Урок по теме «Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера»

План-конспект открытого урока
Тема урока: «Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера»
Тип урока: Урок практически-ориентированный.
Цели урока:
Обучающая - закреплять знания по правилам безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте; правилам общения с незнакомым человеком по телефону. Закреплять знания как избежать мошенничества, его основных видов, знание основных черт мошенничества, правила обеспечения сохранности личных вещей и защиты от мошенников.
Развивающая - развивать мышление, долговременную память, устную речь.
Воспитательная - воспитывать у учащихся умение безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера.
Оборудование: плакат – «Криминогенные ситуации». Слайды компьютерной презентации.
План урока

Организационный момент.( 1мин.)
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.(3мин.)
Формирование элементарных навыков на основе применения их в стандартных условиях..( 3 мин.)
Формирование дифференцированных обобщенных умений.(7мин)
Творческое применение обобщённых знаний, умений, навыков в условиях постоянно изменяющихся или приближенных к жизни.(21 мин.)
Подведение итогов.( 3 мин.)
Постановка домашнего задания.( 2 мин.)
Литература

ОБЖ,10 класс Учебник для общ.- обр Латчук
изд.-М: Изд-во Москва,2010 г. .- стр56.:
humanism/education/kurses/practical_thinking/practical_thinking_theme4/
Учитель заходит в класс, приветствует учеников. Ученики встают, здороваются с учителем. Учитель объявляет тему урока: Тема нашего урока: «Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях». В тему входят такие аспекты как:
Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте.
Правила общения с незнакомым человеком по телефону.
Мошенничество, наиболее часто встречающиеся в повседневной жизни мошенничества.
Правила обеспечения сохранности личных вещей и защиты от мошенников.
Целью нашего урока является закрепление, и отработка на практике правил безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте; правил общения с незнакомым человеком по телефону. Закрепить знания как избежать мошенничества, его основных видов, знание основных черт мошенничества, правила обеспечения сохранности личных вещей и защиты от мошенников.
При общении с незнакомым человеком:
Никогда не вступай в разговор с незнакомым человеком на улице.
Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не садись к нему в машину. Как бы он тебя не уговаривал и чтобы не предлагал.
Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить или подарить тебе. Ответь, что тебе ничего не нужно.
Если незнакомый человек настойчив, взял тебя за руку или пытается увести, вырывайся и убегай, громко кричи, зови на помощь, брыкайся, царапайся, кусайся.
О любом таком происшествии с тобой обязательно расскажи родителям, учителю и знакомым взрослым.
Посторонний – это человек, которого ты не знаешь, даже если он и говорит, что знает тебя или твоих родителей.
Незнакомый человек звонит в дверь:
Ни в коем случае не открывай дверь, пока не посмотришь в глазок. Если человек за дверью тебе не знаком и под разными предлогами просит открыть дверь, позвони соседям и сообщи об этом.
Не вступай с незнакомцем ни в какие разговоры. Помни, что под видом почтальона, слесаря, работника РЭУ злоумышленники пытаются проникнуть в квартиру.
Если незнакомец пытается открыть дверь, срочно звони в милицию по тел.02. назови причину звонка и точный адрес, затем с балкона или из окна зови на помощь знакомых или соседей.
Запомни! Ни при каких обстоятельствах не открывай дверь незнакомому человеку, если ты дома один.
Незнакомый человек в подъезде дома:
Не заходи в подъезд, если за тобой идет незнакомый человек. Сделай вид, что ты что-то забыл и задержись у подъезда.
Не подходи квартире и не открывай ее, если кто-то незнакомый находится в подъезде. Выйди из подъезда и подожди, пока незнакомец выйдет на улицу, после чего позвони соседям и попроси их проверить, нет ли посторонних на других этажах.
При угрозе нападения подними шум, привлекай внимание соседей (свисти, разбей стекло, звони и стучи в двери, кричи «Пожар!», «Помогите»), постарайся выскочит на улицу.
Оказавшись в безопасности, немедленно сообщи в милицию, расскажи соседям, родителям.
Проявляй внимание и бдительность. Старайся заметить возможную опасность и избежать ее.
Незнакомый человек в лифте:
Если в вызванном тобой лифте находится незнакомый человек, не входи в кабину.
Отойди от лифта и через некоторое время вызови лифт снова.
Если ты все же вошел в лифт с незнакомцем, вызывающем подозрение, нажми одновременно кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп», чтобы кабина стояла на месте с открытыми дверями. После ответа диспетчера, нажми кнопку нужного этажа и завяжи разговор с диспетчером. Диспетчер слышит тебя и при необходимости вызовет милицию и лифтера.
Не стой в лифте спиной к пассажиру, наблюдай за его действиями.
При попытке нападения подними крик, шуми, стучи по стенкам лифта, защищайся любым способом. Постарайся нажать кнопку «Вызов диспетчера» и любого этажа.
Если двери открылись, постарайся выбежать, зови на помощь соседей. Оказавшись в безопасности, немедленно вызови милицию и сообщи приметы нападавшего.
Запомни! Входи в лифт, убедившись, что на площадке нет постороннего.
Безопасность на улице:
Постарайся возвращаться домой засветло.
Если задерживаешься, обязательно позвони домой, чтобы тебя встретили.
Двигайся по освещенным, людным улицам, желательно в группе людей.
Избегай пустырей, парков, стадионов, темных дворов, подворотен, тоннелей.
При угрозе нападения подними шум, кричи, зови на помощь, а также смело применяй средства самозащиты.
Отказывайся от предложения незнакомых людей проводить или подвести тебя.
Если заметишь, что кто-то преследует тебя, наблюдая за ним, перейди на другую сторону улицы; если догадка подтвердилась – беги к освещенному участку улицы или туда, где есть люди.
Как не стать жертвой мошенников:
Никогда не принимай предложения совершить сомнительную, по твоему мнению сделку, даже если она кажется очень выгодной.
Приобретая дефицитный товар с рук, встречайся с продавцом там, где можно спокойно и без спешки рассмотреть или примерить приобретаемую вещь.
При покупке, прежде чем отдать деньги, еще раз посмотри товар, расплачивайся не выпуская его из рук.
Не доверяй свои вещи посторонним людям.
Не принимай участие в сомнительных розыгрышах призов и лотереях, особенно на улице, в переходах, у метро, на вокзалах, рынках.
Никогда не играй в азартные игры, даже с друзьями.
Не вступай в игру, правила которой тебе недостаточно хорошо известны.
Никогда не соглашайся на нарушение норм этики и закона.
Предложим учащимся такую задачу: Найти действия неправильные в криминогенном отношении красной шапочки по известной сказке Шарля Перро:
Одна без сопровождения пошла к бабушке через лес.
Привлекала внимание одеждой, пирожками, пением и т.д.
Разговаривала с незнакомым.
Потеряла бдительность.
Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия в необходимой логической последовательности:
1. Ждать родителей на лестничной клетке.
2. Зайти к другу и позвонить родителям.
3. Попросить рабочих с соседней стройки открыть замок.
4. Подождать родителей у друга.
Ответ: 2;4.
Учитель даёт творческое задание: разделиться на пары по собственному желанию, придумать сценки, и обыграть на следующем занятии. Сценки на тему криминогенные ситуации.
Ученики делятся на произвольные группы по 3-4 человека. Идёт живое обсуждение поставленного задания. Ученики придумывают сценки.
К доске выходит первая группа: общение с незнакомым человеком. Один из учеников изображает ребенка, ещё двое играют незнакомых взрослых которые пытаются заманить его в машину. «Ребёнок» говорит что ему ничего не нужно, что он их не знает, не чего не хочет. «Ребёнок» начинает звать на помощь, и как можно быстрее направляется к родителям, и тут же обо всём им рассказывает.
К доске выходит вторая группа: ситуация- незнакомый человек звонит в дверь. Распределение ролей такое же. Незнакомые «взрослые» стучаться в квартиру. «Ребёнок» подходит к двери, смотрит в глазок, если глазка нет спрашивает: «Кто там». Взрослые под разными предлогами пытаются попасть в квартиру. «Ребёнок» звонит соседям и обо всём рассказывает. Если незнакомцы пытаются открыть дверь, срочно звонит в милицию по тел.02. называет причину звонка и точный адрес, затем с балкона или из окна зовёт на помощь знакомых или соседей.
К доске выходит третья группа: незнакомый человек в подъезде дома. Один из учеников изображает ребенка, другой играет незнакомого взрослого. Ученик который играет ребёнка заметив за собой незнакомого человека не заходит в подъезд своего дома делая вид что что-то забыл. «Ребёнок» не подходит к квартире и не открывает её если на площадке находится незнакомый, он выходит на улицу и дожидается ухода. Потом рассказывает родителям.
Четвёртая группа: незнакомый человек в лифте. Распределение как в третьем выступлении. Если в вызванном лифте находится незнакомый человек «ребёнок» не заходит.
Пятая группа: поведение на улице. Распределение: один ученик-ребенок; второй-родитель; третий-незнакомец. «Ребёнок» возвращаясь домой засветло задержался по какой то причине. Он(она) звонит одному из родителей с просьбой встретить. Он(она) двигается по освещённым улицам в группе людей избегая пустырей. Если он(она) замечает, что кто-то преследует, наблюдая за ним, переходит на другую сторону улицы; если догадка подтвердилась – бежит к освещенному участку улицы или туда, где есть люди.
Подведение итогов, выставление оценок.
Постановка домашнего задания: дети вы должны узнать в какие криминогенные ситуации попадали ваши родители, или были свидетелями такой ситуации. Законспектировать рассказ родителей.




































План-конспект
Проведения урока 10 класса


Тема: «Чрезвычайные ситуации криминогенного характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних».
Тип Урока: комбинированный
Количество часов: 1 час
Цель урока:
Обучающая:
сформировать теоретические знания учащихся по теме «Чрезвычайные ситуации (ЧС) криминогенного характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних»;
ознакомить с правилами поведения в ситуациях криминогенного характера и основами самообороны.
Воспитывающая:
воспитывать у учащихся внимательность, осторожность, исполнительность и выдержку.
Развивающая:
развивать у учащихся аналитическое и
·логическое мышление;
развивать умение предвидеть криминогенную ситуацию, избегать её и правильно и решительно действовать.
План урока
Организационный момент – 3 мин.
Вводный инструктаж – 5 мин.
Текущий инструктаж – 25 мин.
Вопрос 1: Опасные ситуации криминогенного характера. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.
Вопрос 2: Основы самозащиты.
Вопрос 3: Уголовная ответственность несовершеннолетних
Заключительный инструктаж – 7 мин.
Вводный инструктаж:
Тема сегодняшнего урока «ЧС криминогенного характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних».
На уроке вы должны:
Ознакомиться с правилами поведения в ситуациях криминогенного характера и основами самообороны.
Закрепить знания УК РФ об уголовной ответственности несовершеннолетних.
На уроке мы будем использовать презентацию «ЧС криминального характера», УК РФ, Федеральные законы.
Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов темы урока, вспомним или подумаем.
Вопрос: Какие ЧС криминального характера вы знаете?
Ответ: Мошенничество, хулиганство, грабёж, кража, разбой, вымогательство, рэкет (шантаж), вандализм, похищение человека, изнасилование, покушение на убийство, убийство, работорговля.
Вопрос: Кто может дополнить?
Текущий инструктаж:
Вопрос 1: «Опасные ситуации криминогенного характера. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера».
Используя презентацию «Как уберечь себя», рассматриваем ЧС криминогенного характера. Знакомимся с уголовной ответственностью несовершеннолетних в соответствии с УК РФ.
Запишем ЧС криминогенного характера: мошенничество, хулиганство, грабеж, кража, разбой, вымогательство, рэкет (шантаж), вандализм, похищение человека, изнасилование, покушение на убийство, убийство, работорговля.
Почему мы сегодня рассматриваем эти ситуации, да потому, что не меньшее зло чем эпидемии и стихийные бедствия приносит человечеству преступность.
Жизнь и опыт показывают, как важно соблюдать основные правила безопасного поведения: предвидеть опасности, избегать их по возможности, действовать грамотно. Это позволит уберечь себя от многих возможных опасностей, связанных с криминалом.
Используя презентацию. рассмотрим (раскроем) каждую ситуацию отдельно, приведем примеры.
Мошенничество – открытое изъятие вашего имущества путём обмана или злоупотребления доверием;
Хулиганство – грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу;
Грабёж – открытое изъятие имущества (без насилия или с насилием, не опасным для жизни и здоровья);
Кража – тайное хищение имущества;
Разбой – нападение с целью хищения имущества, соединенное с насилием или угрозой насилия, опасных для жизни и здоровья подвергшегося нападению;
Рэкет (шантаж) – вымогательство материальных средств, путём угроз и насилия;
Вымогательство – требование передачи имущества под угрозой насилия над лицом, под охранной которого находится это имущество, насилие над его близкими, оглашение позорящих сведений и т.д.
Вандализм – бессмысленное уничтожение материальных и культурных ценностей;
Похищение человека – завладение человеком, изъятие из места его нахождения, перемещение потерпевшего в другое место против его воли и его удержание;
Изнасилование – половое сношение с применением физического насилия, угроз или с использованием беспомощного состояния потерпевшей;
Покушение на убийство – умышленное действие непосредственно направленное на совершение убийства, но не доведенное до конца по независящим от виновного причинам;
Убийство – умышленное или неосторожное лишение жизни человека;
Работорговля – захват, покупка или продажа людей в рабство.
Правила поведения в ситуациях криминогенного характера:
при нападении
помнить, что не одна материальная ценность не стоит вашей жизни. Вы нужны живыми родителям и близким;
успокоится не паниковать, реально оценить обстановку;
создать спокойную обстановку;
выполнять все требования нападающего (медленно);
не ждать помощи от окружающих;
не надо проявлять ненужного героизма;
если нападающий несовершеннолетний, не спешите применять против него силу;
постарайтесь избежать прямого контакта с нападающим, уйти от применения силы с обоих сторон;
если у нападающего ни холодного, ни огнестрельного оружия, а также подручных средств для нападения (металлической трубы, рельса и т.д.), то и против него нельзя применять вышеперечисленное;
постарайтесь запомнить приметы преступника: как он одет, возраст, цвет волос, их длину, каков цвет и разрез глаз, глубоко они сидят или навыкате, какого размера у него рот, нос и уши, татуировки, шрамы и т.д.
Вопрос 2: Основы самозащиты.
Мы говорили о том, что против нападающего на вас человека нельзя применять то, что нет у  нападающего. В УК РФ в главе 8 раздел II в ст.37-41 четко прописано о вашей самообороне. Используя УК РФ часть 1 и 2, остановимся на понятии «самооборона», а также исключениях:
при неожиданном нападении;
при нападении профессионального спортсмена;
в условиях крайней необходимости.
Вопрос 3: «Уголовная ответственность несовершеннолетних» (Раздел V УК РФ).
«Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» (Глав 14 ст.ст.87-96).
Вопрос: Какое лицо считается несовершеннолетним?
Ответ: несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (часть1 ст. 87 УК РФ).
К ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия.
Дать под запись: «Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним» (ст. 88, ч.1)
а) штраф;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
в) обязательные работы;
г) исправительные работы;
д) арест;
е) лишение свободы на определенный срок.
Статья 88 часть 2 Раскрывается случай наложения штрафа.
Статья 88 часть 3 Обязательные работы (40-160 час, по 2-3 часа)
Статья 88 часть 4 Исправительные работы (сроком до 1 года)
Статья 88 часть 5 Арест (после 16 лет сроком от 1 до 4 мес.)
Статья 88 часть 6 Лишение свободы на срок до 10 лет с отбыванием в воспитательной колонии
Статья 89 Назначение наказания несовершеннолетнему (что учитывается).
Раскрыть понятие «Семья, находящаяся в социально-опасном положении». Привести примеры.
Рассмотреть вопрос о дальнейшей судьбе несовершеннолетних, находящихся в воспитательной колониях, достигших возраста 18 лет.
Заключительный инструктаж
Сегодня на уроке мы рассмотрели вопросы ЧС криминогенного характера, ознакомились с правилами поведения при нападении на вас. Эти правила не являются панацеей от всех бед, но соблюдая их, вы можете избежать возможные уличные опасности и уберечь свою жизнь и здоровье.
Подведем итоги урока. Особенно активным учащимся выставлены оценки.
Задание на дом.
.
.















































































































ой строке)




















































«Пора в путь дорогу»
Сегодня вечером, вечером, вечером.
Без Николая, скажем прямо, делать нечего.
Мы соберемся за [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], бокалы полные нальём,
И за его здоровье песенку споем:
Пора нам отметить,
Пора отпраздновать, праздновать славный юбилей!
И день этот встретить
В большой компании родных, друзей!
Пускай тебе не двадцать и не тридцать, пускай!
Ты планку своей бодрости не опускай!
Следить будем строго,
От нас не скроешься, ты так и знай!
Мы видим бравого, бравого, бравого,
Мужчину стройного, красивого и славного!
Пусть чередой идут года, но мы желаем, чтоб всегда
Николая душа оставалась молодой!
 Пора нам отметить,
Пора отпраздновать, праздновать славный юбилей!
И день этот встретить
В большой компании родных, друзей!
Пускай, судьба порою к нам жестока, пускай!
В ответ ей свои шуточки ты отпускай!
Следит так же строго,
Вокруг уныния не допускай!
Сегодня вечером, вечером, вечером.
Без Николая, скажем прямо, делать нечего.
Мы выпьем раз, мы выпьем два, за юбилей и за дела,
Но чтобы завтра не болела голова!
Пора нам отметить,
Пора отпраздновать, праздновать славный юбилей!
Песня на мотив «Идет солдат по городу»
1.          Собрались сегодня мы, снова вся родня,
И уселись за [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], чувствуем не зря.
Собрались мы не спроста, радость не тая,
Отмечаем юбилей, Коля у тебя, Коля у тебя!
Припев: Сегодня день особенный,
Сегодня день рождения.
И от улыбок родственных вся улица светла.
Не обижайтесь, гостюшки.
Для нас сегодня главное,
Чтобы хозяин радостным
Счастливым был всегда!
 
2.          Ну, а мы съедим салат, скажем тост другой,
За хороших, за друзей выпьем по одной.
Ну, а музыка звенит, манит в круг друзей,
Так пойдем же танцевать
Пойдем же поскорей, пойдем же поскорей!
Наш весёлый юбиляр
(на мотив «Жил отважный капитан»)
Наш весёлый Николай
Всех друзей к себе позвал,
Веселиться непременно приказал.
Что же делать нам, друзьям?
Веселиться нам пора,
Значит, крикнем наше громкое «Ура!»
Припев:     Николай, Николай, улыбнитесь,
Ведь улыбка – это символ добра.
Николай, Николай, подтянитесь,
Мы плясать и петь готовы до утра.
Сколько песен мы споем
И вина здесь перепьём,
Твой карман мы, Николай потрясём.
Но тебе всё не почём,
Бьёт, как прежде, жизнь ключом,
Ведь вино мы за твоё здоровье пьём.
Ваше благородие, милый День рожденья!
Ты прекрасен, как всегда, всем на загляденье
Чтоб в душе как прежде пели соловьи
Пожелаем Коле счастья и любви.
Ваше благородие, мудрый День рожденья!
Опыт жизненный у Вас – всем на удивленье
Чтобы мысли умные Вас не подвели
Пожелаем Коле знаний и любви.
Ваше благородие, добрый День рожденья!
Не хватает нам порой сказок и везенья
Ты момент удачи на лету лови
Пожелаем Коле чуда и любви.
Ваше благородие, сытый День рожденья!
Всё, чем нас кормили тут, просто объеденье
Чтобы нас финансы вдруг не подвели
Пожелаем Коле денег и любви.
Ваше благородие, дружный День рожденья!
 Будем неразлучны мы с Вами, без сомненья
Через год ты снова всех нас позови
Пожелаем Коле дружбы и любви.  

САМООЦЕНКА КАЧЕСТВА ТРУДА
Учителя  предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
















13PAGE 15


13PAGE 141115




15