«Портфолио как содействие построению карьерной стратегии учителя иностранных языков»


Муниципальный методический центр "LINGUA" по актуальным проблемам преподавания иностранных языков 
МАОУ Гимназия №2 г. Балаково
Муниципальное методическое объединение учителей немецкого языка
Доклад на тему:
«Портфолио как содействие построению карьерной стратегии учителя иностранных языков»
Подготовила:
Т. И. Резник,
учитель иностранных языков
МАОУ СОШ № 25 г. Балаково
Балаково 2016
На современном этапе экономического развития России возрос интерес общества и каждого конкретного гражданина к вопросам стратегического планирования и формирования профессиональной карьеры. Важное значение имеют перспективы карьеры и для молодого учителя, так как профессиональное развитие не будет эффективным, если возможности учителя получить продвижение по службе ограничены.
В отечественной психологии и педагогике до недавнего времени понятие «карьера» практически не использовалось и в основном карьера понималась в негативном смысле. В последние годы стал исчезать негативный оттенок понятия «карьера». Современный социум кардинальным образом изменил отношение к профессиональной карьере и стал более позитивно оценивать карьерные устремления индивида. Сейчас человек, «делающий карьеру», рассматривается, как имеющий ориентацию на реализацию личностного и профессионального потенциала.
Слайд 2.Сейчас ученые выделяют два вида карьеры: вертикальную и горизонтальную. Профессионально-педагогическая деятельность молодого учителя может развиваться как в том, так и в другом направлении. Вертикальная карьера — это движение по административной лестнице в сфере образования (учитель — завуч — директор — Глава Департамента образования). Горизонтальная карьера — это движение по повышению профессионального мастерства, признанное и оцененное социумом (учитель — I, высшей категории, победитель конкурса «Учитель года», «Лучшие учителя» в рамках национального проекта «Образование» и др.). 
Чтобы состояться, профессионально двигаясь по вертикали, следует развивать особые личностные качества, а именно: активность; высокую работоспособность; эмоциональный самоконтроль; умение планировать будущее; способность быстро адаптироваться к различным ситуациям общения и деятельности; действовать в соответствии с заданными правилами и образцами; стремиться к достижению высокого социального положения, уметь переступать через свои потребности. 
Приверженцы горизонтальной карьеры обладают следующими характеристиками: им свойственен комплекс естественных проявлений; они самостоятельно и оптимистично обустраивают свой мир по своему образцу; они ответственны перед собой и рядом живущими за успехи и неудачи своего труда; они действуют, ориентируясь на ценности собственной жизни; они социализированы и сбалансированы. 
Таким образом, различия в личностных особенностях людей в зависимости от их горизонтальной или вертикальной карьерной направленности значительны. И, тем не менее, это два равноправных взаимодополняющих друг друга способа жизни как в профессии, так и в обществе. Главное, что их отличает, — это разное видение мира и разница в его осмыслении. 
Слайд 3. В процессе планирования карьеры молодого учителя важно учитывать внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам можно отнести мотивы, уровень притязаний, самооценку, регулируемую Я-концепцию, здоровье молодого учителя, они могут усиливаться или формироваться самим субъектом деятельности. Внешние факторы — социокультурные условия, внешняя и внутренняя среда школы, ее тип, а также портфолио как форма презентации индивидуальных профессиональных результатов. При этом важно отметить, что полноценная карьера молодого учителя может быть выстроена именно как сбалансированное соотношение, взаимодействие процессов внутреннего развития и его внешнего движения в освоении социального пространства. 
Вхождение в педагогическую деятельность является важнейшим этапом планирования карьеры, цели которой состоят в том, чтобы: 
педагогическая деятельность или занимаемая молодым учителем должность соответствовали самооценке и поэтому доставляли моральное удовлетворение; 
условия работы, созданные в пространстве школы, усиливали возможности молодого учителя и развивали их; 
профессионально-педагогическая деятельность носила творческий характер и позволяла достичь определенной степени независимости; 
труд хорошо оплачивался или была бы возможность получать большие побочные доходы; 
работа позволяла продолжать активное обучение, заниматься воспитанием детей и домашним хозяйством и др. 
Формирование профессиональной карьеры молодого учителя — это сложный, динамичный процесс, который можно представить через ряд структурных констант: самопрограммирование, систему социально-профессиональных ценностей, самоопределение. 
Слайд 4. Исследуя начальный период профессионального становления молодого учителя (первые 5 лет пребывания в профессии), установлены следующие этапы:
- первый этап (от 0 до 1 года) – адаптация: освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, приспособление молодого учителя к профессиональным требованиям, овладение необходимыми навыками и умениями;
- второй этап (1-2 года) – самоутверждение: развитие индивидуального стиля способов выполнения деятельности, формирование профессионально значимых педагогических качеств и способностей, приобретение педагогической компетентности;
- третий этап (3-5 лет) – самореализация: идентификация с профессиональным сообществом, профессиональная позиция, обобщение профессиональных представлений, активизация профессионально-ценностных ориентаций, развитие доминирующих мотивов, возрастание компетентности.
В числе условий, способствующих профессиональному становлению учителя, использование портфолио рассматривается как форма презентации индивидуальных профессиональных результатов педагогической деятельности, демонстрирующих умение учителя решать профессиональные задачи, практически применять полученные знания в процессе образования и самообразования, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения.
Слайд 5. В контексте оценки качества профессиональное портфолио позволяет обеспечить отслеживание личностного профессионального роста педагога, выполняя следующие функции: диагностическую, целеполагающую, мотивационную, содержательную, развивающую, рейтинговую.
Для молодого учителя четкое изложение условий достижения тех или иных результатов является средством осознания мотивов профессиональной карьеры, определение предпосылок (наличие определенных средств, поддержки, возможностей консультироваться, обсуждать, советоваться и т. п.), без которых просто не справиться с заданием по выполнению (достижению) ожидаемого результата.
Идея применений портфолио в школе происходит из Соединённых Штатов, где она возникла в 80-х годах, а в конце 80-начале 90-х годов начался настоящий бум. Применение портфолио в школах с середины 80-х годов принимает лавинообразный характер. Число публикаций и книг, посвященных идее портфолио в обучении, за короткий срок резко возросло и в настоящее время стало практически необозримым.
Слайд 6. Портфолио учителя – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени.
Слайд 7. Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.
На основе зарубежного и российского опыта по разработке паспорта профессиональной карьеры было разработано портфолио достижений молодого учителя, представляющий индивидуальную папку, в которой зафиксированы его профессионально-личностные достижения в образовательной деятельности. При этом достижения молодого учителя отражают степень прогресса в его профессионально-личностном становлении по отношению к его предшествующим проявлениям, способность успешно действовать в различных педагогических ситуациях, эффективно выполнять те или иные задачи.
Слайд 8. Портфолио/паспорт карьеры — это модель аутентичного оценивания, которое в большей степени, чем традиционное, направлено не только на процесс оценивания, но и самооценивания, на выявление у молодого учителя: 
• объективно существующего уровня его профессиональной компетентности; • пробелов в подготовке к профессиональной деятельности; • положительных мотивов педагогической деятельности; • интереса к различным видам педагогичекой деятельности; • развития мыслительной деятельности; • критического отношения к педагогической деятельности. 
Кроме того, аутентичное оценивание в большей степени способствует формированию культуры мышления, логики, развитию умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Аутентичное оценивание прежде всего направлено на оказание помощи молодому учителю в развитии его способности анализировать собственную деятельность. Средствами оценивания выступают продукты его педагогической деятельности. Внутренним механизмом является рефлЕксия собственной педагогической деятельности, личностных достижений, образовательных результатов и достижений обучающихся. Предполагаемый результат — компетентность в сфере саморегуляции и самоорганизации, адекватная самооценка. 
Портфолио предлагается использовать в качестве одного из новых механизмов проведения аттестации молодых учителей. В зависимости от востребованности той или иной функции в тот или иной момент содержание портфолио претерпевает изменение. 
Слайд 9. Значимым элементом содержания каждой рубрики являются диагностики, позволяющие молодому учителю осуществлять самоконтроль и самооценку собственных действий, наблюдать динамику профессионально-личностного становления в первые годы работы в школе посредством проведения стартовой, сравнительной и итоговой диагностики. При этом важно, чтобы молодой учитель, проанализировав свою работу, собственные успехи, объективно оценил свои возможности, способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов на основе «запуска» механизмов самообразования, самопознания, самооактуализации личности. 
Содействие построению карьерной стратегии молодого учителя Таблица Структура «Портфолио» молодого учителя
1 Титульный лист*
Фамилия, имя, отчество учителя, название школы, в которой он работает, должность, фото (презентационный лист, отражающий интересы, основные достижения автора) 
2 Мое педагогическое резюме*
Сведения анкетного характера и основные успехи, образование (с указанием учебного заведения, которое он закончил), оценка собственных достижений в учебной, профессиональной и общественной деятельности, «хобби» молодого учителя 
3 Мое педагогическое кредо
Профессиональная позиция и основные ценности, которым следует автор 
4 Мой опыт и мои достижения*
Самые разнообразные материалы (дипломы, грамоты, аттестаты, вымпелы, значки участников, фотографии, аудио-, видеоприложения), иллюстрирующие содержание педагогического резюме Портфолио работ
5 Учебно- воспитательная работа*
Указывается учебный предмет, классы, в которых работает учитель, оценка достижений учащихся, наличие динамики их учебных достижений (соответствие их знаний, умений стандарту), качество обученности, анализ участия учащихся в конкурсах и олимпиадах, проектах (списки участников и победителей). Указывается класс, в котором он является классным руководителем, динамика уровня воспитанности учащихся, их достижения в воспитательной деятельности, участие учащихся в конкурсах и проектах.Программа воспитательной работы, программы кружков, проекты внеклассных дел 
6 Научно- методическая работа*
Проблема, над которой работает молодой учитель, результативность ее решения. Авторские образовательные программы, программы элективных курсов, творческих лабораторий. Участие в открытых мероприятиях, в проектах, конференциях, семинарах, методические разработки, публикации, участие учащихся в учебно-исследовательской, научной работе 
7 Экспериментальная работа
Уровень эксперимента, направление работы, степень участия, результаты деятельности (участие в проектах, конференциях, семинарах, публикации) 
8 Мои работы
Творческие работы (педагогические эссе, стихи, рисунки, материалы, отражающие общественно-педагогическую деятельность) Исследовательские, проектные работы (микроисследования, педагогические проекты, рецензии, доклады, рефераты) 
9 Мои «шпаргалки»
Самостоятельно подготовленные опорные схемы, сравнительные таблицы, формулы, списки литературы по теоретическому материалу 
10 Общественная работа
Перечисляется членство в различных общественных организациях, Советах, проектах с указанием роли участия (участник, эксперт, член... и т. д.) 
11 Повышение квалификации*
Перечисляются курсы повышения квалификации, участие в Ш МУ, указывается вид полученного документа 
12 Лист обратной связи * (отзывы о педагогической деятельности молодого учителя и ее результатах)
Замечания, пожелания по работе молодого учителя, оформлению портфолио. Отзывы об отношении молодого учителя к различным видам педагогической деятельности, представленные учащимися, их родителями, работниками системы образования и др. 
Необходимо отметить, что наряду с обязательными и необязательными рубликами молодому учителю предоставляется возможность открывать собственные рублики. В содержание портфолио могут быть включены фотографии, демонстрирующие участие молодого учителя в значимых для него проектах, грантах, отчеты о работе в лабораториях, экспедициях, конкурсах и т. д. 
Слайд 10. Выводы:
1. В числе условий, способствующих профессиональному становлению учителя, рассматривается использование портфолио как формы презентации индивидуальных профессиональных результатов педагогической деятельности, демонстрирующих умение учителя решать профессиональные задачи, практически применять полученные знания в процессе образования и самообразования, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения.
2.Стандартного образца портфолио учителя или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, на данный момент не существует по причине недостаточной разработанности проблемы, поэтому в рамках настоящего исследования разработан примерный образец портфолио педагога как инструмент самооценки педагогической деятельности и оценки профессиональных достижений.
3.В идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного общества учителя муниципальной общественностью.
4. Используя портфолио/паспорт профессиональной карьеры молодого учителя, работодатель будет иметь полное представление о его потенциальных возможностях и способен выбрать наиболее перспективного из сравниваемых молодых специалистов. При этом необходимо отметить, что данный паспорт должен стать основой для проектирования молодым учителем программы собственной карьеры в пространстве современной школы. Таким образом, карьерная стратегия молодого учителя будет определяться как соответствующая его карьерным мотивам и целям деятельность, в основе которой лежат потребности личности учителя в самопрограммировании, самоопределении, самопрезентации посредством введения портфолио/паспорта профессиональной карьеры.
Список использованной литературы
1 Российский энциклопедический словарь. — М., 2001. — Т. 1. 2 Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. — М., 1997. 3 Зеер Э. Ф, Таранова О. В. Психологические особенности управления карьерой [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.cpt21.ru 4 Там же. 5 Змеев С, Соколова А. Андрагогика — помощница в карьере // Новые знания. — 2005. — № 5. — С. 7-10. 6 Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996. 7 Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. 8 Пашинян И. А. Планирование карьеры. — М.: Диалог-МГУ, 2000. 9 Митина Л. М. Указ. соч. 10 Модернизация общего образования: самообразование учителя инновационной школы / Под ред. В. В.Лаптева, А. П. Тряпицыной. — СПб.: Береста, 2002. 11 Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. — Курган: Зауралье, 1997. 12 Друкер П. Ф. Друкер на каждый день. 366 советов по мотивации и управлению временем / Пер. с англ. - М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2007. 13 Широбоков С. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста в России и Соединенных Штатах Америки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.prof.msu.ru./ риЫ/соп^со^46.Мт 14 Новикова Т. Г. Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт // Директор школы. — 2004. — № 7. — С. 13—24.Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/sodeystvie-postroeniyu-kariernoy-strategii-molodogo-uchitelya#ixzz3qXtaza00