Размышления о технологическом образовании

Размышления о технологическом образовании.

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!»
А.С.Пушкин
О каких бы достижениях науки и техники не шла речь, это упорный труд, творческий поиск не одного поколения людей. За окном ХХIвек – век электронных и информационных технологий, когда машины и механизмы эволюционируют с молниеносной скоростью. То, что еще вчера казалось несбыточной мечтой, сегодня безнадежно устарело. Одни профессии остаются в прошлом, на их место приходят новые. Обучение в школе и институте сегодня не позволяет на всю жизнь овладеть знаниями и быть компетентным в той или иной области. Современному человеку необходимо развиваться и совершенствоваться на протяжении всей жизни. Именно поэтому проблемы образования во всем мире выходят на первый план, так как они являются залогом успешного будущего каждой отдельной страны и нашей планеты в целом и, что самое важное и значимое, касаются каждого педагога и каждого подрастающего человека, с которым педагог взаимодействует.
Что же такое образование сегодня? Возможно это процесс подготовки людей мыслящих, желающих и готовых добывать необходимые знания, самостоятельно формировать умения и навыки для продуктивной деятельности и творчества. Основная цель современного образования, на мой взгляд, создание условий для обеспечения качества знаний обучающихся, формирование опыта самосознания и самоопределения личности, ее самобытности и уникальности.
Я работаю в общеобразовательной школе и преподаю технологию, предмет развивающего цикла. Уроки труда это замечательная возможность для ребенка научиться интегрировать мозаичные части полученных знаний в картину окружающего его мира. Использование деятельностного и личностно-ориентированного подходов, помогают школьникам усваивать учебный материал в процессе собственной активной деятельности. Результат практически каждого занятия – уникальный, неповторимый, материальный продукт детского творчества, будь то кулинарное блюдо, предмет декоративно-прикладного искусства или швейное изделие.
Знакомство с различными технологическими процессами, позволяет активизировать межпредметные связи: опираться на уже имеющиеся знания из области математики, биологии, истории, или, наоборот, предвосхитить изучение совершенно новых областей, таких как геометрия, физика, химия, черчение.
Технология производства различных предметов является ключевым моментом в профориентационной работе и может стать отправной точкой для будущей самореализации ученика, стать для него профессиональным ориентиром.
Говоря о пути развития технологий
·(от ручных к электронным и нанотехнологиям), легко можно проследить историю развития цивилизации: как очаг в пещере превращается в современную кухонную технику, из ручных стежков рождается высокая мода, на смену ручным работам и штучному производству приходит компьютеризированное оборудование и массовое производство. Но в любые времена умения мастериц будут цениться высоко. Вкладывая свою душу в материальный продукт девочки учатся искусству быть женщиной для настоящей и будущей жизни.
Сегодня, как никогда раньше, актуальна музейная педагогика, позволяющая простроить мостики преемственности поколений: уроки в музее, мастер-классы, уроки-викторины, выставочная деятельность. Не просто знакомство, а изучение истоков, корней, национальных традиций позволяет воспитывать уважение и любовь к своей культуре, истории, своей Родине. У школьников пробуждается творческий интерес и способности, процесс обучения становится более доступным и интересным.
Еще один момент, на котором хотелось бы остановиться, перемены в системе ценностей молодого поколения – от ценностей семьи, любви, материнства, к ценностям постиндустриального типа (карьера, удовольствия, свобода от всего). Технология это практически единственный предмет в школе, где еще сохраняется гендерный подход в обучении. Мы помним, что гендер – это не физическое различие между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности. Дальнейшее развитие воспитания на основе классических традиций – важная задача, которая может и должна решаться на уроках технологии.
В заключение, приведу слова из доклада Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в XXI веке, где были обозначены четыре стратегии, на которых должно основываться образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить, научиться жить вместе.
Современный урок тот, где эти 4 стратегии в их неразрывной связи создают ту неповторимую атмосферу, в которой каждая вдохновленная ученица может поверить в свои силы, раскрыть свои таланты, когда за спиной вырастают крылья чтобы жить и реализовываться по максимуму рядом с такими же творческими индивидуальностями.
Мне кажется, что предмет Технология не только не потерял своей значимости, но и продолжает играть важную роль в формировании целостной картины мира у школьников, учит умению постановки и планированию путей достижения целей, формирует универсальные умения и обеспечивает деятельностное вхождение в культуру.