Статья Роль народной педагогики в воспитании

Роль народная педагогика в воспитании казахстанского патриотизма и гражданственности
Рахимжан К.С.
учитель истории
школа гимназия № 32

«Без памяти нет традиции, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности »
В настоящее время одним из главных задач педагогов является формирование национального самосознания, развития у учащихся системы общечеловеческих ценностей, понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. Необходимость осуществления данных задач обусловлены социальным и педагогическим факторами. К числу первых можно отнести рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению национальных традиции. Становление народной педагогики, традиционной культуры воспитания идет от века к веку и включает в себя:
Совокупность системы знаний об идеале человека, как цели воспитания.
Совокупность идей, позволяющих осуществить обучение и воспитание учащихся.
Средства и факторы обучения и воспитания, включающих все элементы народных культур.
Каждый народ имеет свою характерную систему воспитания. Казахская национальная педагогика формируется на богатейшей казахской философии, этнопсихологии, культурологии, на всех основах казахского народного воспитания. В условиях развития суверенного Казахстана особую актуальность приобретает проблема патриотического воспитания школьников. В этой связи на уроках истории ведется планомерная работа по воспитанию у учащихся уважения к государственным символам и традициям, ценностное отношение к истории казахского народа, понимание культуры и традиции казахского народа. Осознание себя как гражданина своего государства. Так на уроках истории Казахстана в восьмом и пятом классе, изучая историю казахского народа, ребята узнают о том трудном, тернистом пути к свободе и независимости. На своих уроках раскрываю роль выдающихся личностей в XVIII- XIX века. Вклад ханов Тауке, Абулхаира; батыров Богембая, Кабанбая, Раимбека; биев Толе бия, Казыбек бия, Айтеке бия. На конкретных примерах показываю любовь к родной земле, уважение к своему народу, смелость, отвагу, стремление к единению, сохранению независимого государства. Этим самым, я даю возможность оценить историческое событие, роль политических деятелей и вместе с тем создаю условие для осознания своей роли в жизни государства, воспитываю чувство любви к своей Родине. Таким образом, учащиеся на уроках истории получают глубокие и прочные знания по истории Казахстана. Согласно программе изучаются и темы по культуре казахского народа, на этих уроках учащиеся знакомятся с народными традициями, обычаями, произведениями народного творчества. Данные уроки позволяют воспитывать ребят в духе национальных ценностей и идеалов. Казахское устное творчество – это сказки, пословицы, поговорки, эпосы, загадки. В народном творчестве сказки, вероятно, самое большое чудо. Читая сказки, мы сами того не зная, оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических образах: добро и зло ведут постоянную борьбу, например сказка «Ер Тостик». Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. В ней утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, норма, эстетические идеалы. Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем борьбы со злом. Героический эпос очень напоминает сказку, но в отличие от нее в эпосе присутствуют не вымышленные, а настоящие герой
( Камбар ата, Алпамыс батыр, Козы Корпеш и Баян Сулу и др.).
В эпосе народ воспевает храбрость, мужество, любовь к Родине. Путешествуя, в мире героических эпосов, учащиеся знакомятся с историческими событиями давно минувших лет, с героями этих событий. Афоризмы, пословицы, поговорки – родник народной мудрости. Это проверенная тысячелетиями форма сохранения в народе назидания, нравоучений, поучений, заповедей. В пословице заключается народная оценка жизни, утверждаются общечеловеческие ценности.
Бірлік болмай, тірлік болмас. Жауды аяган, жаралы болар. Ер кадырын ер біледі, Зер кадырын зерген біледі,Соз кадырын тапKыр біледі.Подводя итог,хотелось бы отметить, что благодаря народной педагогике успешно решаются задачи по воспитанию казахстанског патриотизма и гражданственности.
15