Консультирование в работе педагога-психолога


Отчет педагога-психолога. Консультирование.
В процессе консультирования решались следующие задачи:
прояснение и уточнение запроса;
сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;
диагностика нарушений;
выработка рекомендации учащимся, педагогам и родителям по вопросам обучения, воспитания детей и устранения проблем в интеллектуальном и личностном развитии учащихся;
составление плана дальнейшей работы по запросу.
На индивидуальных беседах и консультациях для педагогов и родителей в этом году наиболее востребованными темами были: 
-трудности в освоении программы обучения в начальной школе;
-консультации специалистов (невропатолога, психиатра);
- отсутствие мотивации к обучению в средней и старшей школе;
- систематические пропуски занятий без уважительной причины;
- предэкзаменационный стресс;
-  проблемы в обучении и воспитании детей со сниженным самоконтролем, и гиперактивностью, низким уровнем развития эмоционально- волевой сферы личности,
- режим работы детей с ОВЗ;
-  агрессивность ребенка по отношению к родителям, учителям, одноклассникам;
-  конфликты со сверстниками в средней школе;
-конфликт в системе отношений учитель-ученик;
-  неспецифические трудности обучения ребенка при нормальном интеллекте и мотивации;
- причины девиантного поведения подростков;
-серьезные нарушения детско-родительских отношений;
-депрессивные состояния подростков;
-профессиональное самоопределение;
- инфантилизм, патологическая лень.
    Общая характеристика отдельных категорий детей, с которыми педагог-психолог работал в течение учебного года:
Дети с высоким уровнем тревожности;
Дети с трудностями обучения;
Часто болеющие дети;
Дети с особенностями развития (индивидуальная программа обучения - по направлению ПМПК);
Подростки, имеющие особенности поведения (гиперактивность, отверженность, медлительность, с акцентуациями характера и темперамента и т.д.);
Старшеклассники, имеющие проблемы взросления.
Общая характеристика педагогических работников, с которыми в течение учебного года проводилась работа психолога (по видам деятельности):
1.педаги, работающие с подростками (в основном 5-8 класс);
2.педагоги, работающие с первоклассниками;
3.педагоги, имеющие собственные личностные проблемы (кризис старшего возраста, пессимизм, синдром профессионального, эмоционального выгорания и т.д.).
Общая характеристика родителей, с которыми в течение учебного года проводилась работа психолога (по видам деятельности):
1.родители первоклассников (сложности адаптации, освоения учебной программы);
2.родители детей, имеющих трудности обучения;
3.родители детей, имеющих соматические проблемы развития;
4. родители детей подросткового возраста с девиантным поведением;
5.родители старшеклассников («конфликт поколений», профессиональное самоопределение).
Таким образом, нуждались в консультации педагога-психолога (исходя из общего количества обращений):
2011-2012
учебный год 2012-2013
учебный год 2013-2014
учебный год 2014-2015
учебный год
Родители 44% 40% 48% 38%
Педагоги 24% 31% 16% 18%
Учащиеся 32% 29% 36% 44%
Наибольшее количество индивидуальных консультаций оказано родителям детей 1-2, 5, 7-8, 9 классов.
Выводы.
Консультативная работа педагога-психолога была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности.
Проблемы:
Консультации для родителей продолжают носить разовый характер, что может быть связано с недостаточной психологической грамотностью, немотивированностью родителей на систематическое практическое выполнение рекомендаций, предложенных психологом.
Нерешенной остается и другая проблема: несмотря на то, что психологом проводятся занятия по обучению активным формам проведения родительских собраний ( в том числе в рамках мастер-классов опорной площадки) предлагается помощь в их организации, форма проведения остается прежней - традиционной (из опроса родителей во время консультирования).
Пути решения:
1.Провести мастер-класс для родителей 6 классов «Общаться с ребенком. Как?»
2.Классным руководителям включать в планы воспитательной работы классных коллективов разнообразные формы проведения родительских собраний.