Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальных классах Радуга творчества


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«2-Пристанская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании МО приказом
начальных классов МБОУ «2-Пристанская ООШ»
протокол № 1 от «28» августа 2015 от «01» сентября 2015 № 125


Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Радуга творчества»
для 2- 4 классов
Составитель
Аланкина Раиса Георгиевна,
учитель технологии


д. Пристань – 2, 2015
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Радуга творчества" разработана в соответствии с правовыми нормативными документами:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).
Положением о внеурочной деятельности МБОУ «2-Пристанская ООШ», утвержденным приказом от 02.09.2013г.№ 76
Планом внеурочной деятельности МБОУ «2-Пристанская ООШ»», на 2015-2016 учебный год, утвержденным приказом от 01.09.2015.№115
Цель:
-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
-Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи:
-Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.
-Вооружить учащихся знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
- Приобщать учащихся к народному искусству;
-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности учащихся, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
-Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
-Помогать учащимся в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Общая характеристика внеурочной деятельности
Рабочая программа «Радуга творчества» разработана на три года занятий с учащимися (2-4 классы) и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность учащихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет учащихся к высшей точке удивления и переживания.
Учащиеся учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес учащихся
Рабочая программа рассчитана на 102 часа , 2 класс – 1час в неделю (34 часа), 3 класс – 1час в неделю (34 часа), 4 класс – 1час в неделю (34 часа),
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Учащиеся получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.
Содержание курса внеурочной деятельности
2 класс
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов учащихся в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
Введение: правила техники безопасности
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
Бисероплетение1.Вводное занятие.
Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.
План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ.
2.Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку.
Основные приёмы бисероплетения- параллельное, петельное, игольчатое плетение. Комбинирование приёмов. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов
3.Параллельное низание.
Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (зайчик, тигренок, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.) Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей, брелков или закладок. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
4. Низание крестиками
Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера “в две нити”: цепочка “в крестик”. Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.
Практическая часть. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по низанию цепочки в крестик. Изготовление браслета “ёлочка”. Выполнение украшений для кукол, брошей, кулонов и брелоков.
Изготовление кукол
1.Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности
Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
2.Кукла на картонной основе.
Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского народного костюма.
Практическая часть. Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском народном костюме. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое решение.
3.Композиция «В лесу»
Особенности построения композиции
Практическая часть. Прикрепление элементов к основе. Создание композиции.
4.Аппликация. Куклы – актеры. Пальчиковые куклы.
Разнообразие техники аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Технология создания кукол, которые одеваются на палец из бумаги.
Практическая часть. Создание героев сказки «Теремок». Цветовое решение.
3 класс
Второй год обучения направлен на использование учащимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.
Введение: правила техники безопасности
1.Чему будем учиться на занятиях.
Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Правила техники безопасности. ППБ.
Бисероплетение1.Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит».
Знакомство с техникой объемного параллельного плетения. Технология слоистого плетения.
Практическая часть. «Мышка», «Кит».
2.Техника параллельного низания. «Бабочка»
Технология слоистого плетения. Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.
Практическая часть. «Бабочка»
3.Аппликация из бисера. «Открытка»
Понятие «аппликация». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления аппликации: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов аппликации. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов аппликации. Составление композиций. Сборка и закрепление бисерных элементов . Использование аппликации для оформления открытки, интерьера.
4.Бисерная цепочка с петельками.
Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения.
Практическая часть. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам.
Изготовление кукол
1.Народная кукла. Русские обряды и традиции.
Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях.
2.Бесшовные куклы.
Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты
Практическая часть. Кукла на счастье, утешница, веснянки.
Разбор последовательности работы по инструкционным картам.
3.Техника – продевания: «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница»
Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол.
Традиционные приемы изготовления куклы.
Практические занятия. Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Создание кукол.
4 класс
На третий год обучения, учащиеся закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.
Введение: правила техники безопасности
Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере.
Основные декоративные элементы интерьера. Правила техники безопасности. ППБ
Бисероплетение1.Техника «французского» плетения (низания дугами).
Назначение и правила выполнения «французского плетения»
Практическая часть. Освоение изученных приёмов бисероплетения. Изготовление объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками).
2.Бисерные «растения» в горшочках.
Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы. Прикрепление элементов композиции к основе.
3.Объемные картины – панно, выполненные на проволоке.
Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.
Практическая часть. Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
Изготовление кукол
1.Сувенирная кукла.
Сувенир. Виды и назначение сувениров. Анализ работы по созданию сувенирной куклы.
2.Оберег. Символика оберегов. Домовенок
Оберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги. Материалы и инструменты.
Практическая часть. Домовенок. Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ
3.Кукла – шкатулка
Беседа с демонстрацией образца. Материалы и инструменты.
Практическая часть. Кукла – шкатулка. Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности
2 класс

п/п Тема Кол-во
часовОсновные виды
внеурочной деятельности
1. Введение: правила техники безопасности 1 Инструктаж по правилам техники безопасности.
2. Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности. 1 Знакомство с основными материалами, инструментами
3. Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку 1 Знакомства с сновными приёмами бисероплетения- параллельное, петельное, игольчатое плетение.
4. Параллельное низание. 1 Знакомства с плоскостными миниатюрами в технике параллельного низания
5. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания 1 Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе
6-7. Параллельное плетение «зайчика» 2 Знакомства с техникой выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок.
8-9 Параллельное плетение «тигренка» 2 10-11 Параллельное плетение «божьи коровки» 2 12-13
14-15 Параллельное плетение «стрекозы» 4 16-17
18-19 Изготовление брелка4 Зарисовка схем.
20-21 Низание крестиком 2 Способы низания из бисера “в две нити”: цепочка “в крестик”.
22. Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности 1 История куклы.
Знакомства с Игровыми и обереговыми куклами
23-24
25-26 Кукла на картонной основе. 4 Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском народном костюме.
27-28
29-30 Композиция «В лесу» 4 Прикрепление элементов к основе. Создание композиции.
31-32
33-34 Кукла – актер. Аппликация. Пальчиковые куклы. 4 Создание героев сказки «Теремок». Цветовое решение.
3 класс

п/п Тема Кол-во
часовОсновные виды внеурочной деятельности
1. Введение: правила техники безопасности 1 Инструктаж по правилам техники безопасности
2-3
4-5 Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит» 4 Знакомство с техникой объемного параллельного плетения
6-7
8-9 Техника параллельного низания.
«Бабочка» 4 10-11
12-13
14-15 Аппликация из бисера. «Подарок к дню матери» 6 Знакомства с приёмами бисероплетения, используемые для изготовления аппликации.
16-17
18-19
20 Бисерная цепочка с петельками. 5 Знакомства с основными приемами бисероплетения21. Народная кукла. Русские обряды и традиции 1 Классификация кукол
22-23
24-25
26-27
28 Бесшовные куклы 7
Работа по инструкционным картам.
29-30
31-32
33-34 Техника – продевания. «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница» 6 Знакомство с традиционными приемами изготовления куклы.
4 класс

п/п Тема Кол-во
часовОсновные виды внеурочной деятельности
1. Введение: правила техники безопасности 1 Инструктаж по правилам техники безопасности.
2-3
4-5 Техника «французского» плетения 4 Способы и правила выполнения «французского плетения»
.
6-7
8-9
10-11
12 Бисерные «растения» в горшочках 7 Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов.
13-14
15-16
17-18
19 Объемные картины – панно, выполненные на проволоке 7 Составление композиции. Прикрепление
элементов композиции к основе.
20 Сувенирная кукла. 1 Знакомства с видами и назначением сувениров.
21-22
23-24
25-26
27 Оберег. Символика оберегов. Домовенок 7
Знакомства с традиционными оберегами.
28-29
30-31
32-33
34 Кукла – шкатулка 7 Работа по инструкционной карте.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
1. Артамонова, Е. В. Украшение из бисера [Текст] / Е.В. Артамонова. – М.: Эксимо, 2006. – 64 с. : ил.
2. Бондарева, Н. И. Цветы из бисера [Текст] / Н.И. Бондарева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 48 с. – (О’кей).
3. Васильева, Н. И. Бисер и стеклярус. Стеклярус в бисерных украшениях: практическое пособие [Текст] / Н.И. Васильева. – СПб. : КОРОНА принт, 2000. – 64 с. : ил.
4. Гусева, Н. А. 365 фенечек из бисера [Текст] / Н.А. Гусева. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 208 [8] с. : ил.
5. Кочетова, С. Мягкая игрушка: Игрушки для всех [Текст] / С. Кочетова. – М. : ЭКСИМО- Пресс; СПб: Валери СПД, 2002. – 240 с. : ил.
6. Меркулова, О.А. Программа «Декоративное творчество». [Текст] /О.А.Меркулова.- Кемерово., 2010 год.
7. Морас, И. Животные из бисера [Текст] / И. Морис. М. : АРТ-РОДНИК, 2007.
Компьютер
Инструкционные карты
Схемы
Приложение
Календарно - тематическое планирование 2 класс

п/п Тема Кол-во
часовДата
проведения1. Введение: правила техники безопасности 1 2. Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности. 1 3. Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку 1 4. Параллельное низание. 1 5. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания 1 6-7. Параллельное плетение «зайчика» 2 8-9 Параллельное плетение «тигренка» 2 10-11 Параллельное плетение «божьи коровки» 2 12-13
14-15 Параллельное плетение «стрекозы» 4 16-17
18-19 Изготовление брелка4 20-21 Низание крестиком 2 22. Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности 1 23-24
25-26 Кукла на картонной основе. 4 27-28
29-30 Композиция «В лесу» 4 31-32
33-34 Кукла – актер. Аппликация. Пальчиковые куклы. 4 Календарно-тематическое планирование 3 класс

п/п Тема Кол-во
часовДата
Проведения
1. Введение: правила техники безопасности 1 2-3
4-5 Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит» 4 6-7
8-9 Техника параллельного низания.
«Бабочка» 4 10-11
12-13
14-15 Аппликация из бисера. «Подарок к дню матери» 6 16-17
18-19
20 Бисерная цепочка с петельками. 5 21. Народная кукла. Русские обряды и традиции 1 22-23
24-25
26-27
28 Бесшовные куклы 7
29-30
31-32
33-34 Техника – продевания. «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница» 6 Календарно-тематическое планирование 4 класс

п/п Тема Кол-во
часовДата
проведения1. Введение: правила техники безопасности 1 2-3
4-5 Техника «французского» плетения 4 6-7
8-9
10-11
12 Бисерные «растения» в горшочках 7 13-14
15-16
17-18
19 Объемные картины – панно, выполненные на проволоке 7 20 Сувенирная кукла. 1 21-22
23-24
25-26
27 Оберег. Символика оберегов. Домовенок 7
28-29
30-31
32-33
34 Кукла – шкатулка 7