Урок по математике Устные и письменные вычисления ( 4 класс)

Тема урока: Устные и письменные приемы вычислений.
Цель урока: познакомить с разными способами нахождения суммы нескольких слагаемых, с письменными приёмами сложения и вычитания многозначных чисел; повторить разные способы нахождения суммы нескольких слагаемых; закрепить умение решать задачи; совершенствовать навыки общения; вовлечение в активную совместную деятельность.
Ход урока:
I.Орг.момент
Игровой момент: Ну – ка, юный мой дружок,
Ты готов начать урок?
Все в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтоб передать вам знания,
От вас прошу внимания.
II. Математический диктант
1.Найди частное между 320 и 8 и увеличь его в 100 раз. 2. Найди произведение чисел 160 и 7 и уменьши его на 200. 3. Найди число, которое меньше 450 в 3 раз. 4. Сколько килограммов в 15 тоннах. 5. Сколько минут в 3 часах? 6. Что больше: 300 минут или 5 часов?
7. Во сколько 1400 больше 7? 8. Во сколько 4 меньше 1600? 9. Сколько секунд в 3 минутах? 10. Сколько ц в 800 кг? III.Актуализация знаний 2. Вы узнаете тему нашего урока, если разгадаете, что за слова спрятаны под этими карточками:
На экране появляется изображение пустых карточек:





Считайте, что карточки перевёрнуты. Вы сможете их открыть, если решите устно примеры (появляются на экране). Решив пример, вы по коду (появляется на экране) узнаёте, какую букву обозначает каждое число – ответ. Называете букву, и все такие буквы открываются на карточках.
Начнём?
Примеры для устного счёта: ( * - знак умножения)
273 * 10 = 5000 : 100 = 900 * 6 =
420 – 30 = 400 – 150 = 45 + 85 =
810 : 9 = 12 * 1000 = 850 *0 =
180 + 90 = 270 + 530 = 670 * 1 =
9999 + 1 = 324 : 324 = 420 : 2 =

(Устное решение примеров. После каждого типа примера учитель спрашивает у учащегося, назвавшего ответ: «А как ты решил?», «А как ты это посчитал?», «Объясни, а почему такой ответ?», тем самым проводится актуализация знаний по некоторым приёмам вычислений.)

Кто прочитает тему нашего урока?
(Чтение темы урока одним из учащихся: Устные и письменные приёмы вычислений.)
Как вы думаете , что нам нужно вспомнить для сегодняшнего урока? Ответы детей.
Сегодня на уроке мы повторим письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел , познакомимся с письменными приемами сложения и вычитания многозначных чисел, а также с разными способами нахождения суммы нескольких слагаемых, закрепим умение решать задачи, а в конце урока –работа в парах.


Чтобы ответить на эти вопросы давайте вспомним, какие основные свойства сложения вы знаете ( на экране таблицы с свойствами)
IV. Работа по теме урока
Мотивация этапа: повторение изученного материала, отработка вычислительных навыков учащихся, подготовка к усвоению нового материала.
Основные свойства сложения
3. От перестановки слагаемых сумма не изменяется.
2+9=9+2

. Два соседних слагаемых можно заменить их суммой.

2+98+804+96=(2+98)+(804+96)

4.Сейчас мы закрепим с вами эти правила, выполнив №293
Устно легким способом
5 .А сейчас мы с вами вспомним алгоритм сложения и вычитания столбиком(презентация).
Итак какие правила сложения и вычитания столбиком нужно соблюдать?

Повторение правил письменного выполнения сложения и вычитания (запись разряда под разрядом, начинать вычисления с единиц и т. д.)
Подведение итога этапа.

V.Объяснение нового материала (7 минут)
Мотивация этапа: создание проблемной ситуации, поддержка чувства самостоятельного открытия нового у учащихся.
6.А как вы думаете -
Письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняется так же, как и сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел?(ответы детей)

.Давайте вместе с вами решим примеры и тогда ответим на этот вопрос (учитель решает у доски а дети комментируют)
Вывод детей самостоятельно (решаются так же) в учебнике еще раз прочитать
Подведение итога этапа.
VI.Физминутка.
VII.Закрепление нового материала (10 минут)
Мотивация этапа: закрепить полученные знания, выявить учащихся хорошо усвоивших материал и учащихся, которые материал не усвоили.

7.Работа с учебником: № 262 (с объяснением) и проверкой
528047+106875=634922 320260 – 21476= 298784
385746 + 23352=409098 605209 – 353672=251537
8.Решение задачи, уч стр60, №264(1 ученик у доски)
-Что известно в задаче?(Выдано 327к и осталось на 246к меньше, чем выдано)
-Что требуется узнать? (Сколько всего книг в библиотеке)
-Что будем узнавать сначала? (Сколько осталось книг, после того, как выдали)
-Когда узнаем , сколько книг осталось, после выдачи , что далее будем узнавать?
(сколько книг всего было в библиотеке)
1)327-246=81к-осталось
2)327+81=408к
9.Проблемная работа в парах. ( ребус)
VIII. Рефлексия (2минуты)
Чему научились сегодня на уроке? Каким алгоритмом нужно пользоваться, чтобы вычитание и сложение многозначных чисел были верными?
IX. Д/Зс.60 №263, №?















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115