План по самообразованию Обеспечение навыкам безопасного поведения во время учебной деятельности и в быту


МБОУ «Дедовичская СОШ №1»
ПЛАН
РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
преподавателя Основ безопасности жизнедеятельности
Васильевой Елены Александровны
  Образование: средне-специальное  Опочецкое педагогическое училище , квалификация – учитель физкультуры. Псковский областной колледж культуры и искусства, квалификация –педагог организатор.
Квалификационная категория – первая
Курсы повышения квалификации (плановые):
Индивидуальная проблемная тема самообразования: Обеспечение навыкам безопасного поведения во время учебной деятельности и в быту.
 Работа над темой начата в 2012 году    Предполагается закончить работу над темой в 2017 году.
 Цели и задачи:
1)развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
2)формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,
3)использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
4)повышение своего методического уровня, подтверждение квалификационной категории.
Ожидаемые результаты:
- повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по основам безопасности жизнедеятельности  и активности во внеурочной и внеклассной деятельности.
-  хочу стать современным во всех областях – учителем, способным свободно и активно мыслить, моделировать учебно-воспитательный процесс, стать генератором новых идей, а для этого – стремиться успевать за новыми идеями и технологиями, то есть идти в ногу со временем, подтвердить высшую квалификационную категорию
 
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметил основные направления работы по самообразованию.
Направления самообразования:
 
Основные направления Действия и мероприятия Сроки
реализации
Профессиональное 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования.
2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
3.Систематически знакомится с новыми выпусками журналов и методической литературой  по ОБЖ.
4. Повышать квалификацию на различных курсах для учителей.
5. Закончить обучение в ШГПИ, получить высшее профессиональное образование. 2012- 2017
 
 
 
 
 
регулярно
 
регулярно
 
 
2012-2017
Психолого-
Педагогические
Совершенствовать свои знания в области классической и современной педагогики психологии.  
регулярно
1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по истории.
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения истории.
3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО.
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать
участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
5. Изучать опыт работы лучших учителей района, области, страны через Интернет.
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.
9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района, и на различного уровня семинарах.
10. Выступать с докладами по теме самообразования.  
регулярно
 
 
 
регулярно
 
 
регулярно
 
 
ежегодно
 
 
 регулярно
 
 регулярно
 
 регулярно
 
Методические регулярно
 
 
2012-2017
Информационно- 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. регулярно
технологические технологии 2. Обзор в Интернете информации по ОБЖ, педагогике и психологии.
3. Мастер-классы по теме «Использование учащимися ИКТ на уроках ».
5. Создать личный сайт для общения в сети  Интернет с единомышленниками.  регулярно
 
2010
 
 2011
1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
2. Вести здоровый образ жизни.  
Охрана здоровья регулярно
 
 регулярно
Основные этапы работы:
Этапы Содержание работы Сроки Практическая деятельность
ДиагностическийИзучение литературы по проблеме и имеющегося опыта 2012-2013 1.Курсы повышения  квалификации учителей.
2.Выступление на заседании школьного МО  
3.Изучение методической литературы  
4.Изучение литературы:
1). Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности.
2). Беспалько В.П., Образование и обучение с помощью компьютера. (педагогика третьего тысячелетия)  М., 2002г.
3). Вильямс Р., Маклин К. Компьютеры в школе.  М., 1998
Прогностический1.Определение целей и задач темы.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3.Прогнозирование результатов. 2012-2013 1.Выступление на заседании школьного МО и педсоветах     по данным темам
2. Работа над портфолио
 
Практический1.Внедрение опыта работы.
 2.Формирование методического комплекса.
3.Корректировка работы. 2012-2017 1.Выступление на заседании педагогического совета по теме:
«Развитие навыков использования учащимися ИКТ на уроках для учебного успеха».
2. Методическая работа на муниципальном уровне.
3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
4.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками 
5. Работа над портфолио
Обобщающий1.Подведение итогов.
2.Оформление результатов работы. 2012-2017 1.Выступление на заседании районного МО   цикла по теме «Разработка и внедрение рабочих программ по ОБЖ в образовательный процесс».
2.Участие в различных олимпиадах, конкурсах, конференциях.
3.Открытые уроки и внеклассные мероприятия «Использование учащимися ИКТ»
4.Консультативная помощь учителям и учащимся.
5.Создать  личный сайт для контакта с единомышленниками. 
6. Работа над портфолио
Внедрен
ческийРаспространение опыта работы. 2012-2017 1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок»
2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте.
3. Завершить оформление профессионального портфолио.
 
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1. Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2. Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.  (Сюда же относятся Мультимедиа  технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения). Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:                          
Учебная исследовательская работа:
1.  Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках ОБЖ и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов. 
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
Творческое сотрудничество с преподавателями-организатороми ОБЖ Ольховской СОШ Бушмановым А.И. и Погорельской СОШ Шубиным А.А., Мальцевской СОШ Мелентьевым А.А.    
Участие в системе школьной методической работы:
Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
Участие в заседаниях ШМО, педагогических советах.
Практические выходы (выступления,  рефераты) – на районной секции учителей, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;
Изучить  литературу по данной проблеме:
1.   Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.
2.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
3.   Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
4.   Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
5.   Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
6. Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»
7.  Изучить  вопрос «Профессиональная компетенция учителя»  
8.  Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся  к стратегии модернизации образования.
Предполагаемые результаты самообразования  
Повысить качество преподавания предмета.
Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
Разработать  дидактические материалы, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
Результаты работы над темой самообразования  поместить на школьном сайте.
Обобщить опыт по исследуемой теме.
Задачи будут реализовываться следующим образом:
№ п/п, месяц проведения  
Разделы проекта  
Формы проведения и темы занятий  
Задачи занятий Используемый инструментарий
1.Январь Правила дорожного движения Познавательная игровая программа: “Зеленый огонёк. Путешествие в страну Светофорию”. 1.Сформировать у учащихся представление о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам2.Познакомить с правилами пользования общественным транспортом.3.Сформировать навыки выполнения основных правил поведения на дороге, улице с целью предупреждения детского травматизма.4.Повысить культуру поведения в общественных местах. Информационные бюллетени: “Правила пешехода”, “Правила пассажира”;Макеты знаков дорожного движения.
2.Февраль Правила пожарной безопасности -Экскурсия в неведомственную охрану.
-Беседа: “Я б в спасатели пошёл…” 1.Информирование о профессии пожарных, и о работе службы спасения, о способах сообщения о возникновении пожара.2.Способствовать формированию ответственного отношения несовершеннолетних к вопросу личной безопасности.3.Предотвращение ситуаций, которые могут повлечь за собой возникновение пожара. Листовки: “Как вести себя при возникновении пожара?!”.
3.Март Защита от чрезвычайных ситуаций Вечер вопросов и ответов “Оградим себя от чрезвычайных ситуаций”. 1.Информировать несовершеннолетних о местах особой опасности, о способах и приёмах защиты в случаях опасности.2.Ознакомить о способах избегания конфликтов (психологических и физических приёмах самозащиты).3.Воспитание чувства ответственности за личную и общественную безопасность.4.Научить адекватно вести себя в экстремальных ситуациях. Результаты анкетирования по оценке уровня осведомлённости несовершеннолетних о мерах защиты в чрезвычайных ситуациях.
4.Апрель Охрана жизни и здоровья Круглый стол “Опасные привычки”. 1.Повышение уровня знаний о вреде наркотической зависимости для человека (влияние табака, алкоголя, наркотиков, азартных и компьютерных игр), показать их разрушительное воздействие.2.Воспитание чувства ответственности за личную и общественную безопасность, внимательного отношения к жизни и здоровью.3.Обучение умению противостоять соблазнам жизни (научить сказать “Нет!”) 1.Памятки по ведению здорового образа жизни.2.Результаты анкетирования “Ваши опасные привычки”.
5.Май Профилактика социально опасного поведения. Дискуссия “Судьба – это не дело случая, а результат твоего выбора!!!” 1.Дать несовершеннолетним представление об основных моделях поведения: пассивном, самоутверждающем, агрессивном2.Ориентировать несовершеннолетних на достижение позитивно нравственных жизненных ценностей.3. Обучению умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления. Фрагменты видеофильмов “Лиля, навсегда!”, “Как умирают от СПИДа”.
6.Июнь Правовая культура. Административная и уголовная ответственность. Семинар – практикум “У тебя и у меня есть права!” 1.Сформировать понятия “правовая культура”.2.Способствовать становлению нравственно-правовых взглядов, убеждений, ценностных ориентаций.3.Воспитывать чувство долга и ответственности.4.Профилактика асоциального поведения.5.Ознакомить несовершеннолетних с ответственностью в соответствии с административным и уголовным кодексом. Информационные листовки с координатами служб и государственных учреждений, оказывающих помощь несовершеннолетним.