Доклад на тему: Традиции осетинской народной педагогики в работе по воспитанию личности ребенка


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
ЦЕЛИ: ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ТРАДИЦИЯХ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ; СПОСОБНОСТИ ВИДЕТЬ СЕБЯ СО СТОРОНЫ; ЧУВСТВА ВЗАИМОПОМОЩИ; СОЧУВСТВИЯ К ЧУЖОЙ БОЛИ, МИЛОСЕРДИЯ; УМЕНИЯ РАДОВАТЬСЯ ЗА ДРУГИХ Был в Осетии раньше суровый адат... Все имело значение - и слово, и взгляд. Борис Муртазов Дети - сироты ... Дети, растущие в детском доме... Почти все они попали в детский дом из неблагополучных семей. Анализ и педагогический, и психологический показыва ет, что многие из них относятся к детям «группы риска», трудным. Обычно они замкнуты, порой совершенно необщительны, не отличаются искренностью. Бывают склонны ко лжи, часто к воровству. Отмечается какое - то равнодушие ко всему, что их окружает. Недобросов естно и с ленцой относятся к учебному труду, к правилам поведения в группе, в детском доме, в школе. Отстают от сверстников в интеллектуальном и психическом развитии. Многие успели обозлиться на жизнь, на людей, на любые обстоятельства. Работать с теми, кт о оказался волею судьбы в детском доме, не очень легко. Часто они прошли через такие условия, через такую «грязь», что мы, прожившие немалую жизнь, представить не можем. Да, приходят не лучшие, и с каждым годом мы в этом убеждаемся. Задача воспитателя, пре жде всего - воспитание гражданских качеств. Для этого сегодня необходимо задаться целью, как ориентировать личность на социальную и бытовую подготовку, научить трудиться умственно и физически. Иначе вся работа пойдет впустую. Социально - бытовая ориентированность - понятие сложное, но можно в какой - то степени определить и задачи, и содержание этого раздела в нашей работе. Для этого необходимо использовать все имеющиеся в детском доме, в общеобразовательной школе, в методике, в педагогике , в психологии ресурсы. Кратко об этих задачах (целях): - воспитание творчески активной личности , моральной устойчивости, нравственной зрелости; - научить и помочь узнать свои права и обязанности; - добиться политической, правовой и экономической грамотности; - формировать культуру, умение ценить ум, уважать таланты, воспитывать художественный вкус, чувство красоты, понимание искусства, развивать речевую культуру; - умение смотреть в будущее, воспитывать трудолюбие, ответственность. Можно их перечислять очень долг о. Но в первую очередь мы должны научить детей быть ответственными за свои действия, поступки перед обществом, перед окружающими. Не все дети умеют вести себя в коллективе, особенно, когда уходят в самостоятельную жизнь. Не умеют ладить с другими, не умеют дружить, уважать старших. Надо нам чаще напоминать о том, что плохо кончит тот, кто пренебрегает интересами коллектива, интересами других. Я хочу привести слова А. С. Макаренко о дисциплине: «Внешний каркас моего коллектива - это дисциплина. Я очень недов олен дисциплиной в школе. Это дисциплина - «не кричи», «не кури», «не пей водки», «не оскорбляй педагога», вообще «не, не, не». Это мораль, утверждающая, чего не нужно делать... Я считаю... дисциплина должна иметь один характер - стремление вперед. Это дис циплина победы, дисциплина преодоления». В процессе воспитания сознательной дисциплины, нравственных качеств можно использовать обычаи, традиции осетинской народной педагогики. Наши предки, наши деды и бабушки не читали Коменского, не знали Макаренко и Сух омлинского. Не было у них особых условий, не было методик и книг по педагогике. Но были у них особо значимые и наполненные большим смыслом слова и понятия: честь предков, адаты гор, слава дедов и отцов, верность традициям. И поэтому и сегодня повергает в и зумление их педагогическое мышление, педагогическое мастерство, педагогическая целенаправленность воспитания молодого поколения. Смыслом жизни наши предки считали не деньги, не богатство, а правильное воспитание детей. Помочь младшему встать на правильную дорогу, помочь вовремя! Поэтому и сегодня, когда хоронят человека, говорят о том, каких детей он воспитал. Это самая суровая и главная оценка итога жизни. Поэтому из поколения в поколение переходило все лучшее из опыта, накопленного веками: обычаи, национа льное самосознание, традиции, языковое богатство. Все, о чем говорилось выше, выполнялось строго. Отступивших от своих традиций, нарушивших адаты, наказывала сама жизнь. Народ строго придерживался суровых правил поведения горцев. Еще в свое время К. Хетагу ров, выступая против просветителей разного толка, относящихся к горцам с заведомым предубеждением, считавшими их не способными к овладению знани ями, писал в статье «Особа»: «В о всяком случае эти же «дикари» сумели сохранить такие традиции, какими может гордиться лучший европеец. Рыцарская неприкосновенность чести, святость долга, верность данному слову и многое другое до того присущ ее каждому горцу, что с ними следовало бы считаться всем тем , кто действительно является к ним с просветительными целями». Выше мы уже подчеркнули, что каждая семья в Осетии строго соблюдала неписаные правила народной педагогики, народной мудрости. Каждый из членов семьи занимал свое, строго определенное место, знал свое положение и по - своему поддерживал порядок в доме. Решающее слово было всегда в доме, в семье, в роду за стариками - мужчинами. Младшие были исполнителями воли и решения старших, проводниками их в жизнь. Все это необходимо донести до воспитанников, объяснить доступно. Женщина в семье поддерживала тепло очага, оберегала его, была его хранителем. Мужчина обеспечивал семью материально. Она же должна была приводить это богатство в порядок, использовать в меру, правильно распределять, создавать изобилие. Если женщине давали слово, спрашивали ее, она могла сказать свое мнение, принимать участие в решении семейных проблем. Что же лежало в основе этих традиций? Прежде всего, сдержанность, почтительное отношение к старшим, уважение к традициям, соблюдение чес ти семьи, святое исполнение долга. С раннего детства девочек воспитывали в послушании и труде, работе. Следить за собой, заниматься рукоделием, помогать другим. Учили вести домашние дела: убирать, стирать, готовить, печь, сбивать масло, делать сыр, приноси ть воду , и т.д. Кроме этого они помогали во всем старикам. Умели шить одежду, вязали, вышивали. Мальчики воспитывались в боевом духе. Поэтому они должны были быть воинственными, физически сильными, закаленными. Они должны были уметь ухаживать за скотом, з а конями, ходить за дровами, помогать старшим мужчинам. Очень хорошо изобразил это в своем романе «Поэма о героях» Дабе Мамсуров: Люба и Гаппо, Сосланбег и Фырда. В детях, в младших наши предки видели свое будущее, свое продолжение. Кто же их будет их хоро нить, кто присмотрит за ними в старости? Вопросы эти волнуют и сейчас, а деды и прадеды им придавали еще более исключительное значение. Воспитание молодежи для них было актуальным вопросом. Среди них не было президентов, министров, депутатов, профсоюзных р аботников, политиков и журналистов, то есть общественную работу они не выполняли в том смысле, как мы это понимает сейчас. Но проблеме воспитания детей придавалось общественное значение. Воспитание молодого поколения волнует наше общество и сегодня. Многие семьи (речь идет именно об осетинских) воспитывают своих детей с чистым сердцем, с честью. Они воспитывают в них правдивость, трудолюбие, учат любить других, уважать и почитать старших. Они воспитывают в детях и любовь к отчизне, и уважение к своим корням и традициям, и верность долгу. Такие семьи украшают нашу жизнь, делают нашу землю неприступной крепостью. Они создают лицо Иристона, чистое, как наши родники, рождают чувство радости и надежды в наших сердцах. И вызывает удивление, недоумение честных люде й поведение тех, которые, ратуя на словах за все вышесказанное, за наши традиции, в своих делах очень далеки от этого. Они ни перед чем не останавливаются, чтобы разбогатеть, они готовы на все. И это на глазах собственных детей. И как бы красиво не говорил и, их дети чувствуют фальшь, притворство, что неблагоприятно сказывается на их воспитании, дает большие будущие беды. В народной педагогике наших дедов и отцов не только осуждались, но и строго карались нечестность, обман, воровство. Люди презирали таких, не приглашали и не принимали в доме, они подвергались суровому суду своих сограждан (хъоды иу цыл бакодтой). Слово и дело ... Они всегда стояли рядом. Они никогда не должны расходитесь . Этому учились наши предки, этому они учили своих детей. Этому стараемс я учить и мы, педагоги, наших детей - сирот. В последнее время, на мой взгляд, эти два понятия стали расходиться. Слов очень много, делается мало. Это сказалось и на работе наших образовательных учреждений, что страшно. В народной педагогике люди, старшее по коление руководствовались тем, что чужих детей не было ни в семье, ни у соседей, ни в ауле, ни во всем Иристоне. Это очень мудрая и дальновидная педагогическая философия. И нам, воспитателям, делить детей на своих и чужих просто не к лицу, не на пользу дел а. В больших семьях матери одинаково смотрели и ухаживали за своими малышами, за детьми деверя, золовки, родственников, соседей, однофамильцев. Мужчины строго спрашивали не только со своих детей, приучали и других к порядку. Стариков волновала судьба молод ого поколения аула, ущелья, всей Осетии. Это будущее всего народа. С младшими умели находить общий язык, так как сами старшие вели себя образцово, служили примером младшим во всех делах. Когда говорили с младшими, тогда начинали не с обвинений грубых и рез ких. Нет, они умели приступить к своему разговору, приводили примеры из народного творчества: притчи, пословицы, рассказывали о народных героях. Они прекрасно владели всеми богатствами осетинской речи, осетинской дипломатии. Это тоже служило отличным матер иалом для воспитания молодых. Они были убеждены, что человек и его поведение зависит от воспитания («Цы байтауай, уый эеркаг р дзынае»; «Гайлаг рода е и бараег у»). Тема моего выступления о традициях осетинской педагогики в работе. У нас не всегда есть литерат ура на эту тему. Не так давно наших воспитанников - осетин от изучения своего языка освобождали. Это все сказалось отрицательно на воспитании, использовании национальных корней в работе. Каждый год мы отмечаем юбилей Коста. Его творчество пред о ставляет широкие возможности для воздействия на умы детей, так как все оно составляет неразрывное целое с народной педагогикой. Без Коста нельзя представить сегодня нашу школу. Ребенок еще не ходит в школу, но слышит и помнит традиционное напутствие: «Вырасти таким как наш Коста». С ребятами мы разбирали много произведений Коста, инсценировали, читали, проводили вечера. Мы хотим, чтобы ребята услышали страстный призыв поэта учиться, идти к знаниям, уметь неустанно трудиться. Народная педагогика и осетинское народное творчество неразделимы. И они питали творчество нашего великого поэта. Я долго думала, читать ли стихотворение «На кладбище». Поймут ли? Но когда читали, слушали очень внимательно, потом отвечали на вопросы. Чтению предшествовала беседа о том, какова была этика поведения наших предков, какие требования к человеку, к его поведению, к образу жизни предъявляли осетины. Каковы были нормы поведения. Так было дано направление мыслям учащихся. Умелый анализ помогает им осмыслить многое, задуматься над проблемами: добро и зло, честность и лживость, любовь к людям и высокомерие, отношение к семейному долгу. Поговорили об обычаях, в частности, как сам автор оценивает это: Мах хуыза е н мардма е На цаеуынц а е нда е р р ае тты Фезм ае ла е н нал уыди Абон на уа е лма е рдты Стыра е й, ч ыс ылае й а е рцыдысты иууылд ае р. Ответы были детские, примитивные, но стихотворение вызвало большой интерес. Когда использовали стихотворение «Привычка» («Ахуыр»), мы говорили о том, что бывает так: человек научился воровать, это вошло в привычку. Его научили , втянули и так далее... но вор не приобретает, он многое теряет, теряет самое важное, ценное: уважение и доверие. И удивительно, когда мы прочитали, проанализировали, поговорили о героях, дети просили, чтобы мы его еще читали. Мы перечитали все его детски е стихотворения. В очень краткой форме я ознакомила детей, что детская тематика в произведениях Коста связана с его жизнью. Он рано лишился матери, не знал счастья семейной жизни, не познал и радости отцовства. Но поэт с глубокой нежностью относился к детя м, находил счастье в общении с ними. Мне очень хотелось, чтобы они поняли боль, с которой описывает тяжелое положение горцев и возмущение, которое вызывает у него это положение. Дети рассматривали в иллюстрациях картины Коста: «Дети - каменщики», «За водой» , слушали экскурсовода в доме - музее Коста. В старших группах все это звучит еще более актуально. Там прямо можно говорить о том, что сам Коста, его жизнь, взгляды и убеждения формировались под воздействием осетинской народной педагогики: Весь мир - мой хра м, Любовь - моя святыня, Вселенная - отечество мое. Если бы всем людям была так чужда национальная ограниченность, как Коста еще в конце 19 - начале 20 века, то всем бы жилось хорошо, и не было бы Афганистана, событий 1992года, осетино - грузинских событий, чеченской войны. Не было бы трагедии Беслана! А все это - заповеди педагогики наших предков: забота о роде, об ауле, об ущелье, обо всем народе, о планете. В старших классах можно и нужно говорить о том, что предметом особой заботы Коста были учит еля, женское образование, о широте и многообразии педагогических интересов поэта - просветителя. В сказках, именно из осетинских народных сказок, можно многое почерпнуть из идей, теорий, содержания народной педагогики. Из «Нартских сказаний» я решила взять с казание о последнем походе Урузмага. Интерес, который вызвал это сказание, превзошел все мои ожидания. От начала до конца ни единого слова, ни единого движения. Прерывали слух только мои пояснения, комментари й и вопросы. Всем ясно, что есть там, вокруг чег о вести работу; мудрость и находчивость, любовь к своему народу и забота о нем, справедливость («по справедливости поделили они свою добычу»), острый ум и неподкупность, мужество, и взаимопомощь, готовность прийти на выручку, уважение к женщине. Умелое исп ользование «Нартских сказаний», умение донести их смысл, философию, поможет молодым стать умнее, мужественнее, буд е т почет и уважение к старшим, будут следовать законам чести, долга, постыдятся прятаться от службы в армии, увлекаться чревоугодием, если ряд ом будет мудрый старший, владеющий всеми этими качествами. Ибо притворства наши традиции не терпят - отметают их напрочь. Наши славные предки не позволяли женщине выполнять тяжелую работу. Считали ее святым долгом воспитание детей и работу по дому. Женщина должна была достойно носить свой головной убор. Самые отважные богатыри были бессильны перед платком, брошенным женщиной к их ногам. С особой остротой необходимо поднимать эти вопросы, говорить об обычаях, традициях в нашем доме, где ребенок не имеет родно й матери, бабушки, отца. Мы должны готовить его к семейной жизни, пусть он сегодня уже задумается о своем долге, обязанностях мужчины, женщины, отца, матери, брата, сестры... Нам всем надо чаще обращаться к литературным примерам, к устному народному творче ству. С особым интересом все дети относятся к сказке , и до какого - то возраста живут в сказке. При чтении они как бы становятся равноправными членами сказочного царства. Сказка близка и созвучна их мироощущению. Если конкретно говорить об осетинских сказках , то они встречают детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью, яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служит для детей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творче ства. Для сознания ребенка простота и красота сказочных героев - это первое отражение мира, истинных человеческих отношений. Сказка - одна из форм и методов воспитания детей, отражение народной педагогики, теории воспитания. В осетинских сказках (как и у д ругих народов) резко очерчена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе, и в этом противоборстве всегда побеждает Добро, торжествует Справедливость. Сказка особенно сильна как фактор воспитания, развития, пробужде ния в детях разнообразных творческих начал, так как здесь идеалы общечеловеческие, самые совершенные. Возьмем сказку «Легенда об Уастырджи». Это волшебная сказка, и дети становятся свидетелями многих сказочных чудес. Здесь нет богатырей. Но есть простой ге рой, которого нельзя не полюбить, на которого дети не захотели бы походить. Его отличают ум, красота, хлебосольство, уважительное отношение к своим старшим. Уастырджи помог трем братьям, выполнил желание каждого, так как они не пожалели для бедного странни ка, для «божьего гостя» то, что им послал Бог: хлеб и воду. Старшему брату Уастырджи подарил большое стадо белых баранов, среднему - пшеницу (обратить внимание). Младший брат побежал советоваться к дяде, брату матери. Он дядю не знал. Увидел почтенного ста рца с белой бородой. Но дядя не позволил себе решить вопрос, ведь у него есть старший брат. Племянник побежал в другое селение. Но и тот отправил его в другое селение, к самому старшему брату. И вот его ответ: «Попроси у Уастырджи лучшую в мире жену, и ты будешь счастлив». Когда через много лет Уастырджи решил проведать братьев, пришлось превратить в камни и старшего, и среднего. Скупость, жадность, неблагодарность, черствость души погубила их. Вот он у порога младшего. Я хочу привести отрывок из сказки, ко торый как бы вбирает в себя и утверждает многие правила осетинского этикета, адатов, обычаев: «Будь в большом горе сдержанным, найди в себе силы оказать внимание другим, даже незнакомым. Хозяйка дома, будь достойна своего мужа, не роняй чести его и его род а, и тогда тебе улыбнется удача, ты заслужишь уважение людей». Муж твой дома? - спросил Уастырджи. Его нет, но хозяйка его дома. Прошу пожаловать: у тебя вид усталый, и лошадь, как видно голодна; слезай, утоли свой голод и жажду, чем Бог послал, а я тем вр еменем покормлю и напою твою лошадь, - сказала она. - Пока Уастырджи слезал с лошади, хозяйка вбежала в комнату и прикрыла тело сына, умершего незадолго до приезда гостя. Это она сделала для того, чтобы гость не стеснялся есть и пить. Уастырджи узнает о ее горе, только когда стал настаивать, чтобы она дала отведать ребенку из стакана («ацаходын»). Только тогда она открыла ему свое горе, сказав, что ребенок умер. А дальше, как и бывает в волшебной сказке, Уастырджи сумел заставить Смерть освободить душу ребе нка. Из ответов и вопросов выясняется, что народ никогда не уважал, презирал и наказывал людей жадных, жестоких, скупых, злых. Сказка проста по содержанию, но здесь четко отделяются положительные и отрицательные герои, проложена грань между Добром, что спо собствует продолжению жизни, и Злом (уродство, коварство, скупость, равнодушие к страданиям людей), что мешает жить нормально. Наш народ хранит в сказках образцы своей культуры, выражает идеи педагогической философии, в образной форме рисует идеалы, вырабо танные веками народной мудрости. Послушать СМИ, сердце обливается кровью: растет число преступников, жуликов, грабителей, убийц, насильников. Многие забыли о правде, справедливости, о святости долга перед нынешними старшими и предками. Вернуть бы совесть и честь, внушить бы каждому, что без них жизнь теряет смысл. Сможем ли? Чтобы не потерять свое лицо, нам надо развивать и знать наш язык. Нам, педагогам из детского дома, не следует спешить навешивать « ярлык» неполноценности, если есть отклонения в развитии , проявить максимум такта, внимания, заботу, педагогического мастерства. Неоценимую помощь окажут педагогу сохранить живую душу в воспитанниках все эти традиции в суровых и жестких условиях рыночных отношений. Каковы же эти традиции? Над чем работать? Я их постараюсь назвать: Любовь и уважение к человеку... Взять на себя часть трудностей, выпавших на долю другого. Строгое соблюдение традиций, обычаев, умение стесняться. Исключительно уважительное отношение к старшим, сдержанность, строгое ограничение себя в о имя других. Постоянная и неутомимая забота о ком - то, искреннее желание оказывать всевозможную помощь людям. Честь и совесть. Долг и обязанность. Вежливость и скромность, порядочность. Быть хлебосольным и гостеприимным. И в дороге, и дома уметь делиться последним куском хлеба. Быть верным своему слову. Мужество и отвага, готовность защищать честь семьи и народа. Все это неписаные законы осетинского этикета, этикета наших предков, этикета горцев.