Конспект урока литературного чтения А. С. Пушкин Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях


Конспект урока литературного чтения на тему:
«А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели:
Учить анализировать поступки героев, выделить героев сказки и разделить их по группам.
Обучать выразительному чтению. Развивать логическое мышление, память, речь.
Воспитание правдивости, дружелюбного отношения друг к другу.
Личностные результаты.
У учащихся будут формироваться:
эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой;
познавательная мотивация учения;
ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.
У учащихся могут быть сформированы:
чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам;
результаты освоения.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;
планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить нужную информацию
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
сравнивать
устанавливать причинно-следственные связи
устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
сравнивать и классифицировать
строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке решения;
точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
владеть диалогической формой речи;
корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Предметные результаты освоения курса
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного
находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;
объяснять смысл
определять тему и главную мысль
ставить вопросы
составлять план
различать последовательность, ориентироваться в учебном тексте
полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять личное мнение
высказывать свое суждение
Цели и задачи урока:
•рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой;
•формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;
•раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки;
•совершенствовать умение анализировать средства создания образа-персонажа в художественном произведении.
Методические приёмы: творческое чтение, работа у доски, работа с учебником, с таблицей
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
А.С.Пушкин
План урока:
Орг. момент. Приветствие.(2 мин)
Целеполагание.(1 мин)
Актуализация знаний учащихся.(3 мин)
Проверка домашнего задания.(3-5 мин)
Введение нового материала(5 мин)
Истоки сказки.(7 мин)
Аналитическая беседа по зачину сказки. Выборочное чтение и анализ сказки.(15 мин)
Подведение итогов.(3 мин)
Домашнее задание.(2 мин)
Выставление отметок(1 мин)
ХОД УРОКА
1. Орг. момент. Приветствие.
- Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я приглашаю вас в волшебную страну литературной сказки А.С.Пушкина.
2. Целеполагание.
- Сегодня узнаем много нового и интересного. По дороге в сказку мы должны отметить художественные особенности литературной сказки; увидеть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой и, конечно же, осознать нравственную красоту и силу героев сказки.
3. Актуализация знаний учащихся
- Ребята, я неоднократно повторила слово «сказка», а напомните мне, пожалуйста, что такое сказка? (ответы учащихся)
(Сказка- занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. )
- Молодцы, хорошо ответили, ну тогда вы мне скажите и какие бывают сказки, виды сказок?
(сказка о животных, волшебная и бытовая)
-Очень хорошо! А какие они, волшебные сказки? Как мы узнаем, что сказка является волшебной? (В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении препятствий, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.)
- Давайте вспомним, какими признаками отличается народная волшебная сказка? (В сказке есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное царство; есть фантастические персонажи: леший, колдунья; в волшебной сказке случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных; иногда им помогают волшебные предметы или волшебные слова).
- Верно! Вы назвали отличительные черты волшебной народной сказки, но среди сказок есть и литературные сказки. Что же такое литературная сказка?
(Литературная сказка — произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору).
- Сегодня мы проанализируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё так же крепка, произведения его становятся нам всё ближе и дороже.
4. Введение нового материала
С самого раннего детства А. С. Пушкин проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного творчества: сказкам, песням, пословицам, поговоркам. С увлечением и радостью слушал он сказки, которые рассказывала Арина Родионовна — няня поэта.
Арина Родионовна была искусной рассказчицей, знала множество сказок, пословиц и поговорок.
Мастерица ведь была
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы и былины
Православной старины,—
вспоминал о ней поэт.
Восхищаясь богатством вымысла, высокими нравственными началами народных сказок, Пушкин восторженно восклицает: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Великолепные пушкинские сказки появились в 30-е годы. В них, как и во многих других пушкинских произведениях, звучат горечь и грусть, насмешка и протест, добро и зло.
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — сказка А. С. Пушкина. Написана осенью 1833 года в Болдино.
5. Истоки сказки.
- Какие из сказок, по-вашему мнению, схожи со «Сказкой о мёртвой царевне и семи богатырях?» (Сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна»).
- Наверное, каждый из вас сейчас вспомнил о том случае, когда Жуковский и Пушкин вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Жуковский тогда написал две сказки, Пушкин – одну. А осенью 1833 года Пушкин вернулся к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне…».
Сюжет сказки А.С.Пушкина схож с сюжетом сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна». Оба поэта использовали сюжеты немецкой сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов.
6. Аналитическая беседа по зачину сказки. Выборочное чтение и анализ сказки.
Послушаем исполнение начала сказки. (Звучит монозапись)
- С каким настроением осталась царица у окна? (тоска, уныние).
- Какие слова передают напряженное ожидание? Найдите в тексте! (ждет-пождет, смотрит в поле, очи разболелись, глядючи, не видать (друга), вьётся (вьюга), (снег) валится, (девять месяцев) проходят, глаз не сводит) - показывают длительность ожидания).
-Как еще автор показывает длительность ожидания? (с утра до ночи, с белой зори до ночи, девять месяцев проходит).
- Какими вы представили себе царя и царицу? (любящими друг друга)
- Какие слова использует поэт, чтобы подчеркнуть как долго царя ждала царица. (желанный, долгожданный).
При помощи этих слов автор рисует долгое ожидание царицы. Эти слова помогают раскрасить текст, сделать его образным и ярким. Как они называются?
(Эпи́тет— определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным.)
- Появляется новый персонаж. Найдите в тексте эпитеты, характеризующие вторую царицу.
… молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
-А заметил ли кто- либо изменения в интонации поэта, когда он описывает новую царицу? Какие нотки утрачены? (Исчезла теплота, душевность, свойственные первой царице). Вторая царица красива, но в обращении холодна, бездушна.
7. Физминутка.
Ребята, раз уж сегодня мы говорим о сказке, давайте и физминутку проведем в сказочной форме. Представьте, что вы попали в волшебную сказку и у вас в руках волшебный предмет- клубочек, давайте покатаем его, кинули клубочек… И привел нас волшебный клубочек в дремучий лес. Давайте осмотримся, видим высокие деревья, по бокам непроходимые кустарники. Раздвигаем кустарники. Вот мы и вышли из леса!
8. Продолжение урока.
Ребята, а ведь у злой царицы тоже был волшебный предмет, какой?
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно,
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
Это необыкновенный предмет. Единственное, с кем она была «добродушна», т. е. добра душою, — это зеркальце, да и то, пока оно хвалило её. Даже по речи, обращённой к Чернавке, можно судить о завистливости, злом нраве и грубости этой женщины, не говоря уже о её поступках.
К зеркальцу царица благосклонна, ласкова. Почему?
(Царицу радует, что зеркальце говорит о её красоте. Кроме пригожести её ничего не интересует).
- Как реагирует царица на похвалы зеркальца?
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Но… в это время? Что происходит в сказке? (царевна молодая подросла и расцвела).
-Кажется все вопросы решены: у царевны есть жених – королевич Елисей, она ничем не мешает мачехе. Почему же зеркальце разбито? (Оно сказало царице неправду. Мачеху беспокоит красота падчерицы. По красоте царице не было равных, и вдруг в один момент всё изменилось).
Инсценировка разговора царицы с зеркальцем.
- Что замышляет царица?
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей…
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
-Ребята, если так поступает царица, то что мы можем о ней сказать, какими качествами наделяет е автор? (злая, жестокая)
- А какой нарисована царевна? (молодая, красивая, добрая)
Домашнее задание.
Домашним заданием будет для вас заполнить сопоставительную таблицу. Нужно будет сравнить, как рисует Пушкин царицу и царевну
Царица Царевна
Царского происхождения, умны, красивы
злая добрая
завистливая бескорыстная
гордая скромная
своенравная кроткая
ленивая трудолюбивая
грубая вежливая
надменная простая
жестокосердная добродетельная
На этом наш урок закончен, а что произойдет дальше с царевной, мы узнаем на следующем уроке. Вам надо будет дочитать внимательно сказку до конца и быть готовыми отвечать на мои нелегкие вопросы на следующем уроке!
Резерв.
- Вот царевна и Чернавка в лесу. Царевна в недоумении:
Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я?
Как вы думаете, почему Чернавка пожалела царевну и ослушалась приказа царицы? Ведь чернавка это горничная, служанка царицы и должна ей подчиняться?
(Чернавка не смела противиться жестокому приказу, но «не убила, не связала», а отпустила царевну, ласково сказав: «Не кручинься, Бог с тобой».
Мачеха успокоилась, считая царевну мёртвой.)