Обобщение знаний о глаголе.


Конспект урока по теме: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол».
4 класс.
Тип урока: закрепление пройденного материала
Цели: 1) систематизация и обобщение знаний о глаголе;
2) формирование умения находить глагол и определять его морфологические признаки, синтаксическую роль;
3) обосновывать правильность выбора орфограмм при написании глагола; использовать глагол в речи;
4) формировать интерес к предмету через использование различных форм обучения и создания ситуации успеха.
Ход урока.
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Ребята, посмотрите на свои парты, все ли у вас готово к уроку.
Молодцы! За окном сегодня хорошая погода. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
Сообщение темы и цели урока.
Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Учись, смекай, активным будь! И к знаниям откроешь путь!» слайд№2
1. Чистописание
Снег тает, проталин
Уж много кругом...
Вот склоны зеленым
Покрылись ковром.
Коста Хетагуров слайд №3
2. Стихотворение Л. Татьяничевой «Глагол» слайд№4
Он энергичен, многолик.
Глагол, он действовать привык.
Необходим он – вот в чем соль.
Я говорю ему: «Глаголь!»
- Как автор характеризует слова – глаголы?
-Объясните разницу между словами «глагол» и «глаголь»?
- Ребята, о какой части речи говорится в данном стихотворении?
- Вы согласны с тем, что глагол действовать привык?
- Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем знания, полученные вами при изучении темы «Глагол». Для этой цели я выбрала разнообразные по своему содержанию задания, которые и помогут выявить ваши знания. От вас же потребуется внимание и работа на уроке.
2) Проверка теоретических сведений о глаголе (фронтальный опрос). слайды№5,6,7.
- Что такое «глагол»?
Что обозначает глагол?
На какие вопросы отвечает глагол?
Сколько времен у глагола?
Как изменяются глаголы?
Сколько спряжений у глагола?
Что такое «неопределенная форма глагола»?
Чем является в предложении глагол?
3) Синтаксическая пятиминутка.
- А теперь давайте прочитаем отрывок из стихотворения Алексея Плещеева «Весна» вслух. (1 ученик читает с выражением отрывок).
Уж та..т снег, бегут ручьи.
В окно повеяло весною.
Засвищ..т скоро соловьи
И лес оден..т(?)ся листвою. слайд№8
- Каким способом выразил поэт постепенное пробуждение природы?
- Вставить пропущенные буквы и объяснить их правописание.
- Определить спряжение глаголов.
- Выделить грамматические основы в последнем предложении.
- Указать, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое.
- Какую роль в предложении играют глаголы? (обозначают действие предмета. В наших предложениях – состояние природы).
- Как изменяются глаголы?
(по временам: бывают настоящего, прошедшего и будущего времени)
- Определить время глаголов. (прошедшее время – повеяло, так как обозначает действие предмета, которое совершилось, произошло в прошлом;
Настоящее – тает, бегут, так как обозначают действие предмета, которое происходит в данный момент;
Будущее – засвищут, оденется, так как обозначают действие, которое будет совершаться в будущем).
- Правомерно употреблять глаголы в разных временных формах, чтобы показать состояние природы.
4) Вы хорошо потрудились, а теперь приоткроем дверь в комнату, где живет сказка.
Чтобы выполнить следующее задание, необходимо вспомнить, как пишется частица не с глаголами.
- Прочитайте отрывок из замечательной сказки Экхольма «Тута Ларсен, Людвиг 14 и другие» (карточки с текстом сказки раздаются ученикам заранее).
слайды №10,11
Не хитрость. (1 ученик с выражение читает отрывок вслух)
      В нору Ларссонов пришло ужасное горе. Родители (не) доумевали и (не) годовали.      - Хорош сын! Я этого (не) переживу,- сказал папа.      - Никогда (не) могла предположить, что вместо помощника у нас вырастет такой сын, - грустно вздохнула мама.      Что же случилось в лисьей семье? Сын Людвиг (не) захотел учиться лисьей хитрости.      - Только (не) наказывай его, - сказала мама.      - Хорошо, (не) буду. Но (не) поговорить с ним я (не) могу.      Папа Ларссон вошел в комнату сына. 
- Выписать все глаголы, рассуждая, почему они пишутся слитно или раздельно с частицей не.
Ознакомительно: Людвиг не был на уроке в школе хитрости и не выучил девиз лисьей семьи: «Да здравствует хитрость!»
5) Физкультминутка. слайд№12
6) Вставь пропущенные буквы и проверочные буквы. слайд№13
Прим…рять друзей
зал…зать раны
разв…вается флаг
отв..рить дверь
зап…вать в хоре
ув…дать издали
7) Спишите предложения, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи. слайд№14
Снежное (по) крывало (по) крывало всё поле.
(С) горы (с) бежал поток проворный.
8) Подчеркни в каждой строке лишнее слово. слайд№15
Горе горевать гореть горемыка
Солонка сольный солить солёный
Медовый медный медь
III. Итог урока. слайд№16
Ребята, подведем итог нашего урока:
С какой частью речи мы сегодня работали?
Что такое глагол?
-Для чего важны глаголы?
-Чем отличается от других самостоятельных частей речи?
Какие правила повторили на уроке?
Выставление оценок.
Домашнее задание.