Урок истории на тему: Война за независимость. Создание Соединенных штатов Америки (8 класс)

Конспект урока истории «Война за независимость. Создание Соединенных штатов Америки»

Цели урока:
1) Образовательная – актуализировать знания о войне за независимость США с Великобританией; познакомить с видными политическими и военными деятели США времен войны; раскрыть сущность отношений между США и Великобританией; показать ход военных действий и рассказать об основных битвах; показать образ североамериканского борца за свободу; объяснить понятие «декларация независимости», «конституция»; раскрыть сущность декларации независимости и конституции США; познакомить с политической системой США после войны.
2) Развивающая – развивать умения анализировать исторические данные; развивать умения работать с документальным материалом; развивать умения прогнозировать исторические события; развить навыки работы с картой; делать выводы по значимости этого периода в истории.
3) Воспитательная – способствовать привитию гуманистических идей среди учеников; воспитать стремление к самосовершенствованию личности.
Тип урока: Комбинированный урок.
Форма урока: Урок-лекция.
Средства обучения: Учебник «История нового времени» (7 класс) под редакцией А. Я. Юдовской; Доска, Карта «Североамериканские колонии в XVIII веке».

Ход урока:

Деятельность учителя
Деятельность ученика

Организационный момент (2 минуты)

Учитель в начале урока здоровается с классом. Вызывает дежурного и просит назвать его отсутствующих в классе.
Дети приветствуют учителя, садятся. Дежурный встает и называет отсутствующих.

Проверка знаний и умений (12 минут)

Учитель объявляет проверку домашнего задания. Прошлая тема «Английские колонии в Северной Америке» Учитель спрашивает по желанию или спрашивает по списку в журнале.
Первый вопрос: Рассказать о первых колониях и их жителях;






Второй вопрос: Рассказать о системе управления колониями;



Третий вопрос: Рассказать о колониальном обществе;




Четвертый вопрос: Рассказать о конфликте колоний с метрополией.
Если ученики испытывают трудности при ответах, то учитель задает им наводящие вопросы. За ответы ставится соответствующая оценка.
Каждый ученик должен примерно ответить на вопросы следующий образом:
Ученик должен рассказать о первых попытках заселить СА, рассказать о первых колониях: Джеймстаун (1607 г.) и Новый Плимут (1620 г.). В СА переезжали пуритане, обнищавшие крестьяне, бандиты, религиозно притесненные жители Европы.
Ученик должен показать и охарактеризовать такую схему: Король Англии -> Губернатор -> Колониальные ассамблеи -> верхняя и нижняя палаты.
Ученик должен рассказать о том, чем занимались колонисты: с/х, скотоводство, ремесло, промышленность. Рассказать о религиозных воззрениях, о пуританском образе жизни.
Причины конфликта: Запрет на торговлю с другими странами, запрет на переселение на запад, запрет на промышленность, запрет на фермерство.

Изучение нового материала (27 минут)

После того как учащиеся назовут причины конфликта между жителями колоний и Английской короной, учитель объявляет тему.
В колониях росло напряжение. Политика английского короля Георга III обогатиться за счет североамериканских колоний подпитывала рост недовольства среди колонистов. В воздухе ощущался запах войны, революции. Власти колоний и другие политические силы Америки старались воздерживаться от каких-либо насильственных действий по отношению к английской короне. Однако без этого все же не обошлось: «Инцидент Гаспи» и «Бостонское чаепитие».
Наступило время, когда большинство американцев ощутили необходимость в единстве действий.
1774 г. – Первый Континентальный конгресс. Учитель подробно рассказывает о деятельности конгресса и о реакции британских властей.
Следующий пункт по плану это сама Война за независимость. Учитель рассказывает о первых битвах, важных сражениях, кто воевал. Так же идет персонализация о военных и политических деятелей войны
Урок очень насыщен, так как дополнительно к фактическому материалу на нем изучается достаточно сложный документ извлечение из Декларации независимости. Текст Декларации независимости и задания к нему имеются в учебнике.
В повествовательной рассказе о ходе войны учитель записывает даты на доске:
4 июля 1776- принятие Декларации независимости
1775-1783 гг. – Война за независимость в североамериканских колониях Англии;
1787 г. – принятие Конституции США;
1777 г. – Битва у Саратоги;
1781 г. – Битва под Йорктауном;
1783 г. – Подписан мирный договор между США и Англией.
Наиболее сложный вопрос о Конституции США объясняет учитель. Его содержание широко представлено в учебнике, а схема высших органов власти в США имеется в рабочей тетради. Ключом к пониманию целей этого документа служат слова французского писателя А. де Токвиля (XIX в.), писавшего, что в период составления конституции у американцев было две задачи сохранить особенность каждого штата и в то же время объединить весь народ в единый союз. Обсуждая вопрос о принятии конституции, следует в доступной форме объяснить, что, выдвигая идею создания конституции, американцы обсуждали проблемы: как следует организовать власть, чтобы она отвечала интересам народа, и, если народ обладает правом создать конституцию, имеет ли он исключительное право ее изменить?
Первый вопрос связан с центральной идеей Нового времени разделением властей. 30 мая 1776 г. городское собрание Бостона дало своим представителям на конституционном конвенте наказ, в котором говорилось, что для сохранения свободы очень важно, чтобы законодательная, судебная и исполнительная власти были как можно более независимы и отделены друг от друга. Там, где они сосредоточены в руках одних и тех же лиц, государство не будет защищено от принятия деспотических законов и произвола в их исполнении.
Американцы понимали, что законность не может быть гарантирована, если три власти будут сосредоточены в одной руке и одна и та же группа лиц будет издавать законы, обвинять, судить и казнить. Следовательно, в конституции должно быть полностью учтено «несовершенство человеческой натуры и непредсказуемость поведения». Что касается права дополнять и изменять конституцию, то американцы считали, что оно должно оставаться за народом, который эту конституцию учредил. Кроме того, они видели цель конституции в том, чтобы защитить права личности от любых посягательств со стороны властей. Идея всемогущего государства всегда была чужда американцам, и деятельность правительства в США оставалась более ограниченной, чем во Франции и других странах Европейского континента. В конституцию также заложена идея просветителей: «Вся власть исходит от народа».
Ученики записывают дату и тему в тетрадь.











Ученики записывают дату в тетрадь.








Ученики по предложению вслух зачитывают исторический документ в учебнике. Затем вместе с учителем его анализируют.
Дети записывают даты в тетрадь.






Ученики внимательно слушают рассказ учителя и записывают важные статьи из конституции.

Закрепление нового материала (3 минуты)

Ученикам предлагается таблица, которую им следует заполнить:
Событие
Дата
Результат

Первый Конгресс



Сражение у г. Конрод



Второй конгресс



Битва у Сароги



Битва под г. Йорктауном



Подписание мирного договора




Ученики должны вписать:
1774 г. Принятие декларации о правах и свободах человека;
1775 г. Англичане понесли потери и отступили;
1776 г. Принятие Декларации о независимости США;
1777 г. Английская армия окружена и капитулировала;
1781 г. Основные силы англичан сдались американцам;
1783 г. Англия признала независимость США .

Организация домашнего задания (1 минута)

1. Устно ответить на вопросы в конце параграфа;
2. Ученикам на выбор и по желанию даются доклады по военным деятелям. (Лафайет, Арнольд и т.д.)
Ученики записывают в дневник домашнее задание.





15