Краеведение и музейная работа


2016
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ И МУЗЕЙНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ: ПОЗНАНИЕ ИСТОРИИ КРАЯ КАК ЧАСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
Григорьева Ирина Семеновна
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ с. Ивано-КзанкаИглинского района РБ
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ И МУЗЕЙНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ: ПОЗНАНИЕ ИСТОРИИ КРАЯ КАК ЧАСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ
На современном этапе государство уделяет особое внимание, патриотическому воспитанию подрастающего поколения, считая формирование гражданского сознания благоприятным условием для духовного подъёма в обществе в целом. Учителям справляться с этой задачей очень сложно, так как дети неотъемлемый продукт всего нашего общества. В реальной жизни их окружает непривлекательная действительность: насилие, безработица, пьянство, наркомания, власть денег. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитать патриота – человека, любящего свою страну и готового идти на жертвы ради Родины.Одним из перспективных путей создания воспитательного пространства является максимальное использование специфики краеведческого материала в учебно-воспитательной деятельности школы.
Социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас задуматься о будущем России. В настоящее время нарушены нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания школьников, сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро.
Школьные музеи и историческое краеведение являются одним из источников обогащения учеников знаниями об истории родного края, средством воспитания любви к нему и формирование гражданских понятий и качеств. Значение краеведческой работы трудно переоценить, так как она дает возможность учащимся приобщиться к общественно-полезной деятельности, связанной со сбором исторического материала, в самых увлекательных для детей формах-экскурсиях, походах и т.д.
Историческое краеведение раскрывает учащимся связи родного края со всей Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, частью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Краеведческая работа открывает широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Она является перспективным направлением в самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся, выработке умения понимать ценности прошлого, настоящего.
Изучение прошлого своей семьи, образовательного учреждения, села дает возможность пробудить интерес у ребенка к родословной своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества. Любовь к своей малой Родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь.
Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей, и культурой страны, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл краеведческой и музейной работы.
Особенности музейной и краеведческой работы в сельской школе заключаются в том, что музей центр культуры села.
Музей Ивано-Казанской СОШ паспортизован 5 апреля 1983года (первым в районе), Подтверждение получил 1 декабря 2003года. Располагается в двух комнатах. В одной комнате располагается картинная галерея с работами нашего земляка, участника ВОВ, заслуженного художника ИТ Григорьева.
В школе создан совет музея, куда входят ученики 7-11 классов.
В начале учебного года разрабатывается план работы музея. Каждый класс получает задание. Например ученики 6 класса работают над историей школы, седьмой класс - историей села, кто-то занимается родословием, старшие классы занимаются социальными проблемами и т.д.
В музее проводятся краеведческие уроки, экскурсии, поисково- исследовательская работа. Тесная сотрудничество с родителями, земляками и другими музеями дают положительные результаты. Выпускники краеведы достойно представляют наше село нашу школу во всех уголках нашей родины
Наши ученики становились призерами и лауреатами республиканского конкурса «Дорогами Отечества»
В 2000 году ученик 8 класса Григорьев Ярослав занял второе место в первом республиканском конкурсе ученических и студенческих работ «История Башкортостана в истории моей семьи» среди учащихся 8-х классов районов РБ.
В 2007году Давыдов Тимофей занял первое место в номинации «Родословие» на районной НПК краеведов в рамках туристско-краеведческого Движения «Дорогами Отечества» .В 2008году Давыдов Тимофей стал лауреатом республиканского конкурса туристско-краеведческого Движения «Дорогами Отечества».
К этой победе шли несколько лет. Большими помощниками в исследовательской работе стали родители Тимофея, вместе с ними мы проработали домашний архив, беседовали со старожилами, подготовили фотографии, уточнили некоторые спорные моменты, изучили литературу по Сталинградской битве - провели большое исследование, которое вылилась в работу «Лейтенант Давыдов Тимофей Никифорович».
В районных НПК участвовали ещё не раз, занимали призовые места.
Проведена большая работа к 65 лет. ВОВ. Еженедельно, в течение учебного года, учащиеся 9-11 классов выступали перед учениками с сообщениями о ВОВ, в своих выступлениях они рассказывали об односельчанах, участниках войны, тружеников тыла. Цикл выступлений был посвящен Героям Советского Союза Иглинского района, здесь тоже использовался краеведческий материал. Ежегодно активное участие принимаем в празднике Победы, поздравляем ветеранов войны и тружеников тыла, оказываем им посильную помощь
Например, Матвеев Данил рассказал о своем прадеде Матвееве Даниле, который погиб на севере. Матвеев Вадим - о своем прадедушке лейтенанте 283 гвардейского стрелкового полка Матвееве Петре Фёдоровиче. Петр Фёдорович дошел до Берлина. После войны работал учителем математики директором Ивано-Казанской школы. Итог работы «Матвеевы из села ивано-Казанка»
Собранный материал оформляется в папки «Солдаты Победы», «Офицеры», «Путь солдата». Отдельная папка заведена на участника войны Якутчик Петра Федоровича, Матвеева Петра Федоровича, давыдова Николая Карповича и других
На данный момент готовимся к 75 –лет. Победы.
Особенность работы заключается в том, что одни ученики уходят на смену им приходят другие. Их необходимо заинтересовать, научить работать с источниками, литературой, учить делать выводы
Следующее направление - Моя малая Родина.
Хорошая работа сделана Давыдовым Родионом в 2003 году «Село Ивано-Казанка Иглинского района РБ» с этой работой он выступал в конкурсе «Моя малая Родина».
Сейчас мы с учениками готовимся к 135 летию со дня основания нашего села, которое будет в 2020году. Разрабатываем экскурсионный маршрут по достопримечательностям села, чтобы показать гостям и односельчанам наше село. Собираем материал о тружениках села. Работа ещё не завершена.
К юбилею школы начался сбор материалов по истории школы. Здесь несколько разделов «История школы», «Известные учителя», «Лучшие ученики». Работа находится в стадии завершения.
Посредством работы школьных музеев, кружков исторического краеведения осуществляется учебно-воспитательная деятельность школы, создается широкая возможность для разнообразных форм и методов работы с учащимися, а так же для самостоятельной научно- поисковой деятельности школьников.
Главная задача учителя истории – заинтересовать школьников процессом исторического познания. Там, где зародился живой интерес, дело заключается лишь в том, чтобы направить этот интерес в нужное русло.
Историко-краеведческая работа может и должна войти в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию активных молодых граждан России.
Литература:
1.Даринский А.В. Краеведение. Просвещение.1987
2.Лихачёв Д.С. «Учит земля родная» // Вестник Союза краеведов России. 1992. № 1.С. 8.
3.Ф.С.Тикеев, В.Г. Старухина Край родной, Иглинский. Уфа.Гилем, 2009.