Статья Использование активных методов обучения в целях формирования ОК и ПК обучающихся


Использование активных методов обучения в целях
формирования ОК и ПК обучающихся
Задача педагога не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний,
а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний,
научить добывать знания и пользоваться ими.
(Константин Кушнер)
В связи с введением ФГОС среднего профессионального образования общество поставило перед учреждениями СПО задачу воспитания студента, который не только сможет по окончанию учебного заведения правильно ориентироваться в окружающей жизни, но и будет готов эту жизнь преобразовывать и совершенствовать. Главной целью профессионального образования является формирование специалиста, обладающего определенным набором профессиональных и общих компетенций, соответствующих требованиям работодателей.
Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Общие компетенции (ОК) означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника.
Под профессиональными компетенциями (ПК) понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.
Переход от обучения «знаниям, умения и навыкам» к компетентностному подходу требует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу — использование активных методов обучения в учебном процессе.
Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и обучающихся, направленные на достижение ими образовательных целей Активные методы обучения - это методы, которые побуждают обучаемых к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Исследователи активных методов обучения отмечают, что, студент запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50 -70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Эти данные показывают целесообразность использования активных методов обучения.
Остановлюсь на некоторых активных методах обучения, которые способствуют успешному усвоению учебного материала, развитию познавательной активности студентов и формированию ОК и ПК.
 При изучении нового материала в начале занятия использую мозговой штурм — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого студента.
Провожу занятия с применением кейс-метода, который состоит в том, что обучающимся предоставляется возможность погрузиться в конкретную ситуацию, осознать себя участником каких-либо исторических событий, встать на чью-либо позицию. Наиболее эффективно данный метод применяется на занятиях, где необходимо рассмотреть конкретные события, взгляды, мнения (напр. при изучение таких тем: «Гражданская война»,
«Советская концепция «нового политического мышления» и др.)В ходе проведения практических (семинарских) занятий использую метод дискуссии и дебатов. Данный методочень эффективен при изучении спорных вопросов, поскольку он позволяет создать ситуацию, когда обучающиеся не только занимают определенную позицию по спорному вопросу, но и отстаивают ее друг перед другом, убеждают в своей правоте. Обязательным условием успешного проведения дискуссии является оценивание её не с точки зрения «правильно - неправильно», а с точки зрения умения высказывать, и аргументировано отстаивать свое мнение.
Особая роль в дискуссии принадлежит преподавателю. Он должен организовать такую подготовительную работу, которая обеспечит активное участие в дискуссии каждого студента. Педагог определяет проблему и отдельные вопросы, которые будут рассматриваться в ходе занятия; подбирает основную и дополнительную литературу для докладчиков и выступающих; распределяет функции и формы участия студентов в коллективной работе; руководит всей работой семинара; подводит итоги состоявшейся дискуссии. Во время семинара-дискуссии преподаватель задает вопросы, делает отдельные замечания, уточняет основные положения доклада студента, фиксирует противоречия в рассуждениях. На таких занятиях необходим доверительный тон общения с обучающимися, заинтересованность в высказываемых суждениях, демократичность, принципиальность в требованиях.
Так же применяю метод проектов, который предполагает организацию деятельности студентов, направленной на получение результата (продукта). Преимущество этого метода состоит в том, что студенты не только самостоятельны в выборе тем, исторического материала, форм представления, но и в том, что материал изучается более углубленно. Реализуя цели проектного обучения, создаются условия, при которых обучающиеся:
- самостоятельно ищут необходимую информацию из разных информационных источников – (ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития);- используют приобретенные знания для решения поставленных задач, оценивают их правильность – (ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество);- развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа) – (ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность); - учатся презентовать свои проекты (ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности);- учатся совместному труду (ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями и ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий). Одним из наиболее эффективных методов являются деловые игры. Игра позволяет сделать учебный процесс более интересным, облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации. Деловая игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе, умение отстаивать свою позицию. Работая с заданиями, составленными в форме игры, студенты повторяют то, что уже изучили, проверяют свои способности, анализируют, систематизируют накопленный опыт и делают обобщения и выводы. («Игра аукцион», «Найди ошибку», «Историческая перестрелка» и т.д.)
Решая игровые задачи, обучающиеся учатся решать профессиональные задачи, то есть происходит одновременное обучение и воспитание и в конечном итоге формируются образовательные и профессиональные компетенции.
Очень важным моментом при формировании компетенций является анализ конкретных ситуаций (case–study). Этот метод развивает способность к анализу жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к исторической ситуации.
Еще одним используемым мной методом являются творческие задания. На занятиях и для домашних заданий я часто использую творческие задания такого характера, как: составление исторического портрета (например, жизни и деятельности выдающихся исторических деятелей, полководцев). Составление ребусов, кроссвордов, синквейнов на определенную тему, которые могут быть использованы для «угадывания» темы занятия или закрепления материала.
Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности педагога: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска студента. Особенность активных методов обучения состоит в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную деятельность студентов, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению, обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между обучающимися и преподавателями. То есть, активные методы обучения обеспечивают формирование общих и профессиональных компетенций, помогают выполнить заказ общества, воспитать и обучить информированного, думающего, умеющего и желающего действовать конкурентоспособного специалиста.
Литература
Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности.– М.: АРКТИ, 2007.
Елгина Н.В. Общие компетенции как фактор социализации студента // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование»,2012, №7, с.24-28.
Лернер И.В. Пути совершенствования методов обучения.- М.: Народное образование, 2006.
Чашникова М.П. Методы формирования общих и профессиональных компетенций студентов в процессе реализации требований ФГОС// Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», №7, 2014, с.107-113.