Конспект урока 8 класс Театр как синтез искусств

Изобразительное искусство 8 класс

Художник и искусство театра

Тема урока: Театр как синтез искусств.

Тип урока: введение в тему

Цель урока: формирование понимания специфики синтетических видов
искусства.

Задачи урока:

Образовательные: дать представление о театре как виде синтетических
искусств, его истории и современных направлений
развития.

Развивающие: расширение кругозора и эрудиции уч-ся, развитие их
актёрских способностей и коммуникативных навыков.

Воспитательные: воспитание уважения к творческим профессиям, вызвать
интерес к театру, к его художественно-образной
природе.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, раздаточный материал
со словами для уч-ся.


Эпиграф: « Весь мир театр.
В нём женщины, мужчины – все актёры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль»

Уильям Шекспир

Ход урока

1. Организационный момент

Мотивация учебной деятельности

Учитель:
Ребята, сейчас нам предстоит интересный разговор о театре, его истории и художественно- выразительных средствах.
Слайд №1
Сегодня мы с вами постараемся ответить на вопросы: «Почему театральное искусство относят к синтетическим видам искусства? Что делает театр самобытным видом искусства? Почему это древнейшее искусство не умерло вместе с древними цивилизациями его породившими? »
Учитель зачитывает эпиграф к уроку.
Слайд №2

Учитель: - Согласны ли вы со словами У. Шекспира?
- Почему в качестве эпиграфа, были выбраны именно стихи
У. Шекспира?
Слайды № 3, 4
- Любите ли вы ходить в театр?
- Давно ли вы были в театре? а в кинотеатре?
- Почему мы всё меньше ходим в театр, предпочитая
кинотеатры?
- Как вы думаете - так было всегда?

3. Сообщение нового материала

Ребята, давайте для поиска ответа на этот вопрос обратимся к специалистам.
У нас в гостях (далее – Ф.И.О. учеников) – специалисты по древней истории, давайте поприветствуем их. (Ученики-историки здороваются тоже.) Первый вопрос к специалисту по древнейшей истории.
(И.О. ученика), скажите, пожалуйста, человек всегда любил зрелища? Историк1:
Здравствуйте, уважаемая аудитория. Давайте вместе попробуем проследить историю возникновения театра.
Слайд № 5
История театра уходит своими корнями далеко-далеко в прошлое человечества.
Слайд № 6
Первые сценические постановки можно было увидеть в ритуальных обрядах, которыми сопровождались все значимые для первобытных людей события.
Например, перед охотой, от удачности которой зависела жизнь племени, мужчины разделяли роли – кто-то становился зверем, кто-то охотником. Человек-зверь в точности копировал поведение и повадки кого-либо животного. Даже одевал его шкуру, наносил на лицо характерные мазки краски, придавая сходство с животным (это ли не театральный грим?).
Слайд № 7
Охотники оттачивали своё мастерство, ловкость владения охотничьим снаряжением в танцах-пантомимах, имитируя, практически, реальную охоту. Импровизация приветствовалась – зверь хитёр и опасен, надо было быть готовым к самым его неожиданным действиям.
Слайд № 8
Всё это происходило под непрерывный звук ритмичных ударов (вот и первые музыканты) . Женщины и дети с огромным интересом наблюдали за этим зрелищем, они были первыми зрителями.
Слайды № 9, 10, 11



Учитель: Теперь мы перенесёмся в Древнюю Грецию на весёлый праздник. И поможет нам в этом (И.О. ученика).
Историк2:
Уважаемые ребята, мы отправляемся с вами в Древнюю Грецию. Включите, пожалуйста, ваше воображение на полную мощность.
Слайд № 12
Мы с вами в месяце Посейдонии (конец декабря - начало января), означавшем в Греции поворот к весне. К жертвеннику Диониса движутся толпой весёлые земледельцы. Они несут увитую зеленью амфору вина, корзину с фруктами, виноградные лозы и гирлянды из цветов и плодов, ведут жертвенного козла, убранного лентами.
Слайд № 13
Торжественно совершаются жертвоприношения на алтаре Диониса. Постепенно разгорается веселье. Несутся хороводы девушек, юноши пляшут танец Диониса, крестьяне отпускают острые шутки встречным, те не остаются в долгу. Появляются ряженные. Они изображают спутников Диониса – сатиров, поэтому одеты в козлиные шкуры, а лица их закрывают козлиные маски.
Слайд № 14
Они хором славили Диониса. Запевала хора, то пели за Диониса, то за Зевса, то за одного из героев. А позади пешком и на повозках в маскарадных костюмах следует пестрая толпа со свирелями и флейтами. Они воспроизводят различные сцены из мифов о Дионисе.
Слайды № 16
Учитель: К нашему разговору присоединяется (И.О. ученика).
Историк3:
Медленно продвигаясь, процессия прибывает на агору, где уже горит яркий огонь у алтаря Двенадцати богов. Танцующие вокруг жертвенника юноши, поют священные песни, после чего совершается грандиозное жертвоприношение – 100 быков. А затем –пир. Лишь при свете факелов процессия возвращается к театру Диониса, и посреди орхестры водружается его статуя, чтобы он мог присутствовать на зрелище, устроенном в его честь.
Слайды № 17, 18
Второй и третий дни – хвалебные гимны (дифирамбы) в честь Диониса. Каждая фила (родовое объединение, община) выставляла свой хор мальчиков или мужчин на состязание. Каждый день завершался пиром в честь победителей.
И, наконец, самая важная часть - драматические представления. Им были отведены четвёртый, пятый и шестой дни Великих Дионисий.
Слайд № 19
Учитель: (И.О. ученика), пожалуйста, вам слово, продолжите этот интересный разговор.
Историк4:
Итак, зрители удобно расположились на своих местах. Сначала им предстоит увидеть официальную церемонию. Рабы вносят дары союзных городов,



которые выставляются в орхестре. Следующий этап церемонии – это воздаяние почестей героям Афин, погибшим за честь и славу. Затем следует чествование именитых граждан.
Наконец, на сцену выходит жрец. Он приносит в жертву Дионису поросят, разрезанное на мелкие кусочки мясо раздают зрителям, которые съедают их. На этом церемония закончена. Звук трубы возвещает начало представления. Сначала идут три трагедии. Перед зрителями декорация дворца или храма. В нём три двери. Их значение велико, они подсказывают зрителю, откуда пришёл персонаж: если он входит в левую дверь, то, значит, прибыл из города, если в правую – с чужбины. Из средней двери появляются боги. Рядами по 3-4 человека из западной двери появляется хор. Трагический хор выстраивается правильным четырёхугольником. В центре глава хора (корифей). Он ведёт диалог с актёрами и хором, руководит действиями последнего. У алтаря Диониса помещается флейтист. В партию хора входили песни, танцы под флейту, декламация. Основой танца был жест.
Учитель: (И.О. ученика), пожалуйста, вам слово.
Историк5:
Хор-это коллективный актёр, который советами, рассуждениями, действиями участвует в пьесе.
Маски в трагедии традиционны: есть маска старика седовласого, с опущенными уголками губ. Есть маска мужчины средних лет - смуглого с вьющимися волосами. Причём эта маска бывает как злой,   так и доброй. Молодого человека представляет маска блондина. Пять типов отражают различные характеры и возрасты девушек и женщин. Образ старухи представлен двумя масками: доброй и злой. Все роли исполняли только актёры-мужчины. Неожиданности исключены: сюжет и развязка известны заранее, т.к. сюжетом трагедии являются знакомые зрителям мифы. И всё же зрители смеются и рыдают, то, взрываясь аплодисментами, то, разражаясь дикими криками, а могут и маслиной или сандалией запустить в неудачника.

Учитель: Ребята, мы убедились, что ещё в древности театр зародился как синтез различных видов искусства: с талантливыми актёрами, певцами, танцорами и постановкой действия по заранее созданному сценарию.
Сила влияния театра на людей настолько велика, что театральное искусство стремились поставить на свою службу и императоры, и короли и политики.
Мы переносимся с вами в Древний Рим.
Передаём слово (И.О. ученика).
Слайд № 20
Историк6:
Сегодня третий день праздника, который дает римлянам император Каракалла. Человек жестокий, малодушный и мстительный, он недавно убил Гету, своего брата и соправителя. Многие возмущены убийством Геты, и Каракалла хочет раздачей денег, открытием новых великолепных бань и, главное, гладиаторскими боями снискать симпатии народа.
Я приглашаю вас стать очевидцами этих событий.
Утром в один из июльских дней 212 года на одной из центральных улиц


города можно было видеть трех оживленно беседующих людей. Двое из них худощавы и горбоносы. Гортанный говор выдает иноземцев. Это купцы. Они приехали в Рим по торговым делам и хотят осмотреть его достопримечательности. С ними спокойный и невозмутимый грек-вольноотпущенник. Он сопровождает гостей, с которыми вчера заключил крупную сделку.
Толпы людей ручейками вытекают из узеньких переулков, образуют кипящие потоки на главных улицах, разливаются в бескрайнее море в садах на берегу Тибра, на площадях, в театрах и цирках. В этой многоголосой толпе можно увидеть и знатную даму, которую несут в золоченых носилках, и курьера, расталкивающего локтями любопытную публику. Тут же громко расхваливают свой товар разносчики с корзинами на головах. На шумных перекрестках стоят вооруженные рабы это римская полиция, а около главного цирка, знаменитого Колизея, где сегодня император будет любоваться боем гладиаторов, как будто случайно то собираются, то расходятся кучки легионеров. Толпа азартна, она может легко взбунтоваться против своего могучего владыки. Поэтому надежные и преданные люди должны быть всегда под рукой.
Историк7:
Я продолжу этот рассказ.
Слайд № 21
Стараясь не теряться в давке и все поподробнее рассмотреть, чтобы рассказать дома, подходят сюда и приезжие купцы. Запрокинув головы, они рассматривают его многоэтажную аркаду, с бесчисленным количеством беломраморных фигур на темном фоне арок. Толпы людей устремляются туда, чтобы по многочисленным лестницам попасть на трибуны, похожие на трибуны современных стадионов. Много мест еще свободно, но к началу игр сюда, в эту огромную овальную чашу, соберется около шестидесяти тысяч человек.
Римляне называют свой гигантский цирк Колоссум (от слова «колосс», т.е. огромный). Даже их, привыкших к большим зданиям, он поражает своей грандиозностью. А ведь на родине наших купцов ничего подобного нет. Поэтому с таким вниманием слушают они о том, что глубоко в земле, под ареной Колизея, в несколько этажей расположены помещения зверинцев, тюрьмы для гладиаторов и устройства, позволяющие затоплять арену подземной водой. В Колизее происходят ведь не только бои гладиаторов, но и сражения военных кораблей.
Середина улицы и в древности была неподходящим местом для бесед... Предостерегающий окрик. Все расступаются перед вереницей повозок, груженных ярко-красным песком. Им, как ковром, покроют арену, и ручьи крови, которые потекут сегодня, станут незаметны на его фоне.
Слайд № 22, 23, 24, 25, 26
Гладиаторские бои проходили по-разному. Бывали поединки единичных пар, а иногда несколько десятков, а то и сот пар сражались одновременно. Порой на арене разыгрывались целые представления. Так, за считанные минуты воздвигались грандиозные декорации, изображавшие стены Карфагена, а


гладиаторы, одетые и вооруженные, как легионеры и карфагеняне, представляли штурм города. Или на арене вырастал целый лес из свежесрубленных деревьев, а гладиаторы изображали нападение германцев на тех же легионеров из засады. Фантазия режиссеров-постановщиков древнеримских шоу не знала границ.
Амфитеатр, который в средние века стали называть Колизеем, стоит и сейчас: это самый величественный и грандиозный памятник античного Рима.
Слайд № 27
Учитель: Да, это была кровавая страница в истории театральных зрелищ. Нам трудно понять психологию людей того времени. Но мы убедились, что за 25 веков своего существования театр прошёл путь от ритуального действия до современных спектаклей, оснащённых всевозможной аппаратурой и инженерными конструкциями.
Итак, давайте обобщим и определим: что такое театр как вид искусства в современном понимании?
Театр – зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств – литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и др..
Ребята, подумайте, где конкретно нашли своё применение в театре перечисленные виды искусства?
Как вы думаете: наше определение театра подходит другим синтетическим видам искусства – кино и телевидению?
Давайте разберёмся – что же делает театр самобытным, отдельным видом искусства?
С появлением кинематографа и телевидения у театра возникли очень сильные конкуренты. Их даже называли «могильщиками» театра. Но главная особенность театра – активное взаимодействие со зрителем – позволила театру возродиться в новых выразительных формах и по прежнему радовать зрителя и классическими постановками и ультрасовременными зрелищами.
Давайте обобщим сказанное и дадим окончательное определение театра. Но прежде обратимся к мудрым высказываниям о театре известных людей.
«Театр наказует тысячи пороков, оставляемых судом без наказания Театр вытаскивает обман и ложь из их кривых лабиринтов и показывает дневному свету их ужасную наружность.» Ф. Шиллер
«Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь» К.Станиславский
« Театр – не отражающее зеркало, а увеличивающее стекло» В. Маяковский
Итак:
Театр зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и др. и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия в тесном взаимодействии со зрителем.
Какие существуют виды современных театров?


Виды театров: 1. драматический
2. музыкальный (оперный, балетный в т.ч.)
3. кукольный
4. пантомимы и др.
Какие самые знаменитые театры вы знаете? в мире? в России? в Крыму?
Слайды № 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39
Ребята, в нашем небольшой Евпатории тоже существует многообразная театральная жизнь.
Слайды № 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
Слайд № 50
Ребята, вы узнали сегодня на уроке что-нибудь новое о театре?
Изменилось ли ваше отношение к театру?
Будете ли вы чаще посещать театр?
Ребята, вы видите, что театр – это интересная и очень разнообразная тема. Этим уроком мы только лишь начали разговор о театре. Поэтому предлагаю его продолжить на следующем уроке.

4. Постановка практического задания. Выполнение практического задания

Предложить ребятам на выбор следующие задания:
Выполните эскиз театральной афиши.
Выполните афишу для гладиаторских боёв.

5. Заключение.
1. Обсуждение полученных работ.
- Колористическое решение.
- Композиционное решение.
2. Обобщение и закрепление полученных знаний.
Почему театр относится к синтетическим видам искусства?
Назовите самые знаменитые театры?
3. Выставление оценок за урок.
4. Рефлексия
Понравился ли вам урок?
Вы узнали сегодня на уроке что-нибудь новое о театре?

Изменилось ли ваше отношение к театру?

Будете ли вы чаще посещать театр?



Домашнее задание:
Закончите афишу.
Выясните какие новые формы приобретает современный театр, чтобы найти зрителя? (краткое сообщение).
Что вы знаете о флэшмобе? Имеет ли он отношение к теме театра?
(краткое сообщение).




  







15