Рабочая программа внеурочной деятельности кружка Радуга


Муниципальное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная
школа № 1 с углубленным изучением английского языка города Буденновска
и Буденновского района» Ставропольского края
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании Зам. директора
совета по внедрению ФГОС по ВР
МОУ СОШ № 1 МОУ СОШ № 1
Миграбян Н.Э.
Протокол № 1 _________________
от «_ _»_________2015г. от «__»_________ 2015г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор муниципальногообщеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной
школы №1 г. Буденновска _____________К.И.Осипов
от «_»____________ 2015г.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
кружка «Радуга»
Составитель:
Кайгородова Н.А., учитель начальных классов
Г.БудённовскПояснительная записка
Программа разработана учителем 3-го класса МОУ СОШ №1 г. Будённовска Кайгородовой Н.А. на основе дополнительной образовательной программы - автор Канторшина О.В.
Данная программа представляет собой дополнительный образовательный курс художественно- эстетического направления. Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Общая характеристика занятий.
Занятия внеурочной деятельности направлены на развитие умения рисовать, поэтому при распределении заданий и тем учитываются возраст и навыки обучающихся. Задания расположены с учетом постепенного усложнения материала от простого к сложному, что дает возможность соблюдать индивидуальный подход к каждому.
Основные типы заданий:
- воспроизведение линий и фигур от руки, по клеткам, по образцу;
- воспроизведение рисунка по образцу, по памяти, словесному описанию;
- раскрашивание рисунка с учетом симметричного расположения его частей;
- достраивание на основе симметрии;
- штриховка фигур линиями, точками и т. д;
- выполнение рисунка по заданным параметрам, заданной теме.
Основные формы и методы работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность и выставки творческих работ.
Рисование – это форма самовыражения, способ познания окружающего мира и развития личности.
Цели обучения:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе; своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Цель данной программы:
знакомство детей с основными приемами работы при рисовании;
формирование художественно- творческих способностей;
развитие образного мышления, воображения;
развитие умения ориентироваться в пространстве, правильно располагая изображение на листе.
развивать умение рисовать простые фигуры, животных, растения, людей, пейзажи и т.д.
Задачи программы:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
- развивать творческий потенциал ребенка;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.
- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.
- формировать терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Данная программа занятий художественного творчества рассчитана на детей в возрасте 6-10 лет ( 1- 4 класс), один час в неделю- 33 часа в первом классе и по 34 часа в 2-4 классах. Продолжительность занятия 35 минут в первом и по 40 минут в 2-4 классах во внеурочное время.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности;
- наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичности и гуманизма;
- научности.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Универсальные учебные действия:
самоопределение (личностное): широта диапазона оценок, социальная роль ученика, осознание своих возможностей в учении;
мотивация учебной деятельности: интерес к новому, различные способы решения педагогической ситуации, стремление к самоизменению;
нравственно-эстетические: решение моральных дилемм, оценка действий с точки зрения соблюдения моральных норм, умение аргументировать необходимость выполнения моральных норм;
планирование: определение последовательности действий, соотношение их с планируемым результатом;
коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;
логические: составление плана, определения способа действия; моделирование;
кооперация: согласованность усилий по достижению общей цели;
Описание ценностных ориентиров содержания
курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения.
Личностные результаты:
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-Готовность к равноправному сотрудничеству;
-Доброжелательное отношение к окружающим;
- Позитивная моральная самооценка;
- Устойчивый познавательный интерес.
Метапредметные результаты:
-Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;
- Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении художественно- эстетического направления;
-Формирование первоначальных представлений о культурном наследии;
- Умение ориентироваться в цветоведении и подборе красок для выполнения работы;
- Иметь общее представление о народных ремеслах и техниках рисования;
- Уметь красиво, эстетически грамотно оформить выполненную работу и представить ее окружающим;
- Творчески использовать свои умения и навыки;
- Уметь выполнять несложные художественные композиции с применением полученных знаний.
Формы и виды контроля
виды контроля содержание методы сроки контроля
Вводный Области интересов и склонностей. Уровень знаний, умений, навыков по изобразительному искусству. Беседы, наблюдение, просмотр творческих работ учащихся Сентябрь
Текущий Освоение учебного материала по темам, разделам Творческие и практические задания, выполнение образцов, упражнения По каждой теме
Творческий потенциал учащихся Наблюдение, игры, упражнения. Участие в выставках и конкурсах В течение года
Итоговый Контроль выполнения поставленных задач. Творческие работы Апрель
Май
Содержание программы для 1 класса (33 часа).
№ Наименование разделов и тем. Количество часов. Дата
1 Общие сведения о материалах для работы. 3 2 Клетки, точки и штрихи. 12 3 Как нарисовать что угодно за 30 секунд. 6 4 Любая картинка в 4 шага. 7 5 Мир вокруг тебя. 3 6 Творческие проекты. 1 7 Итоговое занятие. 1 33 Содержание программы для 2-3 классов (по 34 часа).
№ Наименование разделов и тем. Количество часов. Дата
1 Повторение о материалах для работы. 1 2 Клетки, точки и штрихи. 8 3 Как нарисовать что угодно за 30 секунд. 6 4 Любая картинка в 4 шага. 6 5 Мир вокруг тебя. 6 6 Рисуем животных. 4 7 Творческие проекты. 2 8 Итоговый контроль. 1 34 Содержание программы для 4 класса (34 часа).
№ Наименование разделов и тем. Количество часов. Дата
1 Повторение о материалах для работы. 1 2 Учимся рисовать транспорт, строения, мебель. 3 3 Учимся рисовать человека. 8 4 Пейзажи. 8 5 Мир вокруг тебя. 7 6 Творческие проекты. 6 7 Итоговый контроль. 1 34 Общие сведения о материалах для работы- 6 часов.
Выбор бумаги, карандаша, красок для рисования. Рассказ о приемах рисования, цветоведении, форме предметов и палитре.
Клетки, точки и штрихи-28 часов.
Воспроизведение линий и фигур в рамках, по клеткам, в системе клеток и точек, воспроизведение рисунка на основе измерения, когда сначала требуется разделить какую-либо сторону клетки на несколько частей. Раскрашивание рисунка с учетом симметричного расположения его частей. Копирование несимметричных фигур по точкам. Штриховка фигур линиями, геометрическими формами. Обведение пунктирных линий и раскрашивание изображений с целью формирования представлений о контуре и силуэте.
Как нарисовать что угодно за 30 секунд-18 часов.
Пошаговые инструкции для изображения животных, людей, предметов за короткое время. Использование полученных навыков для изображения героев маленьких историй, придуманных самими учениками.
Любая картинка в 4 шага-19 часов.
Пошаговые инструкции для изображения животных, людей, предметов за 4 простых шага. Применение полученных навыков на практике.
Мир вокруг тебя-22 часов.
В данном разделе будут получены навыки рисования окружающего: школа, дом, семья, друзья, животные и многое другое.
Рисуем животных -8 часов.
Изображение различных животных по памяти, по образцу, воображаемых и фантастических животных.
Учимся рисовать транспорт, строения, мебель-3часа.
Рисование предметов обихода по образцу и по памяти, по словесному описанию.
Учимся рисовать человека-8 часов.
Умение рисовать человека, соблюдая все необходимые пропорции. Рисование портретов с натуры, по фотографии, по словесному описанию, автопортрета.
Пейзажи-8 часов.
Изображение пейзажей различной тематики. Умение смешивать цвета, применять перспективу, построение композиции.
Творческие проекты-11 часов.
Умение применять полученные знания и навыки для создания творческой работы. Умение представлять и рассуждать о своей работе, защищать свою точку зрения и творчества.
Итоговые занятия-4 часа.
Подведение итогов работы за год. Обобщение и систематизация знаний и умений.
Итого – 135 часов.
Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения.
Альбомы – по количеству учащихся;
Краски: акварельные, гуашевые;
Карандаши простые, цветные, мелки акварельные, восковые, кисти разных номеров – по количеству учащихся;
Папки для готовых работ – по количеству учащихся;
Нарукавники – по количеству учащихся;
Компьютер, экран, проектор, интернет;
Наглядные материалы: фото, рисунки, репродукции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Н.Г.Салмина,А.О.Глебова. Учимся рисовать. Клетки, точки и штрихи. М:. «Вентана-Граф».2012г.с.95.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Антипова М.Г. Школа рисования. Мир вокруг тебя.-М.: ЭКСМО.2013г.с.144.
Большая энциклопедия живописи. (Шедевры мировой живописи 11 111 репродукций).-DVD диск.- Киров,2006.
Линицкий Павел. Как нарисовать что угодно за 30 секунд.- СПб.:Питер, 2012.- с.64.
Марковская А.А.Рисуем животных.- Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга»,2011.- с.96.
Нарисуй-ка. Перевод с английского А.Валуйской.- Белгород: Книжный клуб «Клуб семейного досуга»,2013.-с.96.
Печенежский А.Н. Рисуем пейзажи.-Харьков,Белгород: Книжный клуб «Клуб семейного досуга»,2011.-с.94.
Порте П.учимся рисовать диких животных/пер с фр.Э.А.Болдиной.-М.: ООО «Мир книги»,2004.-с.64.
Порте П.учимся рисовать окружающий мир/пер с фр.Э.А.Болдиной.-М.: ООО «Мир книги»,2004.-с.64.
Порте П.учимся рисовать от А до Я/пер с фр.Э.А.Болдиной.-М.: ООО «Мир книги»,2004.-с.64.
Порте П.учимся рисовать человека/пер с фр.Э.А.Болдиной.-М.: ООО «Мир книги»,2004.-с.64.
Шалаева Г.П,Курбатова Н.В. современная энциклопедия начальной школы. Рисование.-М.: о-во «Слово»: ОЛМА-ПРЕСС Образование,2005.-с.127.