Конспект урока русского языка по теме Разряды местоимений: притяжательные местоимения ( 6 класс)


Конспект урока русского языка в 6 классе по учебнику «Русский язык ».
Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская.
Тема: Разряды местоимений: притяжательные местоимения.
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
- обучающая: дать представление о притяжательных местоимениях,
-развивающая: выработать навыки согласования притяжательных местоимений с существительными в роде, числе, падеже, употребление их в речи; самостоятельно выявлять признаки притяжательных местоимений;
-воспитательная: формировать активность, любознательность, сотрудничество.
Задачи урока:
-закрепить знания об изученных разрядах местоимений;
-выработать орфографической и пунктуационной грамотности;
-воспитывать вежливость в обращении к человеку.
-прочитать стихотворные строки и найти в них притяжательные местоимения;
-научить отличать притяжательные местоимения его, ее, их от личных;
-выработать навыки согласования притяжательных местоимений с существительными;
Оборудование: таблица «Притяжательные местоимения».
Ход урока:
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент. 1. Проверка готовности класса к уроку.
2. Сбор тетрадей с домашней работой. II. Актуализация пройденных знаний.
1.Словарный диктант с заданием. - Определить разряд местоимений:

Кое-кому, я, никто, чей-то, ко мне, который, сколько? о себе, какой, какой-нибудь, некто, ничей, не с кем. неопр. лич. отр. неопр. лич отн вопр возв отн неопр Кое-кому, я, никто, чей-то, ко мне, который, сколько? о себе, какой, какой-нибудь, неопр отр отрнекто, ничей, не с кем.
2. Слитно или раздельно? Не или ни? Вспомните орфограмму «Слитные или раздельные написания не и ни в отрицательных местоимениях». Предложения на доске, раскройте скобки.
(Н…) спеши хватать руками (н…) чего, что лежит в тарелке.
(Н…) толкай (н…) кого, кто сидит с тобой рядом, под локоть.
(Н…) с кем громко (н…) разговаривай, (н..) старайся (н…) кого перекричать.(Н…) спеши хватать руками (н…) чего, что лежит в тарелке.
(Н…) толкай (н…) кого, кто сидит с тобой рядом, под локоть.
(Н…) с кем громко (н…) разговаривай, (н..) старайся (н…) кого перекричать.3. Устный опрос. а) Как образованы отрицательные местоимения?
б) Когда приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях пишутся слитно и раздельно?
в) что выражают отрицательные местоимения? -от вопросительных с помощью приставок не- и ни-;
- если местоимение употребляется с предлогом, то пишется раздельно;
- отсутствие чего-либо;
III. Изучение нового материала - Сегодня мы будем изучать притяжательные местоимения (таблица) Мой, твой, наш, ваш, свой указывают, какому лицу принадлежит предмет и отвечают на вопрос чей? (чьё? чья? чьи?).
-В каком столбике прилагательные, а в каком местоимения? Определите род и число.
-Притяжательные местоимения, как и прилагательные, изменяются по числам, по родам и падежам. В предложении данные местоимения являются определениями.
Просклоняем притяжательное местоимение твой.
-В значении притяжательных местоимений используются личные местоимения в форме Р.п.: его, её, их.
Девочка отдала подруге её книгу.
Учительница взяла у ребят их рисунки. мамин брат твой дом М.р. ед.ч.
волчья нора моя книга Ж.р. ед.ч.
заичьи уши наши дела Мн.ч.
воронье гнездо своё окно Ср.р ед.чИ. твой дом
Р. твоего дома
Д. к твоему дому
В. твой дом
Т. твоим домом
П. о твоём доме
IV.Закрепление изученного материала 1.Упражнение 406.
–Замените выделенные существительные местоимениями.
2. Устно. Развитие речи.
-Устраните недочёты. В каких предложениях местоимения употреблены неправильно?
3.-Правильное употребление местоимений ваша главная задача. Надо говорить : их, а не ихний, ихних, ихнем.
ГОВОРИТЕ: ИХ
(не ихний).
4. Упражнение 407. – Устраните недочёты в употреблении местоимений. Спишите.
5. Поговорим о вежливости.
Писателю задали вопрос: «Сколько частей будет в (вашей, Вашей) книге?»
Учитель вошёл в класс и сказал: «Ребята, мне было интересно читать (ваши, Ваши) сочинения».
-Объясните выбор местоимений. В каком предложении обращение к группе лиц?
А в каком- к одному человеку?
Вывод: местоимения вы, ваш используются как форма вежливого обращения к одному лицу. В этом случае они пишутся с большой буквы: Вы, Ваш.
6. Учебник стр. 157.
-Прочтите два письма М.Горького.
-Почему в первом письме выделенные местоимения написаны с маленькой буквы? Во втором письме – с большой буквы?
-Запишем по одному предложению из каждого текста, преобразуя, заменяя местоимения 2-ого лица местоимениями 3-его лица.
- О чём писал Горький ребятам? Антону Семеновичу? Советуется с товарищем брата.- Советуется с его товарищем.
Расспрашивает о противнике – о нём.
Заботишься о ребёнке соседа - о его ребёнке.
Сердится на сестру – на неё.
Тревожишься за друга отца- за его друга.
Шутили над подругой Веры – над её подругой.
Шутила с подругой- с ней.

Алёша любил книги, они стали своими лучшими друзьями (его).

Крылов упорно работал над его баснями(своими)
Каштанка услыхала своё имя и побежала за хозяином.

Девочка отдала подруге их книгу(свою).
В 1-м вместо «ихних»- их; во2-м – «ихнем» - их, в 3-м – «его» - свою;
в 4-м – «его» –их; в 5-м – «её» - их.
- Во втором;
- В первом;
- Слова вы, ваш со значением множественного числа заменяются словами они, их и словами он, его; употреблены эти слова как форма вежливости.
1. М. Горький писал ребятам, что был рад получить их письма, рад, что они организуют оркестр.
2.М.Горький писал Антону Семеновичу, что прочитал его книжку, что он очень хорошо изобразил ребят.
V. Итог урока. -О каких местоимениях мы на уроке говорили?
-Что вы узнали о притяжательных местоимениях? - О притяжательных местоимениях;
- Узнали, что притяжательные местоимения обозначают принадлежность к какому-либо лицу; изменяются по родам,числам, падежам. Притяжательные местоимения вы, ваш употребляются в форме вежливого обращения, в этом случае они пишутся с большой буквы.
VI.Выставление оценок. -Очень хорошо работали на уроке…..
-Чуть слабее, но очень старались….
-Остальным надо хорошо и упорно поработать ещё дополнительно. VII. Задавание на дом.Упр.408. Озаглавьте текст. Списать, подчеркивая одной чертой местоимения, и при списывании укажите в скобках разряд местоимения, обозначьте падеж.