Формирование лексикограмматического строя речи у детей с ОНР. Нейропсихологический подход.


Консультация для педагогов
Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР c точки зрения современной нейропсихологии.
МБДОУ №49 «Золотой петушок», г. Симферополь
Учитель-логопед Аладова Е.В.
Вы заметили, что за последние 15-20 лет дети очень изменились? Стало намного больше детей с речевыми нарушениями, аутизмом, СДВГ. Есть интересная закономерность, чем выше уровень жизни, тем острее проявляются эти проблемы у детей.
В чём причина? Конечно, есть искушение все свести к воздействию неблагоприятной экологической обстановки. Но существуют и другие факторы, на которые мы можем повлиять.
Не смотря на то, что мамы отвозят детей на бесконечные развивающие занятия, формирование речи детей часто нарушается. Что же происходит с современными детьми?
Есть три основных проблемы:
Гиподинамия;
Изменение традиционной культуры семьи,
Перестимуляция зрительной информацией.
Жизнь изменилась, изменилась структура проблем детского развития. Только способ решения этих проблем остался прежним. Может поэтому он не всегда приносят ожидаемые результаты? Такие дети имеют трудности при поступлении в школу.
Раньше в неврологии доминировали Павловские принципы высшей нервной деятельности и условных рефлексов. Сейчас в науке о мозге происходит настоящая революция. Оказалось, что структуры мозга, которые считали второстепенными, играют на первых этапах развития ребёнка решающую роль.
Учитывая принципы современной концепции дошкольного образования, возникает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно- развивающей работы для детей с ОНР.
Во ФГОС ДО ведется речь о возрастной адекватности дошкольного образования, соответствии образования возрасту и особым образовательным потребностям каждого ребенка.
Целевые ориентиры:
Ребенок хорошо владеет устной речью
Любознателен
Способен к принятию собственных решений
Инициативен, самостоятелен
Активен
Способен адекватно проявлять свои чувства
Обладает чувством собственного достоинства
Обладает развитым воображением
Умеет подчиняться правилам и социальным нормам
Развиты крупная и мелкая моторика
Обобщая теоретические данные отечественных учёных о формировании ЛГСР у дошкольников с ОНР можно выделить следующие характерные особенности:
Ограниченность словарного запаса;
Расхождение объёма активного и пассивного словаря;
Неточное употребление слов;
Вербальные парафразии;
Несформированность семантических полей;
Трудности актуализации словаря.
Под ОНР понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ёё звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Формирование ЛГСР детей с отклонениями в развитии происходит с опозданием, его уровень ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием.
Работа над формированием ЛГСР должна осуществляться по следующим направлениям:
Уточнение лексического и грамматического значения слова;
Активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь;
Формирование парадигмы словоизменения и словообразования;
Развитие языкового анализа и синтеза.
для активизации словаря можно использовать следующие виды работы:
активизация словаря по определенной теме (беседа по теме)
отгадывание предметов по описанию
сравнительное описание двух предметов: по противоположности, по сходству
подбор синонимов и антонимов к определенным словам
подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот
подбор частных понятий к общему понятию и наоборот
толкование многозначных слов
объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок
подбор слов в устный текст.
Для закрепления усвоенных лексико-грамматических и синтаксических закономерностей можно предложить следующие задания:
составление предложений с заданным словом
восстановление правильного порядка слов в предложении
ответы на вопросы с их постепенным усложнением
образование новых слов с помощью суффиксов (от существительного – прилагательное, от глагола – существительное и др.)
объяснение образования сложных слов
подбор и употребление разных частей речи к словам
подбор предлогов
составление словосочетаний: добавление слова, изменение типа связи слов по образцу, по определенной тематике, с предлогом и без предлога с помощью вопроса
использование одного слова в разных падежных формах
отработка синтаксических структур
При общем недоразвитии речи формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организованна на основе большого количества языковых правил.
Родители и педагоги часто думают, что ребёнок устроен именно так: взрослые могут с помощью разных занятий-ключиков развивать отдельно речь, отдельно движение, отдельно мышление. Но у ребёнка только один механизм – мозг, который работает как единое целое. И строить внутренние связи в мозге придётся самому ребенку. Взрослые тут могут только помогать или мешать.

Нарушенными при ОНР оказываются функции тесно связанные с речью: восприятие, внимание, память, мышление, моторика, ориентация ребёнка относительно себя в пространстве, в схеме собственного тела. Зти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Но в дошкольном детстве невозможно провести чёткую границу между психомоторным и когнитивным развитием ребёнка.
Известно, что психическое развитие детей начинается внутриутробно, протекает в соответствии с чёткой генетической программой и наиболее интенсивно продолжается до 9 лет. Даже к 6 - 7-летнему возрасту ребёнок ещё не готов к формированию учебных навыков.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. У каждой ВПФ есть свои схемы развития, знания которых позволяю своевременно и точно заниматься развитием детей.

Для ребёнка одинаково нежелательным является, как слишком раннее. Так и слишком позднее психическое развитие.

Механическая тренировка каких-либо навыков, муштра не принесут пользы для мозга. Польза будет только в том случае, если ребёнка деятельность увлекает, если она включена в процесс общениясо взрослым, а не навязана им.
Доступный, содержательный и интересный материал обеспечивает понимание детьми того, о чём им говорят.

Литература:
Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, «Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход», ПИТЕР, 2008;
А.В. Сименович (под ред.), «Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники», Москва «Дрофа»,2014;
О.И. Ефимов, В.Л. Ефимова, «15 мифов о детской речи», М.- С-П., «ДИЛЯ»,2016;
О.И. Ефимов, В.Л. Ефимова, «Педагогика, изменяющая мозг», М.- С-П., «ДИЛЯ»,2016;
А.Л. Венгер, «Психологическое консультирование и диагностика», М.,
«ГЕНЕЗИС», 2007;
А.Л. Сиротюк, «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения», М., «АРКТИ»,2008;
Е.А. Пожиленко, «Волшебный мир звуков и слов»,М., «ВЛАДОС»,2001;
Т.Г. Визель, «Основы нейропсихологии», М., «АСТЕЛЬ»,2006.