Кл.час Финансовая грамотность.Поговорим о деньгах


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Колодеевская основная общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
7213603347720002216785312293000 Классный час в 5 классе00Тема: «Финансовая грамотность. Поговорим о деньгах»
Тема: «Финансовая грамотность. Поговорим о деньгах»

17310108794750027044655638800
Провела кл.руководитель: О.А.Саратовская 2016-2017 учебный год
Тема: «Финансовая грамотность. Поговорим о деньгах»
Цель:
1. Формирование представления о деньгах, как неотъемлемой части жизни. 2. Понимание основных принципов обращения с деньгами. 3. Формирование представлений о семейном бюджете, принципах его ведения, доходах и расходах. 4. Формирование понимания разницы между необходимыми тратами, и теми, от которых можно отказаться.
5. Воспитание уважительного отношения к деньгам, труду.
Ход классного часа:
Классный руководитель: Сегодня мы поговорим о финансовой грамотности. Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Финансовая грамотность затрагивает большой круг различных финансовых тем, начиная от ежедневных навыков ведения персонального финансового учета до долгосрочного планирования личных финансов для выхода на пенсию.
В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы — это не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и аккредитивы, и др.
Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей.
К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.
Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое состояние. Копить или тратить — что поможет стать богаче и счастливее?
Есть люди, которые откладывают и копят деньги, чтобы они водились, потому, что «копейка рубль бережет». И есть те, которые придерживаются правила тратить, потому, что «деньги должны работать».
И у того, и у другого подхода к распоряжению деньгами есть свои плюсы и минусы.
2.)Вопросы для размышления: Умеем ли мы пользоваться деньгами.
Материал для обсуждения:
- Что дает накопление
- накопление обеспечивает возможность остаться при деньгах в случае возникновения непредвиденной ситуации.
Например, в случае поломки телевизора или иных неожиданных расходов вы всегда будете иметь в своем распоряжении нужную сумму денег;
- накопление дает возможность приобретать вещи или услуги, не прибегая к помощи займов и кредитов, — а значит, позволяет экономить значительную сумму денег, которая идет на выплату процентов по кредиту;
- накопление дает возможность делать значительные приобретения.
Если вы не в состоянии с месячной зарплаты купить новый телефон, то откладывание определенной суммы денег определенно даст вам эту возможность;
- помимо финансовой накопление обеспечивает психологическую защищенность, создает своеобразную «подушку безопасности».
Человек, который регулярно откладывает деньги, не беспокоится о том, удастся ли протянуть до следующей зарплаты, как выжить в случае увольнения или других непредвидимых ситуациях
(во время беседы учащиеся высказывают свою точку зрения, приводят примеры).
Что дает свободное распоряжение деньгами?
- подход к деньгам «сколько есть, столько и трачу» дает возможность регулярно чувствовать «вкус жизни», ощущать праздник, не чувствовать себя ущемленным и вынужденным откладывать;
- свободное распоряжение деньгами создает определенный психологический настрой — «у меня все хорошо, у меня есть деньги, и я могу их тратить».
Человек, который излучает позитивный настрой, получает в ответ позитив. В то же время откладывание денег «на черный день» зачастую чревато тем, что «черный день» действительно наступает;
- свободное обращение с деньгами позволяет деньгам «работать» и притягивать другие деньги. Трата денег освобождает пространство для прихода новых денег.
Что же подходит именно вам?
Способ, который определяет вашу зону роста — тот, который вами наименее освоен.
- Если вам регулярно не хватает денег, и вы не в состоянии отложить даже 100 рублей, осваивайте накопление.
Считается, что откладывать нужно не менее 10% месячного дохода. Если вам трудно, начинайте откладывать хотя бы по 500 рублей в месяц.
- Если у вас на полке скопилось больше денег, чем вы позволяете себе тратить, разрешайте себе тратить.
Вероятно, вы не только не разрешаете себе «отпускать» деньги, но и не позволяете себе жить, откладывая эту возможность на более долгий срок. «Вот мы откладываем, откладываем деньги, а жизнь вдруг — бац, и кончилась». Но не стоит бросаться из крайности в крайность и начинать тратить напропалую.
Тратьте на то, что вам действительно нужно. Замечайте свои потребности и позволяйте себе их реализовывать. Ведь жизнь происходит именно сейчас. Важно не просто осваивать тот или иной способ, но и понимать, зачем вы его выбираете. Что он может вам дать? Чего сейчас вам не хватает, чтобы распоряжаться деньгами наиболее эффективно?
3)Что мы знаем про деньги. Металлические деньги.Самыми удобными деньгами оказались металлические. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков.
Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди – по-дешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие. Первые металлические монеты появились 27 веков назад на территории нынешней Турции.
Металлические деньги имели долговечность, способность храниться, прочность и удобство в обращении.
Но у них оказался важный недостаток – они тяжёлые и занимали много места. Деньги постепенно истирались, у монеты уменьшался вес. Деньги неудобно и опасно было с собой возить богатым купцам, так как грабители и разбойники могли их найти и напасть.
Первые деньги.
Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами.
Первыми деньгами у народов, занимавшихся животноводством, служил скот.
В Японии – рис, в Африке вместо денег были куски соли. В Китае – спрессованные чайные листья. В Южной Америке – стеклянные бусы.
У охотничьих народов Сибири, а также у древних славян деньгами служил мех пушных животных. У народов, живущих на берегу – ракушки, перья.
В разные времена у разных народов использовались в качестве денег: рыба, камни, топоры и многое другое.
мех животных перьяракушки

Рис куски соли стеклянные бусы

Прессованный чай камни бараны

Кувшины топоры колокольчики
Металлические деньги

Бумажные деньги.
Бумажные деньги – это важнейшее открытие человечества.
Первые бумажные деньги появились в 8 веке в Китае из-за нехватки металла. Они были с подписями богатых людей и красной императорской печатью.

В России бумажные деньги появились в 1769 году. Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина 2.
Они очень удобны, их легче хранить, считать. Деньги защищаются специальными знаками (водяными цветосхемами). Это делается для защиты государственных денег. Бумажные деньги не размениваются на драгоценные металлы, на них написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.
Современные деньги. В разных странах сейчас используют различные денежные единицы.
В России – это рубль.
Деньги Соединённых Штатов Америки (США) – доллар.
В Казахстане - тенге.
Во многих странах Европы действует единая денежная единица – евро.
Деньги. Медные, серебряные, бумажные нужны каждый день. Мы все зависим от них. Деньги определяют достаток семьи, благополучие государства.

10 рублей. На купюре этого номинала изображен город Красноярск. Лицевая часть - часовня Параскевы Пятницы - это святая, которая является покровительницей семьи и домашних животных. Оборотная часть - Красноярская ГЭС с мостом через реку Енисей, который входит в книгу ЮНЕСКО "Лучшие мосты мира".

50 рублей. Изображен город Санкт-Петербург. Лицевая сторона - основание Ростральной колонны с женской фигруой, которяа восседает на троне - это символ Невы. За Ростральной колонной видно Петропавловскую крепость. Оборотная сторона - здание бывшей биржи, которая находится на набережной. 

100 рублей. Москва. Лицевая часть - скульпутра с фронтона Большого Театра - Аполлон с колесницей. Оборотная часть - площадь перед Большим Театром и само здание театра.

500 рублей. Представлен город Архангельск. Лицевая часть - на фоне морского вокзала и парусника расположен памятник Петру I. Оборотная часть - Соловецкий монастырь, который является одной из великих святынь. Это очень известный и многими любимый памятник архитектуры, поэтому неудивительно, что именно он расположился на купюре. 

1000 рублей. На этой денежной купюре изображен город Ярославль. Лицевая сторона - памятник Ярославу Мудрому, который держит храм в руках. Это символизирует, что наша вера в наших же руках. Оборотная сторона - храм Иоанна Предтечи (Крестителя).

5000 рублей. Здесь мы можем увидеть город Хабаровск. Лицевая сторона - памятник, посвященный генерал-губернатору восточной Сибири, графу Николаю Николаевичу Муравьев-Амурскому. Именно он дал начало возвращению Амура, который был отдан Китаю в 1689 году. Оборотная сторона изображает Царский амурский мост длиной 2700 метров.

Специальные знаки

Учитель:
Ребята, скажите, пожалуйста, на что правильно тратить деньги, а на что неправильно? Какие траты необходимы, а какие могут и подождать? Ученики (если кто-то в семье болен или есть деньги на оплату самого необходимого, ребенок не должен требовать деньги на сладости, телефоны, игрушки). 2)Учитель: Ребята, знаете ли вы пословицы и поговорки о деньгах и богатстве? (Учащиеся называют пословицы, поговорки)
3)Конкурс "Угадай кто сказал"
Кому из мультипликационных героев принадлежат следующие слова:
1. "Средства у нас есть. У нас ума не хватает" (Кот Матроскин из "Простоквашино")
2. "Ах, владеть подвалом хорошо, но еще лучше купаться в этих прохладных кругленьких монетах. Чудесно нырять в них как дельфин и как суслик в них зарываться, подбрасывать их вверх и этим дождем наслаждаться" (Скрудж Макдак из "Утиных историй")
3. "Нам Вашей дочки и даром не надь, и с деньгами не надь" (Иван из "Волшебное кольцо")
4. "В наше время даже сейфу нельзя доверять. Как это сложно иметь миллион" (Беладонна, "Приключение поросенка Фунтика")
5. "Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет" (Дядя Федор из "Простоквашино")
6. "А хотя бы я и жадничаю, зато от чистого сердца" (Мужик из "Падал прошлогодний снег")
7. "А я ничего выписывать не буду! Я экономить буду" (Матроскин из "Простоквашино")
8. "Маловато будет. Ма-ло-ва-то" (Мужик из "Падал прошлогодний снег")
9. "Глупое животное разве золота может быть слишком много?" (Раджа, "Золотая антилопа")
10. "Несите ваши денежки, иначе быть беде" (Кот Базилио, "Приключения Буратино")
11. Деньги тают в кошельке, тают, как туманы. А на нашем языке деньги - значит "маны" (Гангстеры, "Приключения капитана Врунгеля")
12. "Меньше можно, больше ни-ни" (Беладонна, "Приключение поросенка Фунтика")
4)Конкурс "Мульт-кроссворд"Ключевое слово: хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Э м б а рг о
ч е ре пК и с О л ь д о д е Н ь г и б е л а д О н н а М а л ь в и н а
б и л л И с К ру д ж б А рт е рВопросы к кроссворду.
1. Запрещение государством ввоза в свою страну или вывоза в какую-либо другую страну товаров, услуг, валютных и иных ценностей.
2. Во что превратились монеты Золотой антилопы, когда раджа сказал: "Довольно".
3. Название монет, которые были у Буратино.
4. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.
5. Как звали хозяйку поросенка Фунтика.
6. Имя девочки с голубыми волосами из "Приключения Буратино".
7. Как звали мальчика из мультфильма "Остров сокровищ", который очень любил деньги.
8. Имя самого богатого селезня.
9. Обмен одного товара на другой.
5). Конкурс "Мульт-задачи"
1. Пчела Майя, живущая в Цветочной стране, прилетев в магазин, купила 100 граммов меда и заплатила за это 2 зернышка арахиса. Продавец муравей дал сдачу - 2 лепестка розы. Какие деньги существуют в Цветочной стране? Какую функцию выполняют деньги в данном случае? (Ответ: функция денег - средства обмена на товары или услуги).
2. Буратино заработал в кукольном театре 500 монет.40% денег он заплатил за курточку для папы Карло, а на 20% денег купил мороженое. Сколько денег осталось у Буратино? (Ответ: 240 монет).
3. Бобер решил себе к зиме шубу купить. Нанялся он к Зайцу в работники дом строить. Когда дом построил и получил деньги, не стал их тратить, а спрятал их в свой сундучок. Также он поступил и после того, как построил Лисе новый курятник. Какую функцию здесь выполняют деньги? (Ответ: средства накопления).
4. Помоги кроту из сказки Дюймовочка сосчитать, сколько зёрен съест его невеста за три зимних месяца, если известно, что в день она съедала половину зёрнышка. (Ответ:46 зёрнышек за 3 месяца)
6). Конкурс "Мульт-вопрос"
1. Какое «удобрение» увеличивало урожайность золотых монет на Поле Чудес в Стране дураков? (заклинание «Крекс – фекс – пекс»)
2. На чём разбогател сказочный коротышка Пончик на Луне? (соль)
3. Героине, какой сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать выгоднейшую покупку к своему юбилею? (Муха-Цокотуха)
4. Какой сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)
5. Сколько монет дал Карабас-Барабас Буратино? (5 золотых)
6. Какой товар продавал Дуремар из сказки "Приключение Буратино"? (пиявки)
7. Какая награда была объявлена за поросенка Фунтика? (100 монет)
8. Что купил кот Матроскин на свои деньги? (корову)
7). Конкурс "Мульт-валюта"
Соотнесите валюту, используемую в мультфильмах с названием.
Валюта Название мультфильма
Сольдо Приключение Буратино
Пиастры Остров сокровищ
Эре Малыш и КарлсонДоллар Утиные истории
СантикНезнайка на луне
Динары Али-баба и 40 разбойников
3.) Итог. Вы пока не работаете, но родители Вам дают карманные деньги дарят на день рождения, я предлагаю вам прочитать советы и прокомментировать их.
1.Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это всегда делали многие известные люди, не знавшие недостатка в деньгах.
2. Но все же подсчеты лучше вести не на людях, а наедине с собой, ведь это ваше личное дело.
3. Планируйте свои расходы. Будьте разумны в тратах: пока вы не столь богаты, чтобы удовлетворять все свои желания.
4. Но никогда не экономьте на заботе о близких! Даже небольшие подарки порадуют их, кроме того, порадуют вас: ведь подарки так же приятно дарить, как и получать.
5. Старайтесь не влезать в долги, это может привести к очень неприятным последствиям.
Ребята, что особенно запомнилось? Что пригодится в будущем?
Использованные источники информации
1. Формирование основ финансовой грамотности у школьников. Методические рекомендации. 2. https://www.youtube.com/watch?v=auc7LzqQin4
3. lyubimye-frazy-iz-sovetskix-multfilmov4. https://otvet.mail.ru/question/35588168
5. HYPERLINK "http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=1231.gXeCDQ6NcjlK24mo7HaSs4weR26bcNbbdblvq743dbCkZCcm2oAlqfSQ57-YRvlgn2NoXxQ_FrqDcVr8QSDVP_wqPrK8XP-bV2bQ6c8AUFtwbJFulfVNte8tnqLKM2Km.db02e3c8ab9a902f0f1bf74cb5876d6127c23181&uuid=&state=PEtFfuTeVD4jaxywoSUvtJXex15Wcbo_DpgvDE8uhd8fgorekNtXD-qUQx6nN_YJ&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxcllNTnVLd1hmODZpRm9CeGQwRGp2c1pjQ2FjSkJ4Q242SWVscVJfaWlsdzNJSXFLZFJfVHlyZ3BCWEZaOTFnWFhzTVRmNEdyaXhGTzczcHNQT1M1Mzg&b64e=2&sign=e508a26b93cbfe5ad7e02184d00bdbbb&keyno=0&cst=AiuY0DBWFJ5fN_r-AEszkx0M05ZWG3JO8u88he6vTiVmBvn9BcmcaehsZcB-wFLGD199W_DilVcVCmZTajC5-MN2Q-Use8Pmi2ceC_Pw1W2pR-LwYIHqY7aap59LdjWnKLZ8Qy0YDkJ_B6ABbqp1_p5Whybpbm2sLPLXkYuVBaDqGCAARtitNrJnBXqPLUgMAJuIkpzH7COynj1po72p6CrBKoW6XxxpgMyvz8JDWy8nCvPMHroB5kC9kH2grcLHE5dJ4Nmi6XU-rc-6RVmz5AW7GiHtm2aMSM8jgyMGILMiToB3FrQrJGSZWQbRTSiB9LXMlMW9WlN1dkxWcle26qmBj5AfsJLIQMSCX0huqFUSe7Dfl2i7MWZl6KMO3g7_LC8HVC_MmJRIpgWAvkrFQNSyK9sWL4R9cSQVA1MO-DXu8z-WP-XWTocAd8ERTuSMgbaz23JWCm9muTk65Y5lhpLpca8_ehy8tspAYCTh7S2pyGvl-dqtvvdDVXheYF02Ito-tLrRS_v_JMDvUyb70A&ref=orjY4mGPRjk5boDnW0uvlrrd71vZw9kpEO07Xzmi4-fg-247hi9QBSA3oOegVConiYh-3Vow-ouk9_jiom213Cr3AewpTYAZI8ry2A90Nb99oRnK1lGcrYn20RrE5zu27opafhI-Su3wzK53ThjV4Efm24eniT7vcWYddGjJ6cha8whdvFpOMYuyhOweP0QTV6e8VOLShPVZL5nOusRjT3LW9hmOp1nsXPmU1gOZWxPHkHYpLy0yj0XZBmgoMZvOIgTGDSmoPusG3dWzcT38OujWJR_g688ggghVeoqeSeIssIzxT7M0nT1vtlAJKDjOlevMWafrYwLC5_7IVZCf5bYB-FrZg2W9BNxQN47EVJskS-joA1WRxNvrntc5yof-lKVorKeOsb0aE97Cn8f-UDw2uv87oVOoJEjvfO_V4z0xK5vtudj9rFmoe3XJDe1dQ43aeFgGrGQtMe7YtgxKZwOT7ki1a3AuuIG0rJiG-dv3M8WEE1GMm3XWsyxoU-D3kqzlTiXdNMlowYstLXyVt05GXGrYTEjBaXa35vtOWiULBenxUnohOkBcQ6gjR1dVImBtQvKDopK5C-aYUMFr41sZxM4fdgjc&l10n=ru&cts=1478364520330&mc=6.047144480979743" \t "_blank" happy-kids.ru› HYPERLINK "http://www.happy-kids.ru/page.php?id=1060" \t "_blank" page.php?id=1060
6.https://doc4web.ru/obschestvoznaniya/plan-konspekt-uroka-po-ekonomike-klass-mir-deneg.html