Статья: Использование идей народной педагогики казахов в духовно — нравственном воспитании детей с нарушением зрения и её роль в формировании личности ребенка


Сакенова Сауле Муратовна. КГУ Областная специальная школа-интернат № 1 для детей с нарушением зрения. Воспитатель-дефектолог 4 «Б» класса.
Статья: Использование идей народной педагогики казахов в духовно - нравственном воспитании детей с нарушением зрения и её роль в формировании личности ребенка
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации общества.
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, а в нашем случае слабовидящий, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин своей страны, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям извне. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Целенаправленное использование творческого наследия казахских и русских просветителей в современной школе в воспитательных целях оказывает положительное воздействие на мировоззрение учащихся, воспитывает у них трудолюбие, гуманизм, патриотизм, интернационализм, уважение к традициям и обычаям народа.
В соответствии со своеобразными особенностями социально-экономических, культурно-исторических, природно-климатических условий у казахов-кочевников сложились свои требования к обучению и воспитанию детей и молодежи. Народная педагогика располагала многочисленными средствами, методами и приемами воспитания, подготовки подрастающего поколения к самостоятельной трудовой жизни. В воспитании детей широко использовались все жанры устного народного творчества. Сказки, легенды, шежире и дастаны рассказывались с большим мастерством, с учетом уровня развития воображения, мышления, с использованием наглядных методов в сочетании с образным, выразительным языком. В арсенале народной педагогики имелись своеобразные средства и приемы воспитания кочевников — благословение, клятва, напутствие, айтыс (песенные состязания) и др. Долгое время бытовавшее мнение, что кочевники, предки современных казахов, не создали такой культуры, как оседлые народы, не соответствует действительности. Археологические исследования на территории современного Казахстана свидетельствуют о том, что кочевые племена казахской степи были не только воинами и скотоводами, но и замечательными зодчими, скульпторами, художниками. Еще с древности, вместе с возникновением человечества появляется и потребность в воспитании.
Старшее поколение должно было передавать накапливаемый опыт младшим поколениям, т.е. воспитывать подрастающее поколение для участия в труде. Так в процессе трудовой деятельности воспитание возникает как объективная необходимость. Чем многообразнее и богаче становился трудовой опыт людей, тем сложнее становилась и передача этого опыта новым поколениям. Воспитание требовало высокого мастерства, искусства. Возникла потребность в осмыслении, обобщении также и опыта самого воспитания. Под влиянием острой необходимости накапливать и передавать из поколения в поколение опыт воспитания детей развивалась и педагогическая мысль народа. Духовное богатство народа очень тесно связано с народной педагогикой, нравственными проповедями, духовными заповедями религии. Поэтому народная педагогика рассматривается как духовный феномен, присущий сознанию народных масс, как источник эмпирических знаний, сведений, идеалов, взглядов, представлений, установок воспитательных действий, выступающих в единстве педагогической мудрости и педагогической деятельности народа. Между народной педагогикой и классической (научной) педагогикой имеется диалектическая взаимосвязь. С одной стороны, педагогическая наука является продолжением народной педагогики, вобрав в себя все лучшее из опыта народов по воспитанию и обучению. Одновременно народная (этническая) педагогика является частью современной педагогической науки, отражает воззрения, особенности содержания, многочисленные средства воздействия среды (природной и социальной) на становление и развитие человека.
Учителем, духовным отцом для педагогов всего мира стал Я. А. Коменский. От него к новейшим педагогическим исканиям второй половины XIX начала XX века проложил путь русский педагог К. Д. Ушинский, являющийся просветителем народов России и славянского мира начала XX века. К. Д. Ушинскому принадлежит идея о том, что традиционная культура народа, его история, уровень потребностей и быта порождают соответствующую систему воспитания подрастающего поколения. Ушинский писал, что первый воспитатель — это народ, а народные сказки — первые и блестящие попытки создания народной педагогики. По идейному содержанию, силе наблюдательности, точности мысли и выражения народная мудрость о воспитании настолько оригинальна, что воистину ≪никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа≫.
Я. А. Коменский указывал на необходимость разумного дошкольного воспитания в ≪материнской школе≫ и вооружения знаниями, связанными с жизнью народа, подготовку к трудовой жизни, сердечное отношение к детям, учет их возрастных и индивидуальных особенностей. Осмыслив народные традиции воспитания, педагогические явления, великий педагог-гуманист не только почерпнул и включил их в свою педагогическую систему, но и творчески развил их, вложив новое содержание в понимание сущности воспитания, воспитательных учреждений, учебников, дошкольного воспитания, общеобразовательных школ.
Народная педагогика, как составная часть коллективного народного творчества, олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения, представления о человеке, семье, детях, о воспитании подрастающего поколения. В созданных человеком, передаваемых из поколения в поколение и бытующих до наших дней своеобразных миниатюрах (поговорки, пословицы, сказки, легенды, песни, прикладное декоративное искусство) нашло свое яркое выражение неоценимое богатство педагогической культуры казахского народа. Неоценимое значение в разработке проблем народной педагогики и ее основных идей имеют взгляды известных казахстанских просветителей и общественных деятелей И. Алтынсарина, А. Кунанбаева, А. Диваева, М.Жумабаева, Ж.Аймаутова, А. Байтурсынова, М.Дулатова, Х.Дос- Мухамедова и другие. Идеи принципа народности составляют основу большинства их научных трудов.
М.Жумабаев, определяя цель воспитания личности в своем учебном пособии ≪Педагогика≫, отмечает, что каждый воспитатель должен быть знаком с национальным воспитанием.
Воспитывают не только люди, но и посредством людей вся окружающая действительность, включая вещи, предметы. Это положение ... подтверждается народной педагогикой, в которой все окружающее, начиная от солнца и сердца человеческого и кончая песчинкой и каплей росы, подчинено задачам воспитания детей≫.
Исходя из этого, содержание идей народной педагогики можно определить адекватно народным знаниям. То есть, идеи народной педагогики находятся в тесной связи с житейской философией и моралью, с агрономическими, метеорологическими, астрономическими и другими знаниями народа, прослеживаются во всех сферах народной жизни: в трудовой деятельности, бытовой практике, отношениях в обществе, семье, в сфере обрядности, фольклоре, в поведении, морали. Таким образом, идеи народной педагогики отражают по существу народные знания, составляют их основу и могут быть использованы в практике воспитания. Также, на наш взгляд, идеи народной педагогики можно выделить из общего объема народных знаний и рассматривать их с точки зрения этнопедагогической значимости, т.е. имеющих воспитательное и познавательное значение. И еще, реализация идей народной педагогики требует их этнопедагогической ≪инструментовки≫, безупречного в педагогическом плане осмысления, проектирования и реализации, что, конечно, должно осуществляться педагогами.
Природосообразность и естественность в народной педагогике характеризуются глубоким пониманием внутреннего мира человека, его целей, поступков, мотивов деятельности, интересов, а также роли природы в нравственном становлении личности молодого поколения. На основе естественности и природосообразности построены своего рода народные педагогические программы формирования целостной личности, выраженные в народных идеалах, которые ярко отражаются в пословицах, поговорках. Согласно традиционному мировосприятию, все, что нас окружает — растения, животные, люди — это создания единой природы, которые находятся в постоянном взаимодействии.
Когда нарушаются нормы и правила общения с живой природой, наступает дисгармония. Это убеждение должно уясняться ребенком с раннего детства. Принцип естественности и природосообразности в народной педагогике способствовал совершенствованию и гуманизации образования. Народная педагогика близка к природе и человеку, и она воспринимается как природная, естественная. Видимо, именно исходя из этого, К. Д. Ушинский называл народными педагогами деда, бабушку, людей старшего поколения, умудренных жизненным опытом. Национальное образование в этой связи призвано быть механизмом управления, обеспечивающим оптимальные условия для осуществления различных функций организма человека — природных, социальных, физических с целью адекватной самореализации молодого человека в различных сферах деятельности — семейно-бытовой, профессиональной, добротворческой.
Народ хотел видеть в каждом своем ребенке комплекс социально- этнических качеств. Еще в ранних произведениях народного творчества были четко сформулированы представления народа о личности совершенного человека, развитие которой должно осуществляться мудрой триадой: ≪ум≫, ≪доброта≫, ≪трудолюбие≫.
Народное воспитание имело и имеет свою основу в опыте и сложившихся традициях. Любой народный воспитатель делал всё в процессе практической деятельности, поучая или показывая (делай как я). Даже рассказывая сказки, загадывая загадки детям, народные воспитатели вряд ли задумывались о частных воспитательных целях и возможностях того или иного произведения устного народного творчества, хотя, естественно, у них было и есть стремление рассказывать детям то, что для них более интересно и полезно. Чрезвычайно актуальны идеи и опыт народа по экономическому и экологическому воспитанию человека, особенно таких качеств как бережливость, старательность и заботливое отношение к заповедной стране детства — к живой природе родного края, экологии в целом и жизни народа.
В традициях народа вполне отчетливо выступают такие факторы воспитания: природа, игра, слово-мысль, труд (действие, дело, деятельность), опыт, общение, быт, обычаи, искусство, религия, пример, нравственные образцы и т. п. Материалы устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки, легенды и другие) составляют богатое этико-культурное наследие казахов. Казахский народ в своем историческом развитии создал высокую педагогическую культуру.
В Великом шествии каравана истории каждое поколение выполняет миссию, предназначенную именно ему, так как любое поколение, являясь живым духовным мостом между прошлым и будущим, несет на себе груз прошлых веков. Святая миссия живущих на земле людей — передать будущему поколению все ценности этого груза, не растеряв ничего. Любые из оставленных позади ценностей, которые не пронесены через мосты истории, уже безвозвратно утеряны и недоступны для будущих поколений. Многие даже не понимают, какие ценности были растеряны в прошлом и живут, довольствуясь тем малым, что имеют, не говоря уже о недоступном. Сформированные в течение трех тысяч лет, а возможно и большего времени, традиции, обычаи, ритуалы конно-кочевой цивилизации остались в прошлом. Одной из самых святых целей для тех, кто связан с воспитанием подрастающего поколения, должен стать переход к решительным действиям в целях превращения накопленного веками великого наследия казахского народа в достояние сегодняшнего и будущего поколений.
В условиях самостоятельности и суверенитета Республики Казахстан, роста национального самосознания, возрождения культурных и духовных традиций, ритуалов, обычаев возникает необходимость основательного, более глубокого знакомства подрастающего поколения с духовными ценностями своего народа, с его национальной культурой, традициями. Направляющим ориентиром могут стать широко известные слова русского педагога К.Д. Ушинского о том, что ≪воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа≫.
Тема возрождения забытых идей народной педагогики в последнее время приобретает особое значение, так как знание национального народного творчества, обрядов и ритуалов своего народа, постижение цепочки ≪от национального — к общечеловеческому≫ воспитывает человека настоящего и будущего.
Каждый ребенок должен стать человеком, знающим свои корни, любящим свой родной край.
Нужно более эффективно организовать воспитательную деятельность на идеях народной педагогики и выработать рекомендации по улучшению и совершенствованию этой работы. Среди основополагающих идей, народных педагогических воззрений, оказывающих наиболее продуктивное влияние на совершенствование воспитательного воздействия на подрастающее поколение, можно назвать следующие: — преимущественно духовно-нравственная ориентация воспитательной работы в школе, последовательное включение школьников в целостную систему воспитания на идеях народной педагогики с раннего возраста; — забота родителей и всего общества о духовно-нравственном развитии детей, формирование эстетических вкусов и идеалов на идеях народной педагогики; — выявление и раскрытие духовно-нравственных традиций казахской семьи, морально-этических ценностей, их специфики; пробуждение исторической памяти детей; формирование уважительного отношения к своей ≪малой родине≫; — развитие, корректировка, обогащение общественного мнения в социуме; формирование у детей ≪чувства дома≫, ≪духа семьи≫, привязанности к родному дому, стремления к семейному общению и к совместным делам с родителями; — сохранение и развитие разнообразных духовно-нравственных связей, общение, совместная игровая, общественно-полезная деятельность взрослых и детей с целью укрепления традиционного уклада, образа жизни казахского народа, проекция жизненного опыта, знание трудовых и нравственных навыков старшего поколения в сфере духовных потребностей; — ориентация на пример взрослых как ведущий стимул нравственного влияния на детей, развития их творчества, включения в активные формы и методы работы, такие как празднично-ритуальные, фольклорно-художественные, культурно-досуговые дела в социуме, в национальные виды искусства и спорта, воспитания доброты, милосердия, заботы о людях, о природе, об окружающей среде; — гуманизация педагогического процесса в школе на идеях народной педагогики, поиск новых путей, форм и методов формирования нравственной культуры школьников; — взаимодействие с мастерами, умельцами, акынами, творческими работниками, развитие творческого начала, инициативы, самодеятельности в процессе деятельности разнообразных коллективов по интересам; — возрождение традиционного казахского гостеприимства, почитание и уважение старших, бережного отношения детей и подростков к опыту старшего поколения; — учет возрастных особенностей и уровня развития детских коллективов, индивидуальный подход.
Выполнение этих педагогических условий при решении задач воспитания на идеях народной педагогики дает возможность обеспечить единство, целостность и систематичность воспитательного воздействия.