ЛОГИКО-СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ «Операционные системы»


ЛОГИКО-СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ «ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА»
Светлана Алексеевна Гавриленко,
учитель информатики, лицей № 4 г. Краснодар, аспирант Кубанского государственного университета
При рассмотрении раздела: «Средства информационных и коммуникационных технологий» рассматривается главная часть системного программного обеспечения – это операционная система. Это очень сложная программная система и в рамках базового курса невозможно детально рассмотреть ее состав, функции и т.д., но общие функции, состав, достоинства, принципы и объекты учащиеся должны представлять. На помощь приходят проверенные временем инструментальные средства для совершенствования деятельности педагога – дидактические многомерные инструменты. Эту логико-смысловую модель можно использовать как при закреплении, так и при подаче нового материала, наглядно выделяя основные компоненты учебной информации на координатах, а также выявлять взаимосвязи между ними. Она выглядит следующим образом (рис.2).
Дадим некоторые пояснения к модели.
Структура схемы представляет собой опорно-узловую логико-смысловую модель.
Используются следующие, используемые в информатике, сокращения: ПО-программное обеспечение, ПМ-программный модуль, ФС-файловая система, ООП-объектно-ориентированный подход.
Для обозначения действий над объектами операционной системы используются иконические пиктограммы: -открыть, -архивировать, -отправить, -вырезать, - копировать, -удалить, -создать, -переименовать.
Суть основных технологических принципов Windows обозначена Plug and Play (включи и работай), Object Link and Embedding (OLE) (связь и внедрение объектов), Drag and Drop – метод, используемый для копирования или перемещения выделенного фрагмента информации, значка, окна, объекта в другое положение.
Рис.2. Логико-смысловая модель «Операционная система»
Исследование выполнено в рамках масштабного педагогического исследования технологии концентрированного обучения, проводимого в рамках деятельности экспериментальной площадки Федерального института развития образования (научный руководитель – д.п.н., проф. А.А. Остапенко)
Список литературы
Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты. Теория, методика, практика. – М.: Народное образование, Школьные технологии, 2002. – 304 с.-5500 экз.-ISBN 5-87953-160-0;
Остапенко А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии. – М.: Народное образование, 2007. – 384 с. -2000 экз.-ISBN 978-5-89922-031-9;
Могилев А.В. Информатика: учебное пособие для студ. пед. вузов / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер; по ред. Е. К. Хеннера. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 848 с. -10000 экз.-ISBN 5-7695-1709-3;
Лапчик М. П. Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер; по ред. М. П. Лапчика. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 624 с. -3000 экз.-ISBN 5-7695-2865-6;
Леонтьев В. П. Большая энциклопедия компьютера и Интернета. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005.-1104 с.: ил.- 3000 экз.-ISBN 5-94849-781-Х;
Афанасьева Н. Е. Информатика в схемах / Н. Е. Астафьева, С. А. Гаврилова, Е. А. Ракитина, О. В. Вязовова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 48 с.: ил.- 3000 экз.-ISBN 5-94774-270-5.