закрепить правописание чередующих гласных в корне слова -РАСТ-,
- РОС-, - РАЩ-;
б) сформировать умения учащихся распознавать слова с чередующимися гласными, обосновывать свой выбор;
3.Общепредметные:
а) воспитывать языковую личность учащегося, развивающего разные виды речевой компетенции;
б) развивать способности формирования языковой компетенции учащихся как основы для формирования коммуникативных умений.
Средства обучения – учебник « Русский язык 5 класс» Р.Н.Бунеев, дидактический материал ( ромашка – шаблон, карточки с заданиями для группы, тексты на карточках, шаблоны листочки) ИКТ, презентация.
Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Прозвенел и смолк звонок.Начинается урок.А у нас всегда в порядкеКнижки, ручки и тетрадки?
(Ребята проверяют порядок на партах и готовность к уроку.)
2. Актуализация. Фронтальный опрос.-О чём мы говорили с вами на прошлом уроке? (чередовании звуков и букв в корнях слов)-Что называется чередованием? (замена одних звуков другими в одной и той же части слова).-В каких частях слова (морфемах) может происходить чередование? (корень, приставка, суффикс).-Какие звуки могут чередоваться? (согласные, гласные).
3. ПУЗСкажите, можем ли мы уже считать себя грамотными людьми, полностью освоившими правила чередования? (нет, мы еще многого не знаем)
Тема нашего сегодняшнего урока будет способствовать тому, чтобы мы могли сказать это с большей уверенностью.
Сообщение темы
Целью нашего урока будет – закрепить правило правописания корней – раст-, -ращ-, -рос- и вырабатывать умение находить слова с изученной орфограммой.
Прежде чем отправиться в путешествие и в путь, запишем число и классную работу, тему
Буквы О и А в корнях с чередованием -РАСТ-, -РАЩ- , -РОС-
РУЗ
- Закройте глаза, прислушайтесь. Что Вы услышали? Где вы? (ответы учащихся)
( звучит музыка про лес)
Здравствуй, лес,Дремучий лес,Полный сказок и чудес!Что в глуши твоей таится?Все открой, не утаи:Ты же видишь, мы свои!
- Итак, мы сегодня будем путешествовать по лесу и встречаться с лесными жителями.
- Ребята, а ну-ка посмотрите вон туда. К нам из леса кто-то идет. Кто же это? Вы узнали, наверное, уже? (ответы учащихся: - Это Лесовичок !)
- И мы попали на полянку повторительную. У Лесовичка для вас задание. Он просит Вас вспомнить правило о правописании корней : - раст- , ( ращ), - рос-. ( ответы учащихся В корне – раст- - рос- безударная а пишется перед ст, щ. Слова – исключения: росток, отрасль, ростовщик, Ростов, Ростислав) -Придумайте примеры свои на это правило? Сейчас нам не страшно прогуливаться по лесу, так как мы хорошо знаем правило.
-Мы пришли на орфографическую полянку и перед нами ромашка, которая приветливо кивает своей головой. А лепестки ромашки состоят из слов, в которых пропущены буквы.
- Чтобы попасть на следующую поляну вы должны правильно вставить пропущенные буквы и объяснить их правописание.
Р_астение, отр_асль, р_осток, подр_осли, прор_асти, выр_ащенный, дор_асти, р_астительность, возр_аст, прир_асти. ( у доски) ( отрываем лепесток и комментируем слово)
- При комментировании слов вы не сделали ошибки. Молодцы идем дальше!
- А мы держим путь дальше! Следующая поляна на которую мы попали, применительная . Эта поляна со всех сторон окружена орешником. И учащимся предлагается посмотреть в учебник на стр. 74 упражнение 129 и поискать в нем орехи. А орехи находятся не простые, а орфографические. Ребята, давайте его выполним в тетрадях (комментированное письмо).
- Над какими орфограммами работали?
Стр.74, упр. 130.(устно)
- Какие корни встречались в этих словах?
-Ваши ответы верные. Вы сделали правильные выводы.
Путешествуя дальше, вдруг видим впереди яблонька. Мы попали на самостоятельную полянку.
Смотрите, какая красивая яблонька выросла. Солнышко её пригревает, и яблочки на ней поспевают. А как они поспевают, об этом мы прочитаем в стихотворении “Яблонька”.
Ребята прочитайте стихотворение про себя. ( учащийся читает стихотворение ) ( раздаю текст на парты с заданиями)
Р…сти, р…сти ,яблонька,Подр…стай!Цв…ти, цв…ти ,яблонька,Расцв…тай!З…лотое солнышко,Жарче грей!Выр…стайте,яблоки,Поскорей!Р…сла, р…сла яблонька,Подр…сла.Цв…ла, цв…ла яблонька,Отцв…ла.Отр…хнула яблонькаСвой наряд,И поспели яблокиДля ребят.
- Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
- Над какими орфограммами работали?
Впереди нас ждет занимательная поляна. Жители данной поляны. Предлагают провести лексический диктант
« Угадай слово»
Увеличиваться в росте - расти;
Молодой побег растения - росток;
Мальчик или девочка в возрасте от 12 до 14 лет - подросток;
Количество лет кому-либо — возраст;
Отдельная область науки, производства – отрасль.
Ярко светит солнце. Что это блестит на берегу в волнах?
- А в бутылке находится несколько листочков. И оказались мы на групповой полянке.
- Это письма для каждой группы. Ребята разделитесь на 5 групп по 4 человека. Выберите ответственного, в группе. Я Вам раздам письма. Вы прочитайте про себя, читайте внимательно, чтобы ваша группа ответила на вопросы быстро и правильно.
Сад вырос.
У нас во дворе есть садик. Его вырастили ребята нашего дома. Сначала двор был плохой. Только у забора росла едва заметная травка. Потом мы посадили деревья, цветы и стали их выращивать.
Появились первые ростки. Мы оберегали каждое растение. Цветы росли на наших глазах. Деревья заметно подрастали. Наш двор стал зеленым, а садик всё растет и хорошеет.
5. Рефлексия
- О чём говорили сегодня на уроке?
- От чего зависит написание буквы А – О в корнях - РАСТ-, - РОС-,- РАЩ-?
6. Оценивание
7. Домашнее задание стр.75 упр.131