Урок окружающего мира для 1 класса по теме «Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек».


Урок по окружающему миру по теме: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек ? » 1 класс
Цели и задачи урока:
Познакомить первоклассников с цветами и бабочками луга.
Изучить правила поведения на природе, проанализировать поведение людей на лугу.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Тип урока: Открытия новых знаний.
Ресурсы: Учебник «Окружающий мир. 1 класс». А.А.Плешаков, атлас-определитель А.А.Плешаков.
Формы работы : фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах.
Технологии: ИКТ, элементы ТРИИК.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, карточки с изображением растений, карточки с изображением бабочек, сигнальные карточки для оценивания работы.
Ход урока
Организационный момент. Слайд 1
Мотивация учебной деятельности.
Сегодня у нас в гостях опять наш друг Муравьишка. И мы с ним отправляемся на экскурсию. Только вы должны угадать сами это место. (слушают и смотрят слайд) Слайд 2
- Что вы увидели? (много травы и цветов)
-Что вы почувствовали? (красиво, радость, восхищение)
-Что вы услышали? (жужжание , стрекот)
- Кто может издавать такие звуки? (насекомые)
- Каких насекомых вы знаете? (стрекозы, бабочки, шмели)
- Что у них общего (6 ног)
-Как называется это место?(луг) Что вы знаете о луге.
3. Проблемная ситуация
Ребята, нашему Муравьишке очень понравилось это место и он захотел собрать для девочек большой букет из цветов и поймать для мальчиков самую красивую бабочку. Как вы думаете можно ли это сделать Муравьишке? (нельзя) Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?
_-Сформулируйте тему нашего урока. (Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? Слайд 3
Подумайте, что мы должны узнать сегодня на уроке.
Цели формулируют дети: Слайд 4
Познакомиться с растениями луга.
Познакомиться с насекомыми луга.
Познакомиться с правилами поведения на лугу.
4.Работа по теме урока.
- А какие цветы могут расти на лугу? (ответы детей) Ваших знаний не достаточно. Для работы вам понадобиться внимание и умение работать вместе. – Направьте своего представителя от группы для получения задания.(В конвертах разрезанные картинки, нужно их собрать и найти в атласе определителе информацию об этом растении). На это задание 2 минуты. Договоритесь, кто будет отвечать.
Работа в парах, группах.
Проверка на слайдах (учитель показывает цветок, дети отвечают) Слайд 5
Работа в тетради.
- Откройте тетради на стр 30 и проверьте себя, соединив цветок с его названием. (самопроверка с ответом на слайде) Слайд 6
Оцените свою работу (дети показывают подходящий смайлик).
5. Физкультминутка:

Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
6.Работа над темой урока.
Муравьишка принес вам загадку о необычном цветке. Слайд 7
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
- Муравьишку интересует, как появляются бабочки? Кто из вас может обьяснить? Давайте посмотрим фильм, чтобы проверить. (просмотр фильма) Слайд 8
Бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на земле!
Они похожи на ожившие цветы, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена.
- Муравьишка не знает, как зовут таких красавиц.
- А вы ребята знаете названия всех бабочек?
- Ваших знаний недостаточно. А где можно узнать название бабочек (в учебнике, атласе и т.д)
Представители группы выбирают себе конверт.
- Определите название бабочки и объясните, почему она так называется? (Дети должны определить название бабочки, по нему найти информацию о ней)
Работа в парах, группах.
Познакомимся с бабочками. (Рассматривание слайдов с изображением бабочек.) Слайд 9
Работа в тетради.
Откройте стр 31 в тетради и соединяйте название бабочки с рисунком.
(взаимопроверка тетрадей с ответами на слайде) Слайд 10
Оцените работу своего товарища. (дети показывают подходящий смайлик)
Физминутка Слайд 11
Работа с учебником
Рассмотрите рисунки на странице 46
Дети пришли на лужайку. Что они делают?
На рисунке слева: нарвали цветов, поймали бабочку, бросили упаковки от продуктов.
- Что принесли дети домой? (Букет цветов, бабочку)
Что стало с цветами? С бабочкой? ( Цветы повяли, мальчик нес бабочку и у нее сломались крылья. Бабочка умерла.)Ребята, запомните: даже если просто подержать бабочку в руках, то она уже не сможет летать. Ее крылья покрыты мелкими цветными чешуйками. Мы повреждаем эти чешуйки, когда берем бабочку в руки. Чешуйки остаются у нас на пальцах, поэтому бабочка уже не полетит.
На лугу, где были эти ребята, помята трава, сломаны цветы, валяется мусор. И уже не летают бабочки. Правильно ли поступили дети? (Нет)
На рисунке справа; фотографируют бабочек, стрекоз, делают зарисовки, любуются красотой луга.
И что же принесли домой дети со второго рисунка? (фото, рисунки)
Произошло что-то с цветами, бабочками? (Нет)
Назовите правила поведения на лугу.(Нельзя бросать мусор, рвать цветы и ловить бабочек) Слайд 12
Могут ли жить бабочки и цветы друг без друга?
Чтение текста в учебнике на странице 47
-Почему бабочки не могут жить без цветов? ( Они питаются их нектаром)
-Почему цветы не могут жить без бабочек? ( Потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не было бы плодов и семян )Рефлексия учебной деятельности.
- Ребята, так кто же объяснит Муравьишке: «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?» ( Они не могут жить друг без друга)
Создание совместной картины “Летний луг”.
Предлагаю подарить Муравьишки свой собственный луг с уже известными нам цветами и бабочками. Давайте на память о нашем уроке создадим свою картину- аппликацию и подарим Муравьишке.
Дети вспоминают названия цветов и бабочек и на плакат с изображением луга наклеивают цветы и бабочки. Слайд 13,14.
Учитель показывает запрещающие знаки дети называют его.
- Оцените свою работу Слайд 15
(дети показывают свои смайлики для оценивания своей работы)
-Что вам больше всего запомнилось?
-Что нового узнали?
Что больше понравилось на уроке?
Домашнее задание раскрасить луг в тетради на стр 32.