Рабочая программа по внеурочной деятельности Музейная продлёнка


Программа курса «Музейная продленка»
Пояснительная записка
Данная программа разработана для учащихся 1-4-х классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Воткинский лицей» совместно с МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска». В ее основе лежит развитие личности ребенка посредством знакомства с историей семьи, родного края, родной страны. Программа обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу – родине великого русского композитора П. И. Чайковского, где живут дети.
Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа. Это памятные места Воткинска и Удмуртской Республики, его исторические и культурные центры, конечно, это наше градообразующее предприятие - Воткинский завод, история которого достойна отдельного изучения. А самое главное – это люди, наши земляки, которые являются творцами истории.
Российский академик Д. С. Лихачёв отметил, только «любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества». Воспитывать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории.
Программа составлена и разработана учителем начальных классов МБОУ «Воткинский лицей» Гавриловой О.В. совместно с научным сотрудником Музея истории и культуры г. Воткинска Карпеевой А.П.
В этом направлении работают многие организации и досуговые центры, не остается в стороне от этого направления и Музей истории и культуры г. Воткинска. Мы исходим из того, что музей – это не просто хранилище старинных вещей, документов, фотографий, это дом, где встречаются столетия, и наши современники, придя туда, имеют возможность не просто прикоснуться к старине, но вести диалог между прошлым и будущим. В музее все настоящее и дети очень тонко чувствуют фальшь. И именно настоящее, живое подлинное их привлекает, поэтому инновационные формы, среди которых особое место принадлежит краеведению, или Родино ведению, как называли эту дисциплину на рубеже ХIХ – нач. ХХ веков, имеет большой потенциал. Он необходим для развития и воспитания яркой личности, которая формируется в школьные годы. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире. С возрастом у человека любовь к «малой родине» перерастает в любовь к «большой Родине». Таков многоуровневый характер патриотического чувства, которое предполагает не только гордость за свою Родину, уважение к ее традициям, восхищение и подражание ее героям, но и такое же уважительное отношение к традициям и истории других народов, живущих вместе, в мире и согласии у нас в России. Это особенно важно сейчас
Данная учебная программа ориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное их участие в процессе её освоения и применения. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к семье, родному городу, республике, Отечеству. Занятия по программе «Музейная продленка» помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций.
Программа обеспечивает содержательную преемственность краеведческой деятельности учащихся в начальной и основной школе.
Программа ориентирована на развитие творческих способностей, инициативы учащихся, на формирование у них навыков научного исследования.
Занятия по программе «Музейная продленка» способствует развитию креативных способностей учащихся;
- становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям;
- формированию толерантности и толерантного поведения;
- укреплению семейных связей;
- повышается мотивация к заинтересованности содержанием работы по программе внеурочной деятельности учащихся и их родителей;
- способствует формированию экологической культуры;
- развивает познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности.
Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности.
Программа работает по следующим направлениям:
1) информирование;
2) обучение;
3) развитие творческих начал;
4) общение;
5) познавательный отдых.
Работая по данной программе, учащиеся получают:
- интересную жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят;
- возможность проявить себя, показать свои способности и таланты;
- умение работать в команде, сопереживание друг другу;
-дети учатся понимать, что они также являются творцами истории.
Программа имеет своей целью:
Формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитию вкуса к общению с музейными ценностями, создание условий для всестороннего развития личности ребенка.
Основы гражданской идентичности, принадлежности в форме осознания «Я» как член семьи, представителя народа гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ ,осознание ответственности человека за общее благополучие.
Задачи:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Удмуртии, культурными учреждениями Воткинска и Воткинского района, историей возникновения и развития малой Родины, историей своей семьи;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; бережное отношение к природе, родному краю.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, фотографий , коллажей, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Дети с огромным интересом занимаются изучением истории родного края, города и района. Любое событие из истории нашего края становится для них не отвлеченным, абстрактным понятием, но родным, близким, которое касается непосредственно маленького человека, его семьи. Школьники приходят осознанию того, что история страны – это и история их семьи, их родных и близких.
Данная программа рассчитана на учащихся начальной школы (1 - 4 классы). Из расчета 2 часа в месяц 34 учебные недели:
1класс – 18ч., 2 класс – 18ч., 3 класс – 18ч., 4класс – 18ч. Итого 72 ч.
В первый год обучения первоклассники познают историю своего города и республики через свой детский мир, сформировавшийся внутри семьи внутри семьи, изучают семейный и детский фольклор: знакомятся с историей города, республики и страны через призму семейных историй, традиций, образов и переживаний. При подготовке к занятиям большую роль играют родители.
Во второй год обучения ребята знакомятся с историей своей семьи, семейными традициями, семейными реликвиями. Важно начать процесс патриотического воспитания с семьи. Не секрет, что чем старше становятся дети, тем больше они отдаляются от семьи, тем больше их притягивает улица. Необходимо не пропустить момент, когда дети еще готовы обращаться за помощью к своим близким людям, родителям, бабушкам и дедушкам. Взрослые члены семьи всегда готовы прийти на помощь малышам. Происходит укрепление семейных отношений, укрепляется связь поколений, бабушки и дедушки чувствуют свою необходимость. Растет уровень нравственности в семье. Появляется чувство общей гордости за членов своего рода. Родители, бабушки и дедушки – активные участники всех итоговых мероприятий, помощники педагога.
В третий год обучения ребята учатся собирать материал у своих земляков, приобретают первоначальные навыки по ведению «дневников юных исследователей». Чувствуют важность своей работы. Начинают по-другому видеть окружающий мир. Становятся внимательными и любознательными.
В четвертый год обучения мы посвящаем изучению истории Воткинска, его выдающихся личностей, ищем связи исторических событий происходящих в городе с событиями в России и в мире.
Занятия «Музейной продленки» строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации.
Ожидаемые результаты.
Дети, освоив программу, должны знать историю своей семьи, своей школы, знать ключевые факты из истории Воткинска, ориентироваться в море исторических фактов, имен, событий, уметь выбирать самое важное и главное.
К концу 1 года обучения по программе «Музейная продленка» учащиеся должны получить возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Получат возможность научиться в сотрудничестве с учителем, ставить новые образовательные задачи; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Итогом 1 года обучения являются конкурсы рисунков, викторины, посвященные знаменитым людям города Воткинска. Учащиеся могут рассказать о себе, о своей семье; рассказывать бабушкины сказки; понимать что в Воткинске родился великий русский композитор П. И.Чайковский, писатель Е. А Пермяк и назвать 2-3 их основных произведения. Сделать их краткий пересказ.
К концу 2 года обучения учащиеся должны получить возможность для формирования:
- эмпатии как осознанного понимания чувств, других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия;
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве;
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, диаграммы.
Итог 2 года обучения: составление Древа семьи; сбор краеведческой информации у членов своей семьи о родственниках; обобщение собранного материала.
К концу 3 года обучения учащиеся получат возможность
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою малую Родину
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Итог 3 года обучения: создание фильмов о городе, о семье, презентации о героях города Воткинска. Работа с картой Удмуртской Республики, России.
К концу 4 года обучения учащиеся научатся:
- соотносить события истории Воткинска с историей России,
- выделять события семейной хронике в контексте общих исторических событий.
Получат возможность научиться:
- владеть основными фактами из истории города Воткинска, биографий жизни выдающихся земляков;
- проводить мини-экскурсию с использованием презентации по выбранной теме проектной работы;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.
Итог 4 года обучения: создание презентаций, участие во Всероссийских конкурсах, сотрудничество с детскими садами.

Тематическое планирование.
Таблица календарно-тематического планирования по курсу
«Музейная продленка» в 1 классе
(18 часов – 2 часа в месяц)
Тема: «Я живу в Воткинске!»
Сокращения: Т - теория, П – практика, В – всего часов.

п/п Дата
Тема Кол-во часов Содержание
Т ПВ 1. первая пол. сентября «День Знаний или как учились наши бабушки и дедушки» 0.5
0.5 1 История школ и гимназий Воткинска. Предусмотрены игровые моменты с использованием коллекции предметов школьных принадлежностей МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска».
2. Вторая пол. сентября «Фурор» в Воткинске», Году Российского кино посвящается 1 1 История появления кино в России и первых кинотеатров Воткинска. Что смотрели в кинотеатрах наши бабушки-дедушки.
3. Первая пол. октября «Это гордое слово лицей…» Дню Лицея посвящается 0.5
0.5
1 История лицейских и гимназических традиций, история гимназической, лицейской формы. Предусмотрены игровые интерактивные моменты.
4. Вторая пол. октября «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!» 0.5
0.5
1 Интерактивная познавательная программа, посвященная Дню народного единства и Дню государственности Удмуртии.
5. Первая пол. ноября «Царица полей» 1 1 Интерактивное мероприятие, посвященное Дню ракетных войск и артиллерии.
6. Вторая пол. ноября «Наша волшебница МАМА» 1 1 Интерактивное мероприятие, посвященное Дню матери.
7. Первая пол. декабря «День героев» 1 1 Интерактивное мероприятие, посвященное Дню Героев Отечества.
8. Вторая пол. декабря «Новогодняя «машина времени». 0.5
0.5
1 Интерактивное мероприятие, посвященное истории новогоднего праздника в стране и в нашем городе.
9. Первая пол. января «Как встречали Новый год и Рождество Золушка, Винни-Пух, Карлсон и сестрица Аленушка с братцем Иванушкой» 0.5
0.5
1 Интерактивное мероприятие, посвященное истории празднования Нового года, Рождества в России, Германии, Англии, Франции и Швеции. Мастера из этих стран жили в Воткинске в прошлом и могли рассказать о традициях праздника у себя на родине
10. Вторая пол. января «Птичий двор» - встречаем Год экологии. Фото-экскурсия к птицам нашего края. 0.5
0.5
1 Интерактивное познавательное мероприятие в Год экологии.
11 Первая пол. февраля «Домовенок Кузька в гостях у лицея» 0.5
0.5
1 Интерактивное познавательное мероприятие о традициях русского дома. Истории русских имен.
12. Вторая пол. февраля «Юные суворовцы. Кто они?» 1 1 Интерактивное занятие, посвященное 23 февраля Дню защитника Отечества. Рассказ о первом суворовце Воткинска Вове Миролюбове.
13. Первая пол. марта «Бои, блины и проводы зимы» 0.5
0.5
1 «Интерактивное познавательное мероприятие о традициях проводов зимы в горном городе Воткинске».
14. Вторая пол. марта «Капели звенели» 0.5
0.5
1 Интерактивное мероприятие, посвященное 8 марта и пробуждающейся весне в природе. Стихи местных поэтов.
15. Первая пол. апреля «Мечты о полете» 0.5
0.5
1 Интерактивное мероприятие, посвященное Дню космонавтики (от ковра самолета до ракеты…).
16. Вторая пол. апреля «Воткинская старина» 0.5
0.5
1 Интерактивное путешествие по памятникам и памятным местам Воткинска, посвященное Дню памятников и памятных мест.
17. Первая пол. мая «Победный май…» 0.5
0.5
1 Интерактивное мероприятие, посвященное Дню Победы.
18. Вторая пол. мая «Уходим на каникулы» 1 1 Интерактивное занятие - семейная викторина по итогам года.
итого 8.5 9.5 18