Конспект урока по русскому языку для обучающихся педагогических колледжей на базе 9 классов на тему Правописание сложных имен прилагательных



Тема: Правописание сложных имён прилагательных.
Цели:
Обучающие
Совершенствовать навыки правописания сложных имён прилагательных;
Предоставить возможность систематизировать знания по теме и определить сферу применения сложных прилагательных.
● Формировать умение правильно употреблять сложные имена прилагательные в речи
Развивающие
Развивать внимание, память, культуру общения.
Обогащать словарный запас обучающихся.
Расширять кругозор.
Воспитательные: 
Воспитывать самостоятельность и организованность.
Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.
- Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к
познанию.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные УУД:
усовершенствуют умение находить сложные имена прилагательные в речи;
систематизируют знания о правописании сложных имен прилагательных и определят сферу применения сложных прилагательных.
Метапредметные УУД:
Познавательные: умение классифицировать объекты по существенному признаку; использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм; строить сообщения в устной и письменной форме; оценивать результаты выполненного задания.
Регулятивные: умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с преподавателем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности;
Коммуникативные:
умение вступать в учебное сотрудничество с одногруппниками; участвовать в совместной деятельности; 
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования; оказывать взаимопомощь; осуществлять самоконтроль;
проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Личностные УУД: 
развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе.
Форма урока: комбинированный урок.
Межпредметные связи: естествознание, литературное чтение.
Формы организации работы обучающихся: фронтальная, парная, групповая, дифференцированная.
Методы и приёмы: мнемоника, декламация, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, словесный, планирование, вопрос-ответ, метод стимулирования интереса к учению, наблюдение, сравнение, конкретизация, целеполагание, рассуждение, прогнозирование, проблемная ситуация, доказательство, опора, рассуждение, самоконтроль, исключение, комментирование, инструктаж, алгоритм.Форма организации познавательной деятельности:
работа в группах, включение каждого обучающегося в сотрудничество
Оснащение урока:
Карточки-задания
Учебное пособие «Русский язык» Сборник упражнений, Т.М.Воителева, Москва 2014.
Презентация «Правописание сложных имен прилагательных».
Ход урока:
Орг.мом.
1)Актуализация знаний:
- Послушайте текст:
Близорукий без очков видит плохо; но что, собственно, он видит, и какими именно представляются ему предметы – об этом люди с нормальным зрением имеют весьма смутное представление. Между тем близоруких людей довольно много, и полезно познакомиться с тем, как рисуется им окружающий мир.
Прежде всего, близорукий (разумеется, без очков) никогда не видит резких контуров: все предметы для него имеют расплывчатые очертания. Человек с нормальным зрением, глядя на дерево, различает отдельные листья и веточки, отчетливо вырисовывающиеся на фоне неба. Близорукий же видит лишь бесформенную зелёную массу неясных, фантастических очертаний; мелкие детали для него пропадают.Для близоруких людей человеческие лица кажутся в общем моложе и привлекательнее, чем для человека с нормальным зрением; морщины и другие мелкие изъяны лица ими не замечаются.
«В лицее, - вспоминает поэт Дельвиг, современник и друг Пушкина, - мне запрещали носить очки, зато все женщины казались мне прекрасны; как я разочаровался после выпуска!»
- О каких людях шла речь в тексте?
- Дайте лексическое значение слова БЛИЗОРУКИЙ.
(Плохо видящий на далёкое расстояние//перен. Непроницательный, недальновидный)
- Назовите антоним к слову БЛИЗОРУКИЙ (дальнозоркий)
- Предположите, как образовалось слово БЛИЗОРУКИЙ?
Современное слово близорукий произошло от древнерусского близозорький, т.е. «близковидящий». Затем в слове произошло интересное фонетическое явление: из двух одинаково звучащих слогов (зо-зо) один выпал, и получилось близорький. Ошибочно связав новое слово со словом рука, люди стали говорить близорукий.
2)
- В русском языке существует множество слов, которые с разных сторон характеризуют внешность, поступки, характер человека. Образуйте и назовите их:
Короткий нос – (курносый)
Голубые глаза – (голубоглазый)
Широкие плечи – (широкоплечий)
Красные щеки – (краснощекий)
Радуется жизни – (жизнерадостный)
Любит себя – (самолюбивый)
- Что объединяет все эти слова? (способ образования)
Сообщение учащимся целей урока
- Как минимум на сегодняшнем уроке повторим правописание сложных прилагательных: случаи слитного и дефисного написания.
- Как максимум у вас будет возможность определиться: где, когда и как применить сложные имена прилагательные в жизни.
Организация изучения учебного материала
- Прочитайте высказывания и выскажите своё мнение:
«Трудолюбивыми люди могут быть тогда, когда они свободны.» Д.Дидро
- Согласны с высказыванием? Аргументируйте.
Аргументированные высказывания учащихся.
- Я предоставлю вам свободу выбора домашнего задания, а вы проявите своё трудолюбие и покажите знания.
- Скажите, какое слово в данном высказывании иллюстрирует сегодняшнюю тему урока? Как оно образовалось?
- Есть у меня для наблюдения ещё одно высказывание. Прочитайте и прокомментируйте его.
Индивидуально-авторский стиль - это изюминка журналиста. Истоки авторского стиля - в умении убеждать сложившимися социально-психологическими стереотипами.
Комментарии учащихся.
- Можно ли сказать, что индивидуально-авторский стиль присущ любому профессионалу?
- Найдите в предложениях сложные прилагательные.
(Индивидуально-авторский, социально-психологическими)
Проблемный вопрос: от чего зависит выбор слитного или дефисного написания прилагательных? Вспомните, что вам известно по теме.
3)Презентация «Правописание сложных прилагательных».(В сотрудничестве с преподавателем обучающиеся формулируют правила о написании сложных имен прилагательных).
Правописание сложных прилагательных  
слитно от сложных сущ.: пешеходный  паровозный 
из сочетаний слов: железнодорожный (железная дорога)  древнерусский (древний русский) 
в сочетании с наречием: высокообразованный  быстротечный
дефис качество с дополн. оттенком: кисло-сладкий  горько-соленый 
оттенки цвета: иссиня-черный  молочно-белый  бледно-розовый 
однородные прил. (= и, но, не только): англо-русский  электронно-вычислительная 
первая часть оканчивается на -ико: физико-математический
Проверяем (ответы групп)
(Слитное или дефисное написание зависит от того, как образовалось сложное прилагательное)
4.Закрепление материала.
А) Образуйте сложные прилагательные от слов, записанных в скобках:
Машина (которая очищает хлопок), бумага (чувствительная к свету), завод (где строят корабли), культура (Древней Руси), словарь (русский и французский), литература (по сельскому хозяйству), завод (где ремонтируют вагоны), парк (вагонный и паровозный), план (средний за год), скатерть (белая, снежная).Б)Проанализируйте материал в таблице. Сформулируйте случаи слитного и дефисного написания сложных прилагательных.
Сложные прилагательные пишутся слитно: белокаменный от белый камень; вагоноремонтный от ремонт вагонов;Сложные прилагательные пишутся через дефис:
 бархатисто-мохнатый от бархатный и мохнатый.
головокружительныйгромкоголосыйдальневосточныйдобродушныйжелезнодорожныйкареглазыйкофеварочныйлесозащитныйнизкосортныйперочинныйправоохранительный пятиконечныйсветлоликийсвободолюбивыйсемилетнийснегоуборочныйсреднеазиатскийтемнокожийтеплолюбивыйтрёхметровыйузколицыйчерноволосыйчерноглазый безнадёжно-печальныйберёзово-осиновыйбеспечно-весёлыйбумажно-картонныйварёно-копчёныйвертолётно-десантныйвесенне-летнийвзлётно-посадочныйвоздушно-десантныйглинисто-песчаныйгорько-сладкийдворцово-парковый документально-историческийжеманно-капризныйжурнально-газетныйкисло-сладкийлечебно-физкультурныйосенне-зимнийпесенно-танцевальныйпышно-зелёныйробко-доверчивыйсолоновато-горький
- Проверим, что у вас получилось в ходе работы.
В) Работа с учебником.
С.85 упр.185.
Списать данные словосочетания , раскрывая скобки. Объяснить правописание сложных прилагательных.
(Культурно)хозяйственные нужды,(нежно)голубое небо,(бледно)лиловые облака,(опытно)показательный участок,(почтово)телеграфное отделение,(русско)японский словарь,(автомобильно)тракторный завод,(мало)грамотный человек,(выше)указанное заявление,(ниже)подписавшиеся сотрудники,(чае)развесочная фабрика,(топливно)энергетическая база,(светло)коричневый пиджак,(приторно)сладкий плод,(выпукло)вогнутое зеркало,(иссиня)черная окраска,(Восточно)Сибирская равнина,(древне)русская культура,(ярко)выраженный признак.

Организация самооценки, обобщение изученного.
  
Г) Задание № 2 группе.
Тест.
1. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:
A) (Высоко)образованный специалист
B) (Кругло)суточная работа
C) (Древне)русский памятник
D) (Бело)снежная скатерть
E) (Научно)фантастический роман
2. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется слитно:
A) (Северо)восточный округ
B) (Тёмно) зелёные листья
C) (Общественно) политический журнал
D) (Вечно) зелёный кустарник
E) (Глубоко) уважаемый учениками
3. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:
А) (Ясно) глазый
В) (Древне) греческий
С) (Лето) писный
D) (Военно)служащий
Е) (Северо) восточный округ
4. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:
А) (Легко)крылый
В) (Морозо)стойкий
С) (Прямо) линейный
D) (Тёмно) синий
Е) (Лето)писный
5. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:
А) Лето (писный)
В) (Ясно)глазый
С) (Светло) зелёный
D) (Красно)речивый
Е) (Древне) русский
6. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:
А) (Легко)крылый
В) (Юго) западный
С) (Кругло) суточный
D) (Прямо) линейный
Е) (Ясно) глазый
7. Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно:
А) (Прямо) линейный разговор
В) (Тёмно) бордовый цвет
С) (Казахско) русский словарь
D) (Военно) воздушный десант
Е) (Северо) восточный округ
8. Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно:
А) (Приторно) сладкий вкус
В) (Красно)речивый юноша
С) (Северо) восточный район
D) (Общественно) политический форум
Е) (Светло) голубое небо
9. Определите вариант со сложным прилагательным:
А) Путешествие на пароходе
В) Пятимиллионный житель
С) Отважный мореплаватель
D) Круглосуточное дежурство
Е) Четырёхтысячный выпуск газеты
10. Определите вариант со сложным прилагательным:
А) Пятитысячный выпуск журнала
В) Перелёт на самолёте
С) Вечнозелёное растение
D) Труд землекопа
Е) Семимиллионный житель


5.Подведение итога работы.
6.Рефлексия.(Приложение)
7.Домашнее заданиеВыучить материал сегодняшнего урока.
По выбору:
*Составить словарный диктант (20 слов).
*Подготовить презентацию к теме урока.
*Написать характеристику (на себя или любого литературного героя), используя сложные имена прилагательные.

Приложение
"КОМПЛИМЕНТ"
 Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.
Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.