ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Рисуем на ПК»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 49»

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная
школа № 49»
_____________ С.А. Торопова
Приказ № ___
От « __ » ___________ 2012г.

Программа рекомендована
к работе педагогическим
советом школы
Протокол № 1
от « __ » ______________ 2012г.

Программа обсуждена на методическом объединении учителей ________________
____________________________________
Протокол № _1_____
От « ___» __________ 2012г.





ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Юный художник»
возраст обучающихся 7-10 лет,
срок реализации – 4 года




Автор- составитель программы:
учитель информатики
Пастух Ольга Михайловна





Новокузнецк, 2014

Пояснительная записка

XXI век век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре он должен стать координатором информационного потока.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учительученикучебник» вводится новое звено компьютер, а в школьное сознание компьютерное обучение.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной и духовной среды. Для детей начальной школы занятия изобразительной деятельностью формируют эмоционально-образное мышление, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности человека.
Современное развитие общества требует значительного улучшения эстетического воспитания обучающихся. Целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Этой цели соответствует настоящая образовательная программа, направленная на создание благоприятных условий для творчества обучающихся.
Особенность программы в том, что дети будут знакомиться с миром мультимедиа технологий. Освоив эти умения, они смогут создать настоящее художественное произведение, поэтому программа называется «Юный художник».

Программа имеет практическую направленность:


ЦЕЛЬ:
Формирование у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.
Воспитание активных, полноценных граждан, способных на самоопределение в условиях технологически развитого общества.


Задачи:

Образовательные:
Овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
Формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
Практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

Воспитательные:
Формирование потребности в саморазвитии;
Формирование активной жизненной позиции;
Создать условия для формирования духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
Развитие культуры общения;
Воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности.

Развивающие:
Развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
Развитие чувства прекрасного;
Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций;

Сведения о количестве часов:
Программа рассчитана на 4 года обучения (по 1 часу в неделю):
1 класс – 34 часа в год;
2 класс – 34 часа в год.
3 класс – 34 часа в год;
4 класс – 34 часа в год.


Формирование универсальных учебных действий
В процессе обучения сформируются следующие универсальные учебные действия:
Личностные
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Познавательные
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
сбор информации;
обработка информации (с помощью ИКТ);
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Регулятивные
начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение выполнять учебные действия в устной форме;
использовать речь для регуляции своего действия;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

Коммуникативные
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Ожидаемые результаты

Дети, освоив все правила использования мультимедиа технологий, будут способны:
обработать или создать рисунок в растровом графическом редакторе;
сконструировать компьютерный мультфильм;
создать анимацию, анимированные открытки.

Формы работы:
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
фронтальной – подача учебного материала всему коллективу учеников;
индивидуальной – самостоятельная работа учеников с оказанием учителем помощи при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы;
групповой – учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.


Перечень учебно-методического и программного обеспечения:

Графические редакторы: Paint, TUXPaint.
Компакт-диск «Конструктор мультфильмов. Незнайка и все, все, все.» Медиа-Хауз.
Компакт-диск «Конструктор мультфильмов. Мульти-Пульти.» Медиа-Хауз.
Мир информатики 1,2 год обучения. Кирилл и Мефодий.
Единая коллекция образовательных ресурсов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Технические средства обучения.
Компьютер
Проектор
Принтер
Устройства вывода звуковой информации
Сканер

Тематический план.



п/п
Разделы, тема
Всего часов
Теор.
Практ.

1 класс

I
Введение
1
1


II
Признаки предметов
6
3
3

III
Изучаем TuxPaint
20
5
15

IV
Симметрия
4
2
2

V
Повторение пройденного материала
3

3


Итого
34
11
23

3 класс

I
Знакомство с компьютером
3
1
2

II
Создание рисунков в Power Point
10
4
10

III
Создание анимации в Power Point
18
4
10

IV
Повторение пройденного материала
3

3


Итого
34
9
25








Содержание курса

1 класс
1. Введение (1 час)
Знакомство с кабинетом, с правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей персональных компьютеров.

2. Признаки предметов (6 часов)
Выделение признаков предметов (цвет, форма, размер), узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.

3. Изучаем TuxPaint (20 часов)
3.1. Палитра цветов, заливка. – 4 часа
Интерфейс TuxPaint, открытие и сохранение рисунков. Выбор цвета, заливка.
3.2. Работа с шаблонами. – 3 часа
Использование стандартных штампов программы, изменение масштаба.
3.3. Построение линий. - 3 часа
Виды линий. Построение линий.
3.4. Построение фигур. - 3 часа
Виды фигур. Построение фигур.
3.5 Добавление текста. – 2 часа
Использование инструмента Текст.
3.5. Дополнительные инструменты. - 2 часа
Использование магии. Применение различных эффектов.
3.6. Рисование – 3 часов
Создаем рисунки на произвольную тему, открытки.

4. Симметрия (4 часа)
Нахождение симметричного изображения заданного предмета. Расположение предметов относительно линии симметрии.

5. Повторение пройденного материала (3 часа).
Выполнение творческого проекта.


3 класс
1. Знакомство с компьютером (3 часа)
Знакомство с кабинетом и правилами поведения в кабинете. Компьютеры вокруг нас. Основные устройства компьютера. Знакомство с рабочим столом.

2. Создание рисунков в Power Point (10 часов)
Компьютерная графика. Графические редакторы. Растровая и векторная графика. Интерфейс программы Power Point. Создание векторных рисунков. Вставка стандартных клипов. Вставка рисунков из файла.

3. Создание анимации в Power Point (18 часов)
Создание рисунков в графическом редакторе Paint. Создание анимированных открыток. Создание анимации на сайте

4. Повторение пройденного материала (3 часа)
Закрепление навыков по созданию анимации.

Календарно-тематическое планирование программы "Юный художник"
1 класс

№ урока
Тема, содержание занятия.
Кол-во часов
Дата проведения





1б/1в

Введение (1 час)


1/1
Правилами поведения в кабинете. Демонстрация возможностей персональных компьютеров.
1
 06.09
04.09

Признаки предметов (6 часов)

2/1
Цвета предметов.
1
 13.09
 11.09

3/2
Определение цвета у предмета.
1
 20.09
 18.09

4/3
Форма предметов.
1
27.09
25.09

5/4
Определение формы у предмета.
1
04.10
02.10

6/5
Сравнение двух или более предметов.
1
11.10
09.10

7/6
Разбиение предметов на группы по заданным признакам.
1
18.10
16.10

Изучаем TuxPaint (20 часов)

8/1
Интерфейс TuxPaint. Открытие и сохранение рисунков.
1
 25.10
23.10

9/2
Палитра цветов.
1
 01.11
30.10

10/3
Инструмент Кисть.
1
 15.11
13.11

11/4
Инструмент Заливка.
1
 22.11
20.11

12/5
Инструмент Штамп.
1
 29.11
27.11

13/6
Изменение масштаба стандартных картинок.
1
 06.12
04.12

14/7
Создание рисунка с использованием штампов.
1
 13.12
11.12

15/8
Инструмент Линия. Изменение цвета линии.
1
 20.12
18.12

16/9
Создание различных линий.
1
 27.12
25.12

17/10
Создание рисунка с помощью инструмента Линия.
1
 
15.01

18/11
Инструмент Форма. Изменение цвета фигуры.
1
 
22.01

19/12
Построение различных фигур.
1
 
29.01

20/13
Создание рисунка с помощью инструмента Форма.
1
 
05.02

21/14
Инструмент Текст. Добавление текста.
1
 
19.02

22/15
Создание рисунка с надписями.
1
 
26.02

23/16
Инструмент Магия. Виды эффектов.
1
 
05.03

24/17
Использование магии. Применение различных эффектов.
1
 
12.03

25/18
Создаем комбинированные рисунки.
1
 
19.03

26/19
Создаем рисунки на произвольную тему.
1
 


27/20
Создаем открытки.
1
 


Симметрия (4 часа)


28/1
Нахождение симметричного изображения заданного предмета.
1
 


29/2
Создание орнамента.
1
 


30/3
Расположение предметов относительно линии симметрии.
1



31/4
Создание симметричных рисунков.
1



Повторение пройденного материала (3 часа).


32/1
Выбор темы творческого проекта.
1
 


33/2
Выполнение творческого проекта.
1
 


34/3
Защита проекта. Выставка работ.
1
 


 
Итого
34
 часа



3 класс

№ п/п
Тема, содержание занятия.
Кол-во часов
Дата проведения




3а/3г
3б/3в

Знакомство с компьютером (3 часа)

1
Правила поведения в кабинете информатики. Компьютеры вокруг нас.
1
03.10
-/06.09

2
Основные устройства компьютера.
1
10.10
-/13.09

3
Знакомство с рабочим столом.
1
17.10
-/20.09

Создание рисунков в Power Point (10 часов)

4
Компьютерная графика.
1
24.10
-/27.09

5
Графические редакторы.
1
31.10
04.10

6
Растровые рисунки.
1
14.11
11.10

7
Векторные рисунки.
1
21.11
18.10

8
Интерфейс программы Power Point.
1
28.11
25.10

9
Средства рисования в Power Point.
1
05.12
01.11

10
Создание векторных рисунков.
1
12.12
15.11

11
Вставка стандартных клипов.
1
19.12
22.11

12
Вставка рисунков из файла.
1
26.12
29.11

13
Создание комбинированного рисунка.
1
16.01
06.12

Создание анимации (18 часов)


24.01

14
Смена слайдов. Создание слайдов для мультфильма.
1
30.01
13.12

15
Смена слайдов по щелчку.
1
06.02
20.12

16
Автоматическая смена слайдов.
1
13.02
27.12

17
Применение различных видов смены слайдов.
1
20.02
17.01

18
Создание мультфильма, используя смену слайдов.
1
27.02
24.01

19
Создание анимации для объекта.
1
06.03
31.01

20
Добавить эффект анимации на «вход» объекта
1
13.03
07.02

21
Добавить эффект анимации на «выход» объекта
1
20.03
14.02

22
Анимированные «пути перемещения» объекта
1

21.02

23
Добавить эффект анимации «выделение» объекта
1

28.02

24
Добавление анимации к мультфильму.
1

07.03

25
Вставка звука на слайд.
1

14.03

26
Вставка звука из файла.
1

21.03

27
Запись звука.
1



28
Добавление эффекта для звука.
1



29
Изменение параметров эффекта.
1



30
Добавление звука к мультфильму.
1



31
Завершающий монтаж мультфильма.
1



Повторение пройденного материала (3 часа)


32
Выбор темы творческого проекта.
1



33
Выполнение творческого проекта.
1



34
Защита проекта. Выставка работ.
1




Итого:
34
часа




Список литературы
А.В.Горячев. Справочник-практикум: «Графический редактор «TUXPAINT»,- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2007 г.
А.В.Горячев. Справочник-практикум: «Конструктор мультфильмов «Мульти-Пульти», - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2007 г.
Горячев, Иглина: Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы), Баласс, 2012 г.
Горячев, Ключ: Все по полочкам. Пособие для дошкольников 5 - 6 лет, Баласс, 2012 г.
А.А.Дуванов. Азы информатики. Рисуем на компьютере. БХВ-Петербург, 2005.

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 415