Использование автоматизированной система бального контроля успеваемости студентов при изучении дисциплины Инженерная графика


Электронная система бального контроля успеваемости студентов по дисциплине «Инженерная графика»
Задача повышения качества образования, стремительное развитие информатики и, как следствие, развитие информационного общества обусловили необходимость модернизации учебного процесса на базе современных информационных технологий. Важнейшим условием обеспечения качества образовательного процесса является мониторинг учета успеваемости студентов.
Традиционная система оценки знаний студентов, базирующаяся на итоговом контроле в форме экзамена и/или зачета, не стимулирует в достаточной мере систематическую работу студентов. При отсутствии или недостаточности текущего контроля в течение семестра или учебного года на экзамен и/или зачет ложится чрезмерная нагрузка. В то же время оценка, получаемая студентом на экзамене, в определенной степени зависит от ряда случайных факторов (выбор билета, психологическое и физическое состояние студента и экзаменатора и т.д.). При такой системе нет достаточной дифференциации в оценке знаний и умений обучающихся, а также отсутствует конкуренция между студентами в овладении знаниями.
Этим обуславливается актуальность проблемы разработки модели такой электронной системы бального контроля успеваемости, которая бы в полной мере использовала мультимедийные возможности компьютеров, осуществляла учет промежуточной и итоговой успеваемости и посещаемости студентов.
В соответствии с этим целью проекта является создание и внедрение автоматизированной системы бального контроля успеваемости студентов по дисциплине «Инженерная графика», которая бы обеспечивала:
возможность реализации для любой дисциплины;
усиление регулярного контроля над работой студентов при освоении ими основной образовательной программы по дисциплине;
стимулирование повседневной систематической работы студентов;
повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ;
усиление учебной дисциплины студентов, улучшение показателей посещаемости студентами занятий.
Для реализации поставленной цели использовалось программное обеспечение Microsoft Excel – широко распространенная компьютерная программа, с помощью которой производятся расчеты, составляются таблицы и диаграммы, вычисляются простые и сложные функции.
При изучении дисциплины «Инженерная графика» группами специальности «Технология машиностроения» одними из формируемых профессиональных компетенций являются:
ПК 2.1. Планировать и организовывать работу структурного подразделения.
ПК 2.2. Руководить работой структурного подразделения.
ПК 2.3. Анализировать процесс и результаты деятельности подразделения.
Умение работать в коллективе – это одно из основных требований к специалисту, помимо общей квалификации, пришедшему на производство.
Исходя из этого, при изучении дисциплины вся учебная группа студентов делится на подгруппы (подразделения) по 3 человека. Каждое подразделение получает собственную автоматизированную систему, с которой работает на протяжении всего изучения дисциплины. Заполнением системы занимается только руководитель подразделения, выбранный при изучении каждой темы. В системе предусмотрен учет ее заполнения студентами, тем самым преподаватель имеет возможность отследить активность участия в руководстве подразделения для каждого студента.
Разработанная система предназначена для учета как индивидуальных достижений студента в подразделении, так и групповых достижений по следующим направлениям:
Теоретические знания
Контрольные работы
Практические работы
Графические работы
Баллы за теоретические знания выставляются по каждой теме по следующим критериям:
Посещение
Присутствие -1 балл
Отсутствие – 0 баллов
Работа на уроке
Активная работа – 2 балла
Неактивная работа -1 балл
Не работал – 0 баллов
Отчет
Баллы начисляются по результатам итоговой работы на уроке. Максимальный балл равен 3.
Таким образом, как преподаватель, так и студент имеют возможность проследить какие из тем у него пропущены, либо какие пройдены но поверхностно (например, если у студента по данной теме отмечено только присутствие).
Работа программы предусматривает два режима: преподаватель и пользователь.
В режиме пользователь студент имеет возможность:
просмотреть информацию:
О тематическом плане
О критериях оценивая теоретического, практического, контрольного материала, графических работ.
Результаты работы подразделения (групповая карта)
Итоговые результаты
Заполнить бланки индивидуального контроля для каждого студента
Режим «Преподаватель» предусматривает весь функционал режима «Пользователь», кроме этого имеет возможность:
Изменить настройки системы
Просмотреть статистику посещений пользователей
Заполнить оценочные листы для графических работ
Итоговая оценка по дисциплине рассчитывается автоматически по формуле:
K=ИБС/МБ + СИБП/МБ, где
К – коэффициент эффективности работы
ИБС – индивидуальный балл студента
СИБП – средний итоговый балл подразделения
МБ – максимальный балл по данной дисциплине
В зависимости от полученного коэффициента выводится итоговая оценка студента по дисциплине.
Коэффициент эффективности Оценка
Более 1,6 Отлично
1,31-1,6 Хорошо
1-1,3 Удовлетворительно
Менее 1 Неудовлетворительно
Таким образом, получаем систему бального оценивания каждого студента в подразделении, учитывающую индивидуальный балл студента и средний итоговый балл работы всего подразделения.
Разработанная модель автоматизированной системы выполняет следующие основные функции:
авторизация пользователя;
автоматический расчет итоговой оценки по дисциплине;
просмотр информации об успеваемости и посещаемости студентов на уроках.
Автоматизированная система бального учета успеваемости студентов была апробирована при обучении студентов группы 212 специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» дисциплине «Инженерная графика» в 2014-2015 учебном году.
Анализ результатов мониторинга учебной деятельности по дисциплине «Инженерная графика» для данной группы представлен на диаграмме №1. На диаграмме видна положительная динамика качества обучения студентов всей группы.
Диаграмма №1

Таким образом, внедрение автоматизированной системы бального контроля успеваемости в учебный процесс способствовало повышению эффективность обучения и качества подготовки студентов, обеспечившие существенный дидактический эффект. Кроме этого следует отметить улучшение показателей посещаемости студентами занятий.
Основными достоинствами разработанной автоматизированной системы являются:
надежность и простота использования;
невысокие требования к ресурсам компьютера;
независимость от платформы ЭВМ;
объективность оценивания каждого студента;
возможность редактирования;
возможность использования при изучении любой дисциплины, с учетом небольших изменений (требуются базовые знаний работы в MS Excel)
возможность включения в более общую учебно-образовательную систему;
возможность быстрого получения бумажного варианта портфолио.
Организация учебного процесса с использованием автоматизированной системы дает возможность преподавателю:
- рационально планировать учебный процесс по дисциплине и стимулировать работу студентов по освоению учебного материала;
- управлять процессом усвоения каждым студентом и учебной группой в целом изучаемого материала;
- своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля;
- объективно и полно определять итоговую оценку с учетом промежуточных результатов.