Нейропсихологический подход в обучении детей дошкольного возраста


Нейропсихологический подход в обучении детей дошкольного возраста.
Семинар-практикум для педагогов
Цель: ознакомление с особенностями нейропсихологического подхода в обучении детей.
Проигрование кинезиологических упражнений.
Содержание:
Мини-лекция «Нейропсихологический подход к обучению детей»
Нейропсихология - это интегративная наука, которая объединила знания медицины, психологии и педагогики.
Нейропсихология - изучает мозговую организацию психологических процессов детский головной мозг и его развитие.
В целом, нейропсихология выявляет нейропсихологические, то есть мозговые и физиологические, основы высших психических функций.
Статистика Минздрава.
50%- грубая патология
10% - условно здоровы
40 % -дети с отклоняющим развитием
По данным ВОЗ
около 13% детей отстают в интеллектуальном развитии
ещё около 25% детей (от 15 до 40%) испытывают различные затруднения в учёбе, не могут полностью освоить программу общеобразовательной школы
3 основных блока головного мозга.
1 блок – энергетический.
Наследуется. Если не развит, у ребенка наблюдается СДВГ.
2 блок – когнитивный. Отвечает за приём и переработку, хранение информации (психические функции)
3 блок контроля, программирования и регулирования
Отвечает за то , как человек усваивает правила , умеет ставить цель и достигать её
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого,
а необходимое дополнение
Левое полушарие.
Отвечает за логическое – аналитическое мышление
Анализирует факты
Обрабатывает информацию последовательно по этапам
Обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза)
Обрабатывает вербальную информацию: отвечает за языковые способности: контролирует речь, а также способности к чтению и письму
Запоминает стихотворные строки, факты, имена, даты и их написание
Понимает только буквальный смысл слов того, что слышим или читаем
Планирует будущее
Контролирует движение правой половины тела
Отвечает за музыкальное образование, понимание смысла музыкальных произведений. Различение ритма музыки
Отвечает за математические способности, работу с числами, формулами, таблицами
Отвечает за планирование
Правое полушарие:
Отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию; позволяет ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки
Отвечает за интуицию и интуитивную оценку
Может одновременно обрабатывать много разнообразной информации; способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа (параллельная обработка информации)
Реализует процессы дедуктивного мышления
Обрабатывает невербальную информацию
Запоминает образы, Лица, картины, Позы, Голоса
Способно понимать метафоры и результаты работы чужого воображения, чувство юмора. Воспринимает эмоциональную окраску речи, тембр голоса, интонацию
Ориентируется в настоящем
Контролирует движение левой половины тела
Отвечает за музыкальные способности, различение мелодий, темпа и гармонии в музыке
Отвечает за воображение, фантазии и мечты; художественное творчество и способности к изобразительному искусству
Отвечает за эмоциональные реакции
Упражнение «Лимон»
Цель: Определение доминантного полушария.
Задание: Посмотрите на лимон и назовите ассоциацию.
Прилагательные – образ (доминирует правое полушарие)
Существительное – мысль (доминирует левое полушарие)
При ситуации стресса, депрессии левое полушарие блокируется, правое в доминанте.
Определение доминантное полушарие.
Мини-лекция «Что такое кинезиология?»
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие.
Применение кинезиологических упражнений.
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело,
повышают стрессоустойчивость (при ситуации стресса, депрессии левое полушарие блокируется, правое в доминанте), синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.
Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.
В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.
Практикум
Проигрование кинезиологических упражнений.
Симметричное и зеркальное рисование.
1часть.
Разделить лист попалам и рисовать фигуры одновременно двумя руками.
2 часть
Нарисовать рисунок правой рукой.
Дорисовать левой рукой.
Дорисовать двумя руками.
Дорисовать двумя руками с закрытыми глазами.
Памятки «Шпаргалка для педагогов. Кинезиологические упражнения»