Рабочая программа по окружающему миру 2 класс А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Программа Перспектива.


Рассмотрено на заседании МО
протокол №1
от «30» августа 2016г.
______________/______________/
(подпись)
           Согласовано        
зам .директора по УР 
 «31» августа 2016г.
________________/Черкалина Е.В./
(подпись)
Утверждено
Директор
 «31» августа 2016г.
_______________/Сехин С.С./
(подпись)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУОкружающий мир
КЛАСС 2 «б»
Программу подготовила
Учитель начальных классов: Писаревская В.В.

Рабочая программа по окружающему миру. для 2 класса разработана на основании:
основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ Школы №1210;
учебного плана ГБОУ Школы №1210;
примерной рабочей программы «Окружающий мир» под редакцией А.А.Плешакова и М.Ю.НовицкойПланируемые результаты освоения предмета
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменных формах.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Учащиеся должны знать:
- характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;- названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;
- некоторые экологические связи в природе;
- особенности сезонного труда людей и его зависимость от сезонных изменений в природе;
- изученные правила поведения в природе;
- особенности охраны здоровья в разное время года;
- народные названия месяцев:
- народные приметы и присловья о временах года;
- дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;
- главные календарные праздники народов своего края.
Учащиеся должны уметь:
- проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;
- различать изученные растения, грибы, насекомых, птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);
- объяснять на примерах некоторые экологические связи;
- выполнять изученные правила поведения в природе;
- выполнять правила охраны здоровья в разное время года;
- разыгрывать народные игры, характерные для разных времён года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;
- загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;
- рассказывать 2-3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.
Содержание учебного предмета
Время и календарь (14 ч)
Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи. Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря. Способы измерения времени; старинные и современные часы. Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники. Экологический календарь.
Осень (19 ч)
Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год – проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.
Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.
Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.
26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.
Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.
Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.
«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.
Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды.
Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью – сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.
Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях. Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц. Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.
Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.
Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.
Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии (ранней и поздней осенью) для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.
Зима (16 ч)
Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.
Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году. Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок. Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.
Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.
Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни. Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).
Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.).
Подкормка птиц зимой. Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу. Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.
Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса). Культура поведения в природе зимой. Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.
Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.
Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.
Весна и лето (18 ч)
Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны. Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие. Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода. Знакомство с тремя веснами «розовой», «зеленой», «белой», их отличительными особенностями.
Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.
Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.
Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.
Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.
Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.
Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).
Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры. Народные весенние праздники. Проводы весны. Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.
Труд людей летом. Народные летние праздники. Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».
Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних праздников по традициям народов своего края.
Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края (примечание: экскурсии можно проводить и в течение учебного года). Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества.
.
Тематическое планирование
№ пункта Содержание материала Кол-во часов Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Называть субъект Российской Федерации, в котором находится город и школа, где учатся дети; научиться находить и показывать его на политической карте России,
Знать в общем виде строение Вселенной, уметь называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе,
Иметь представление о горизонте, сторонах горизонта, компасе определять стороны, уметь находить на глобусе океаны и материки,.уметь перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, знать устройство часов, уметь определять время по часам.
Уметь давать научное объяснение смены дня и ночи, давать научное объяснение изменению внешнего вида Луны в течение месяца.
Уметь объяснять смены времён года с помощью схемы, называть важнейшие сезонные явления», различать виды термометров и пользоваться каждым из них, измерять
Уметь ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря..Уметь кратко характеризовать содержание общероссийских праздников. Знать некоторые народные приметы, связанные с погодой . Продолжать формирование экологического сознания детей, дать понятие об экологии.
Уметь
характеризовать погодные явления осенних месяцев.
Зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу. Обряды и обычаи поры осеннего равноденствия у разных народов
Созвездия
Большая Медведица и Лебедь.
Причины пожелтения травы осенью,
распознавание травы с помощью атласа-определителя. Последовательность трудовых операций со льном.
Знакомство детей с наиболее часто встречающимися деревьями и кустарниками.
Растения цветника.
Грибы - особое царство живой природы; строение гриба, роль в жизни леса, съедобные грибы и несъедобные и ядовитые.
Знакомство с насекомыми, понятие о паукообразных, этапы развития бабочки и стрекозы.
Осенние изменения в жизни зверей и других животных.
Связи между растениями и животными в осеннем лесу
Многообразие работ осенью. Соотношение осенних работ с особенностями в мире осенней живой и неживой природы.
Правила здорового образа жизни осенью.
Красная книга. Охрана природы.
Зимние признаки в природе. Старинные названия месяцев.Зимнее солнцестояние.
Созвездия Малая Медведица и Орион, Полярная звезда и звезда Сириус.
Строение снежного пласта, жизнь деревьев, растений под снегом, зимующие птицы. Особенности народных обычаев рождественского праздника. Разнообразие лекарственных растений, правила их сбора, хранения и использования. Образ жизни и питания зимующих птиц, образ жизни зверей, не впадающих в спячку.
Взаимосвязи между растениями и животными в зимнем лесу. Зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края, особое положение февраля в годовом круге. Виды зимнего труда в старину современные зимние работы в городе и селе.
Правила здорового образа жизни в зимний период.
Правила охраны природы в зимнем парке, сквере, лесу
Признаки весенних явлений природы в старинных названиях весенних месяцев. Сезонные изменения в неживой природе, понятие о дне весеннего равноденствия.
Положение весной созвездий Большая и Малая Медведица, созвездия Кассиопея и Лев на звёздном небе.
Раннецветущие травянистые растения и цветение деревьев.
Культурные растения весеннего цветника.
Познакомить с весенними изменениями в жизни насекомых, с ролью насекомых в жизни человека
Знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей.
Взаимосвязи между растениями и животными в весеннем лесу.
Особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину и виды работ в настоящее время.
Народные весенние праздники.
Правила здорового образа жизни
весной.
Познакомить с правилами охраны природы весной, с устройством искусственных гнездований для птиц, продолжить изучение страниц Красной книги. Учить детей соотносить признаки лета в живой и неживой природе и события в жизни людей весной со значением старинных названий .
Познакомить с народными обычаями летних старинных праздников
России и мира, рассказать о видах труда людей летом.
1. Вселенная, время, календарь 16 1.1.
1.2.
1.3.
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
1.12
1.13
1.14
Мы — союз народов России.
Мы – жители Вселенной.
Наш «космический корабль» - Земля
Время
Сутки и неделя.
Месяц и год.
Времена года
.
Погода. (практическая работа с термометром) ОБЖ. Какими бывают чрезвычайные ситуации.
Календарь – хранитель времени., страж памяти.
Красные дни календаря.
Народный календарь.
Экологический календарь.
За страницами учебника.
Осенняя прогулка (экскурсия)
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2. Осень 19 2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
2.16
2.17 Осенние месяцы.
Осень в неживой природе.
Народные праздники в пору осеннего равноденствия.
Звёздное небо осенью.
Трава у нашего дома. (ОБЖ. В волшебный лес за ягодами)Старинная женская работа.
Деревья и кустарники осенью. (Ориентиры местности)
Чудесные цветники осенью.
Грибы. ОБЖ. (В волшебный лес за грибами)
Шестиногие и восьминогие.
Птичьи секреты.
Как разные животные готовятся к зиме.
Невидимые нити в осеннем лесу.
Осенний труд.
Будь здоров. (Подвижные старинные осенние игры). ОБЖ. (Опасные игры)
Охрана природы осенью.
За страницами учебника.
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
3. Зима 16 3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12
3.13
3.14
3.15
Зимние месяцы.
Зима – время науки и сказок.
Зима в неживой природе.
Звёздное небо зимой.
Зимняя прогулка.(экскурсия)
Зима в мире растений.
Зимние праздники. ОБЖ.(Если ты потерялся)
Растения в домашней аптечке.
Зимняя жизнь зверей и птиц.
Невидимые нити в зимнем лесу
.
В феврале зима с весной встречаются впервой.
Зимний труд
.
Будь здоров. ОБЖ. (Как вести себя на реке зимой. Опасные игры)Охрана природы зимой.
За страницами учебника. ОБЖ. (Первая медицинская помощь. Перевязываем рану. Как передаются болезни)1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
4.Весна 18 4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5
4.6.
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13
4.14
4.15
4.16
4.17
Весенние месяцы. ОБЖ. (Безопасность на улицах и дорогах)
Весна в неживой природе. (ОБЖ. Какими бывают наводнения)Весна – утро года.
Звёздное небо весной.
Весенняя прогулка.(экскурсия)
Весеннее пробуждение растений
Чудесные цветники весной.
Весна в мире насекомых
Весна в мире птиц и зверей. ОБЖ. (Встречи с животными)
Невидимые нити в весеннем лесу.
Весенний труд.
Старинные весенние праздники.
Будь здоров. ОБЖ. (Как не заблудиться в лесу. Мы – следопыты.)Охрана природы весной.
Лето красное. ОБЖ. (Опасные встречи в волшебном лесу)
Летние праздники и труд. ОБЖ. (Учимся плавать)
За страницами учебника.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2