Формирование финансовой грамотности учащихся (из опыта работы по программе элективного курса Финансовая грамотность)


«Финансовая грамотность учащихся как средство их социализации»
В России, как и во всех других странах Европы и Азии, уровень финансового образования населения очень низок. Это является наследием времен социалистического периода, когда финансовое планирование семьи сдерживалось ограниченными возможностями потребления и относительной стабильностью доходов.
Важность финансового образования значительно возросла по двум основным причинам:
1. ответственность и риск принятия решений, которые могут оказывать серьезное влияние на жизнь и будущее, передаются от государства гражданам;
2. финансовые услуги становятся все более разнообразными, что означает, что потребителям необходимо делать трудный выбор из широкого выбора вариантов.
Актуальность проблем программы финансовой грамотности школьников обусловлена изменениями в политической и экономической жизни России, отсутствием единства в понимании места данного раздела экономики как учебной деятельности в школьном образовании. И сегодня я хочу поделиться с вами опытом по теме «Финансовая грамотность учащихся как средство их социализации».
Представим, что мы не знакомы с правилами дорожного движения - но нужно сесть за руль и отправиться в мегаполис. Ехать будет сложно. Как проезжать перекрестки? О чем говорят знаки? Езда без знаний правил дорожного движения очень опасна.
А ведь подобное происходит в жизни многих людей. Постоянно совершая операции с деньгами - мы находится в непрерывном финансовом движении. А многие ли знакомы с правилами "финансового движения"? Где находятся истоки финансовых знаний?
В школе нет предмета о деньгах. Поэтому образовательный стандарт предусматривает финансовое просвещение учащихся на уроках обществознания.
Формирование полезных привычек в сфере финансов поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.
Для реализации вопросов экономического воспитания я использую разнообразные упражнения, дидактические игры и задания. Приведу в качестве примера некоторые из них.
Азбуку экономической грамотности начинаю с формирования таких понятий, как потребности, экономика, экология, ресурсы.
Так, для формирования понятий ресурсы предлагаю учащимся следующее задание, которое носит одноименное название «Ресурсы».

?

Задаю вопрос: какие ресурсы нужны, чтобы сделать стол и подушку?
Предлагаю провести линию от нужного ресурса к предмету. Зеленым карандашом обведи природные ресурсы, синим – инструменты, красным – изображения работающих людей. Учащиеся делают вывод. Ресурсы – это запасы, источники чего либо.
Следующее упражнение направлено на умение устанавливать взаимосвязь между потребностями и ресурсами.
Ресурсы Продукты
Сахарная свекла Варенье
Вода Торт
Почва Мороженое
Удобрения Уголь Нефть Машина Труд людей Предлагаю учащимся рассмотреть таблицу и рассуждать так: для того, чтобы изготовить варенье, нужен сахар. Чтобы получить сахар, нужно вырастить сахарную свеклу, а для этого нужны такие ресурсы...
Далее предлагаю заполнить пустые клетки и соединить чертой ресурсы и продукты.
Особое место при формировании экономических понятий у учащихся уделяю экономии ресурсов. Для этого учащиеся продумывают расходы.
Даю опережающее задание: произведя с родителями или самостоятельно те или иные операции с денежной массой, обязательно взять чек, квитанции. А затем на уроке подсчитываем, сколько и на что было потрачено за последнюю неделю.
В итоге учащиеся приходят к выводу о существовании произвольных и обязательных расходов, а также о необходимости чека.
Так же понятие расточительности и экономии формирую в ходе чтения специальных рассказов, произведений. После чтения можно предлагаю таблицу, которая позволит наглядно убедиться в возможности экономной траты средств и ресурсов.
Бюджетные статьи расхода Чтобы уменьшить расходы, надо…
1.Электроэнергия …не зажигать лишних осветительных приборов, не оставлять в пустых помещениях работающие электроприборы.
2.Вода 3.Газ 4.Отопление 5.Продукты питания 6.Одежда 7.Обувь 8.Развлечения На уроках обществознания в среднем звене особое внимание уделяю формированию у учащихся представлений о взаимосвязи экономии и экологии.
Вода – важный ресурс человечества, без которого немыслима жизнь на Земле. Увы, загрязнение воды приносит необратимые последствия. Дефицит воды уже достаточно ощутим. Важно уже с раннего возраста формировать у учащихся стремление беречь и экономить воду. Для этого я использую разнообразные математические задачи. Так, например, в рамках темы «Воздействие человека на природу» предлагаю решить следующие задачи:
«Один человек в день расходует примерно 500 литров воды. В нашем городе примерно 700 тысяч человек. Сколько литров воды расходуется в городе за сутки?»
«Один плохо закрытый кран приводит к потере 20 литров воды в сутки. В школе дети оставили плохо закрученными четыре крана. Сколько литров воды было растрачено в течение двух выходных дней?»
Решение данных задач способствует не только развитию вычислительных навыков, но и способствует умению экономить воду и беречь ее.
Для оценки уровня финансовой грамотности учащихся 8 классов я провела опрос.
Мною были заданы вопросы в форме тестов, проверяющих наличие правильных установок и навыков учащихся в области личных финансов, а также был дан тест на финансовую математику.
1) Для выявления существующих установок были заданы три вопроса. В качестве примера приведу следующий вопрос:
Как Вы думаете, при каких обстоятельствах покупка в кредит является оправданной?
1. Если в магазине на те товары, которые мне нужны, объявлена распродажа
2. Если уровень процентов по кредиту выше уровня процентов по вкладу
3. Если мне нужно оплатить услуги образования, которое позволит получить более высокооплачиваемую работу (правильный ответ)
4. Если мне действительно нужен отпуск, а других денежных ресурсов в данный
момент нет
5. Затрудняюсь ответить
\s
Установки по отношению к кредитам являются «правильными» у половины опрошенных: 54% школьников отказались от всех остальных обоснований в пользу кредитов на образование. Тем не менее, около 16% согласились с утверждением, не имеющим никакого смысла, но звучащим «математически обоснованно» (ответ «если уровень процентов по кредиту выше уровня процентов по вкладу»). Тема кредита на покупки во время распродажи увлекла всего 9% школьников, а покрытие затрат на отпуск и того меньше – 8%.
Наличие некоторых практических навыков управления своими денежными средствами было так же замерено с помощью анкетных вопросов. Вот один из них:
Ведете ли вы учет своих личных денежных средств? Речь идет о тех деньгах, которые дают Вам родители, или которые Вы зарабатываете сами.
1. Да, я веду учет, фиксирую все поступления и все расходы
2. Да, я веду учет, но не все поступления и расходы фиксирую
3. Нет, я не веду учета, но в целом знаю, сколько у меня было денег и сколько я потратил(а) за месяц
4. Нет, я не веду учета, и не знаю, сколько у меня было денег и сколько я потратил(а) за месяц
5. Нет, я не веду учета, у меня нет своих личных денег, мне все покупают родители
\s
Наиболее популярный ответ, его дали 57% опрошенных – «нет, я не веду учета, но в целом знаю, сколько у меня было денег и сколько я потратил(а) за месяц». Данные говорят также и том, что практики ведения учета передаются в ходе социализации: в тех семья, где родители ведут бюджеты доходов и расходов, дети также используют этот инструмент при управлении личными денежными средствами.
В заключение был проведен тест на финансовую математику, который был направлен на понимание природы процента, сложного процента, инфляции и эффективной процентной ставки по кредиту. Были заданы шесть вопросов. Среди них был вопрос:
Предположим, что Вы положили 100 рублей на счет в банк на два года под 8% в год. Сколько денег будет на вашем счету через 2 года, если вы не будете брать или докладывать деньги на этот счет?
1. Более чем 108 рублей
2. Ровно 108 рублей
3. Менее чем 108 рублей
4. Не могу рассчитать даже приблизительно
\s
Понимание того, что такое годовой процент, характерно для 83 % опрошенных, они дали правильный ответ на вопрос – более чем 108 рублей. Остальные 18 % испытывают трудности с вычислением годового процента.
Поэтому, я говорю детям: иметь отложенные деньги полезно, т.к. это сберегает душевное равновесие и позволяет экономит и приобретать. Не менее важно иметь деньги, которые вы можете свободно тратить на свои личные нужды.
В целом, уровень финансовой грамотности учащихся 8 классов можно назвать удовлетворительным. А также можно сделать вывод о том, что интерес к финансовой тематике высок. При этом в наибольшей степени востребована информация, касающаяся защиты прав потребителей финансовых услуг и защиты от рисков при их пользовании.
В настоящее время идет поиск путей формирования финансовой грамотности и экономической культуры школьников. Так, в период с 14 по 20 марта Департаментом образования и науки Тюменской области объявлено о проведении Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи. Это значимое событие направлено на формирование у молодого поколения разумного и ответственного отношения к финансам. Основными темами Недели в 2016 году являются: бережное потребление и сбережения, защита прав потребителей и вопросы личной финансовой безопасности и ответственности. Мои учащиеся заинтересовались конкурсом – эссе и в данное время работают над темой «Бережное потребление и экономия»
В апреле я планирую провести урок на тему «Ты - предприниматель», в рамках которого школьники пройдут тестирование на определение предпринимательских способностей, а также примут участие во Всероссийском онлайн-квесте по молодежному предпринимательству «Businessteen» («бизнес тин» = «бизнес-подросток»)
В этом учебном году мои учащиеся 7-8 классов приняли участие в международном дистанционном метапредметном конкурсе-исследовании «Рубикон: Финансовая грамотность», где участники погружались в ситуацию управления организацией, предприятием, отраслью экономики и даже целым государством. Ждем результаты. Задачи этого конкурса-исследования развивать интерес школьников к изучению обществознания, предоставить школам инструментарий для мониторинга сформированности регулятивных универсальных учебных действий и финансовой грамотности обучающихся.

Таким образом, при изучении экономических тем в курсе обществознания, я в большей степени использую практико-ориентированные задания, поскольку учащиеся лучше воспринимают материал, поданный в проблемной форме, развивающей компетенции потребителя, нежели чем описания финансовых институтов, экономических явлений как таковых. А воспитание грамотного потребителя, знающего свои права и обязанности – это и есть основная задача учителя в условиях социализации и становления личности ребенка.