Служба школьной медиации: первые итоги, проблемы, перспективы


Доклад городской конференции по итогам работы пилотных площадок по организации служб школьной медиации «Службы школьной медиации: первые итоги, проблемы, перспективы»
21.12.16
Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Исмагилова Л. И. я педагог-психолог МАОУ СОШ № 143
Сегодня мы с Вами говорим о школьной медиации. В основе данной деятельности лежит восстановительный подход. Из выступлений предыдущих участников Вы уже слышали основы данного подхода. Но начиная новую деятельность мы должны ориентироваться на принципы восстановительного подхода. Какие принципы Вы уже знаете?
Принципы записываются на доске.
Слайд 1. Затем принципы показываются на слайде и объясняются.
1. Добровольность.
Программы проводятся только добровольно. Перед программой проводятся предварительные встречи, на которых выясняются нужды и потребности сторон; выясняется, как программа может помочь каждому участнику ситуации; ведущие получают согласие сторон на участие в программе.
2. Информированность сторон
Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.
3. Нейтральность медиатора
Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Еcли медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.
4. конфиденциальность процесса медиации
Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор, передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.
5.Исцеление жертвы.
Большое внимание уделяется чувствам сторон. Основную роль играют чувства пострадавшего (жертвы) и разрешение ее проблем, возникших в результате конфликта или приведших к нему.
6.Возмещение ущерба самим нарушителем.
Активное участие самого нарушителя в возмещении причиненного ущерба (и поддержке других нужд жертвы). Ситуация должна быть разрешена самими участниками в ходе их диалога. Таким образом, поощряется активность самих сторон в разрешении ситуации.
7.Активное участие общества в разрешении ситуации.
Для разрешения ситуации активно привлекается местное сообщество, учителя, социальные педагоги, родители, друзья и т.д. В современном обществе у людей отняли возможность разрешать конфликты, и они разучились это делать. Люди в состоянии сами в состоянии разрешить большинство конфликтов, по которым они обращаются в милицию и прокуратуру, но не умеют этого. Нам важно, чтобы участники программы могли получить собственный опыт разрешения своих конфликтов. Кроме того, если сами участники приняли решение, маловероятно, что они его не исполнят. Гораздо труднее не навязать им свое мнение, не давать советов, поскольку тогда это будет уже не их решение и вероятность его выполнения снижается. Ведущий программы только поддерживает активность сторон, а не решает ситуацию.
5.Нормализация отношений, преодоление вражды.
Важно, чтобы люди перестали видеть один в другом врага, а постепенно начали видеть людей. Для этого используются диалоговые формы работы. В этом случае не происходит дальнейшего усиления (эскалации) конфликта, не возникает враждебности. При этом встреча не обязательно может закончиться примирением, но все равно нормализация отношений является значимым результатом.
9.Включение сообщества в нормализацию отношений
Поощряется участие в программе людей, которые могут оказать поддержку сторонам и помочь в их реабилитации.
Слайд 2. Опыт реализации проекта. Сейчас я представлю Вам наш опыт реализации проекта
Слайд 3. Перед началом нашей работы мы поставили перед собой цели и задачи. Вы видите их на слайде. Основной нашей целью является снижение конфликтности в образовательном учреждении и именно для этого мы создаем школьную службу примирения.
Слайд 4. Наша школа вступила в проект создания школьной службы примирения в 2014 году. После изучения нормативно-правовых документов мы разработали этапы реализации проекта. Их вы видите на слайде. На сегодняшний день мы находимся на этапе реализации. В нашей школе принята модель школьной службы примирения, которая постепенно внедряется в повседневную деятельность. Хотелось бы подробнее рассказать о каждом этапе
Слайд 5. 1.Этап целеполагания. В начале нашей деятельности, мы старались понять насколько ШСП нам необходима. Какие возможности для нашего образовательного учреждения она несет. Для постановки целей, которые вы видите на экране, мы провели психологическую диагностику конфликтности и психологической среды школы.
Слайд 6. Из результатов нашей диагностики сформировались задачи. Они сейчас на экране. Мы понимает что ШСП позволяет более эффективно решать возникающие в образовательной среде конфликты. Обучать школьников эффективным методам решения конфликтных ситуаций. Снимает с педагогов нагрузку в решении сложных педагогических ситуациях.
Слайд 7. Определившись с целями и задачами нашей деятельности, мы приступили к этапу планирования. Были разработаны, приняты и утверждены документы регламентирующие деятельность ШСП в нашем ОУ. Назначен куратор ШСП. Куратор и педагог-психолог прошли обучение по внедрению в практику ОУ ШСП и реализации медиативных программ. Была разработана программа обучения детей-медиаторов. На сегодняшний день данная программа реализуется уже третий год.
Слайд 8. Сейчас наша школа находится на этапе реализации проекта. В практике нашей образовательной организации в «Школьную службу примирения (медиации)» входят обучающиеся 7 – 11 классов, прошедшие обучение проведению примирительных программ; руководитель службы, на которого приказом директора школы возлагаются обязанности по руководству «Школьной службой примирения (медиации)», педагог-психолог занимающийся подготовкой учащихся к ситуации разрешения конфликта.
Набор учащихся осуществляется на добровольной основе, то есть в деятельности службы примирения участвуют те обучающиеся, которые разделяют принципы восстановительного подхода и желают заниматься данной деятельностью. Заметим, что не все обучающиеся проводят процедуру медиации, есть дети, которые выполняют сопровождающие функции: выпуск газеты, изготовление буклетов, распространение идей восстановительного правосудия, создание презентаций и так далее. Дети, прошедшие обучение проводят классные часы. Каждый юный-медиатор имеет подшефный класс.
Разработаны документы ШСП. Вы их видите на экране. Проводятся примирительные встречи. Пока таких встреч не много, в основном решаются не крупные конфликты между школьниками.
Слайд 9. Последним 4 этапом, является этап рефлексии и коррекции. На этот этап мы еще не перешли, но сегодня уже можно подвести промежуточные итого нашей деятельности. «Школьная служба примирения (медиации)» как волонтерская детско-взрослая организация
снижает карательные методы воздействия,
формирует благоприятную школьную среду через детей посредников,
формируется толерантное отношение ко всем участникам образовательного процесса,
развивается взаимодействие на основе коммуникации, понимания и ответственного поведения.
В такой организации работают принципы равенства взрослых и учащихся, появляется возможность школьного самоуправления.
Подростки приобщаются к взрослым социально-приемлемым формам поведения.
Следует обратить внимание, что участие детей увеличивает спектр тех случаев, в которых возможно примирение, ведь не вся информация доходит до взрослых, некоторые конфликты так и остаются в среде сверстников.
Одна из нерешенных задач – это привлечение к ШСП родительского сообщества. Не секрет, что очень много конфликтов возникает на уровне родители – школа, родители – дети и родители – родители.
Слайд 10. Поэтому одним из перспективных направлений развития ШСП является внедрение нового направления работы «Медиация как форма решения семейных конфликтов».
Слайд 11 Актуальность. Основной причиной распада семей является внутрисемейный конфликт, в основе которого могут лежать разнообразные факторы. Они представлены на диаграмме. Разрешить сложившуюся ситуацию, сохранить отношения и благополучие детей поможет семейная медиация.
Слайд 12 Разрешить сложившуюся ситуацию, сохранить отношения и благополучие детей поможет семейная медиация.
Слайд 13 Программы примирения в семье
Акцент может делаться либо на изменение разрушительных для семьи отношений и создание диалога, либо на разрешение криминальной ситуации – например, в случае воровства в семье, а так же могут решаться проблемы воспитания и общения с ребенком. Процедура медиации в данном случае направлена на сохранение дружеских отношений, формирование нормальной коммуникации, осознанию общих интересов, благополучие детей.
Особой задачей при проведении процедуры медиации по семейным конфликтам является обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетнего. Следует обратить внимание, что в таких случаях необходимо соблюдать равенство сторон и не допускать давления на ребенка. Важным в данной работе является преодоление негативного настроя и отражение эмоций сторон. Это связано с тем, что стороны являются близкими людьми и их отношения эмоционально окрашены изначально, а в ситуации конфликта негативно окрашены и часто обвиняющее настроены. Кризис семьи может потребовать и более глубоких форм работы, таких, например, как семейная психотерапия, но программа примирения даст возможность членам семьи сделать шаг к осознанию необходимости собственных усилий и изменению стратегий поведения в ситуации.
Наиболее приемлемой моделью семейной медиации специалисты считают терапевтическую модель или сомедиация. При этом медиатору требуется психологическая подготовка.
Слайд 14 Еще одной техникой медиации является «круг заботы». Одна из самых сложных программ.
В данной процедуре участвует социальный педагог, который обследуя семью, выявляет круг лиц, способных заботиться о ребенке и оказать влияние на семью и воспитание в ней.
К участию в «круге заботы» могут быть приглашены, родственники, психолог, учителя, одноклассники, коллеги родителей по работе и т. д. При этом эти люди могут сообщить те сведения, которые конфликтующие стороны сознательно или подсознательно стараются скрыть, но которые являются основанием истинного конфликта. Родители вместе с социальным педагогом обговаривают круг лиц участвующих в программе, время и продолжительность встречи.
Слайд 15 В результате использования метода «Семейной медиации» гармонизируются отношения в семье, восстанавливаются отношения между родственниками, улучшается психологический климат, оптимизируется воспитательная позиция родителей.
На сегодняшний день наша школа находиться на пути введения метода «Семейной медиации». Родителям предлагается участвовать в данной процедуре, но пока родители предпочитают классическую психологическую консультацию.
Список литературы
Насырова Е. И., Стернин И. А. «Посредничество» или «медиация»: к вопросу о терминологии // Третейский суд. – 2007. № 1- с. 10
С. И. Калашник «Медиация в сфере гражданской юрисдикции». Кандидатская диссертация. Екатеринбург, УрГЮА, 2010.
Решетников И. В. Право встречного движения. Посредничество и российский арбитражный процесс // Медиация и право. Посредничество и примирение. – 2007. № 2(4). – с. 53.
Давыденко Д. Л. Как избежать судебного разбирательства. Посредничество в бизнес конфликтах. – М.: Секрет фирмы, 2006. – с. 42
Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации(утв. распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р)
Фишер Р, Юри У. Паттон Б. Переговоры по гарвордски / Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2005.
Литвинов А. В. Введение в медиацию. samlib.ru. 22.05.2011
Маловичко И. Брошюра для детей. Волгоград. Школа № 27.
Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (сборник материалов). – М.: МОО Центр ≪Судебно-правовая реформа≫, 2014. – 152 с.