«Основные формы, методы и приемы, формирующие мыслительные процессы учащихся с «клиповым мышлением»

ГБОУ РК «Феодосийская санаторная школа-интернат»


Выступление
в рамках школьного проекта
«Методический олимп»

«Основные формы, методы и приемы, формирующие мыслительные процессы учащихся с «клиповым мышлением»




Подготовила:
Шостак Н.П.


Феодосия
2016
Меня, как учителя словесности, волнуют проблемы, с которыми ежедневно приходится сталкиваться в ходе обучения детей грамотному выражению своей мысли. Ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание информационного потока, порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего. Меня тревожит, что наши дети упрощают усвоение материала до такой степени, что игнорируют его глубину, а значит, теряют способность к анализу полученной информации и выстраиванию длинных логических цепочек. Школьники к минимуму сводят речь, заменяя её символами, рисунками, намёками, а отсюда и языковой минимализм, речевая бедность, отсутствие способности связывать одно суждение с другим. Мозг ребёнка очень быстро меняется, а платой за это становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст.
Занимаясь поисками ответа на вопросы, как решить эту проблему и заставить учеников глубоко мыслить, научить их осознанно читать, рассуждать над проблемами, правильно высказываться в устной и письменной форме, я познакомилась с таким понятием в современной психологии и педагогике, как «клиповое мышление». Об этом пишут известные учёные Рада Михайловна Грановская, доктор психологических наук Санкт-Петербургского государственного университета, в статье «Люди с «клиповым мышлением» элитой не станут», Лысиченкова Светлана Алексеевна, в статье «Влияние особенностей «клипового мышления современных школьников на их познавательную мотивацию». Оказывается, что «клиповое мышление» можно рассматривать, как защитную реакцию организма на информационную перегрузку, а значит мне, обычному школьному учителю, просто необходимо учитывать эту особенность при обучении детей сегодня.
Какие же формы, методы и приёмы использовать, чтобы получить положительный результат на уроке?
Задачей педагогов является не борьба с клиповым мышлением учащихся, а умение приспособить его к изменившимся условиям и использовать для процесса обучения и воспитания. В современной педагогике накопилось достаточно много образовательных технологий, которые могут быть использованы как способ борьбы с клиповым мышлением.
Для решения современных психолого-педагогических задач важно кардинальным образом изменить приоритеты целей обучения. На первый план следует выдвигать развивающую функцию, в большей степени обеспечивающую становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной, творческой и социальной активности, а самое главное, его мыслительных процессов.
Известный американский психолог Говард Гарднер описал основные типы мышления, которые необходимы для переработки и осознания информации.
К ним он относит такие типы мышления как дисциплинарный, синтезирующий, креативный и этический.
Дисциплинарный тип мышления предполагает, что ученик осваивает одну модель мышления – способ восприятия, который необходим для конкретной учебной дисциплины. Этот тип мышления помогает ему постоянно совершенствовать навыки и углублять понимание дисциплины. Данная модель очень важна, так как, не изучив хотя бы одну дисциплину, в будущем человек не сможет действовать самостоятельно и полноценно в какой бы то ни было сфере деятельности.
Синтезирующий тип позволяет извлекать информацию из самых разных источников, понимать и оценивать ее объективно, главное – сводить информацию воедино таким образом, чтобы результат имел самостоятельную ценность.
Креативный тип мышления предполагает рождение новых идей. Человек, обладающий креативным типом мышления, уверенно ориентируется в незнакомой сфере деятельности, быстрее адаптируется к нестандартным условиям.
Этический тип мышления формирует представление о том, как нужно служить целям, выходящим за рамки собственных интересов.
Перечисленные типы мышления представляют собой обширную когнитивную деятельность, умения, которые нужно развивать в школе в противовес формирующемуся клиповому мышлению.
В тоже время у учащихся необходимо формировать визуальное мышление.
Среди возможностей, которые дает визуальное мышление, основными являются:
умение видеть ситуацию в целом, что позволяет человеку быстро принять правильное решение;
умение держать в голове много информации, при этом анализировать и структурировать ее для дальнейшего использования;
умение видеть суть проблемы, отсеивать ненужные данные.
Визуальное мышление является эффективным способом познания окружающего мира как целостной картины, а не фрагментарно, как при клиповом мышлении.
Способствовать профилактике клипового мышления могут образовательные технологии.
Еще в XX веке Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов предложили педагогам развивающее обучение. Организация учебного процесса в данном случае осуществляется в логике учебно-поисковой деятельности в режиме диалога. Мастерство учителя дидактической системы развивающего обучения заключается в умении создать учебную ситуацию, при которой у ученика проявляется потребность в изучении этого материала, и в этих условиях организовать его деятельность по самостоятельному добыванию знаний. Обучаюшиеся сегодня хорошо отзываются на интерактивные методы обучения, смену деятельности, многозадачность, мобильность и большой поток информации. Сегодня необходимо совместить основу развивающего обучения и клиповое мышление детей так, чтобы клиповость не была преобладающей в образовательном процессе.
Проверенная временем технология дифференцированного обучения предоставляет шанс каждому моему ученику развивать свои потенциальные способности, а проблемные вопросы помогают организовать самостоятельную поисковую деятельность ребенка. В ходе урока учу детей не только видеть проблему, но и определять пути её решения пошагово, в удобном для них темпе, опираясь на материал, который стараюсь преподносить образно, ярко, интересно.
Информационно-коммуникационные технологии, которые стали доступны после создания и оборудования специализированного кабинета русской словесности, обеспечивают повышение эффективности процесса обучения и дают возможность моим ученикам участвовать в исследовательских проектах, конференциях, дискуссиях.
Настоящим открытием при организации внеурочных занятий стала кейс-технология, которая хорошо подходит для краткосрочного обучения, что очень важно при работе в условиях санаторной школы. Она применяется мною на этапе обучения умению использовать теорию при выполнении практических заданий.
Литература.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И.Критическое мышление: технология развития. – СПб.: Альянс-Дельта, 2003.
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании.- М: Издательский центр «Академия», 2008.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.– М.:Народное образование,1998
4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
5. Лысиченкова С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию // Молодой ученый. 2012.
6. Ривкин Е. Ю. Теория и технологии. Москва, 2014.