Проект добровольческого движения Детских общественных организаций

 Добровольческое движение
как  средство развития
социальной компетентности
школьников
                                                       автор проекта:
Морозова Наталья Николаевна
                                                         
Содержание
                     
Актуальность проекта                                                                                            
Цель и задачи проекта                                                                                            
Ожидаемые результаты проекта                                                                            
Описание проекта                                                                                                    
Механизмы реализации проекты                                                                                                                                   
Мониторинг изменений                                                                                        
Риски реализации проекта                                                                                    

Актуальность проекта.
Известно, что одной из главных проблем современного образования является недостаточная социальная ориентированность выпускников, что напрямую связано с проблемой социальной адаптации выпускника и необходимостью формирования социальной компетентности. Поэтому одним из направлений социально-педагогической политики должна быть организация работы образовательного учреждения по формированию у школьников социальной компетентности с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда, эффективности выполнения ими основных социальных функций в обществе. В современном обществе во всех сферах жизни происходит множество изменений, диктующих необходимость умения приспосабливаться к изменяющимся условиям, эффективно взаимодействовать с окружающим миром, быть компетентным в самых различных вопросах. Школа всегда стремилась реагировать на изменения в обществе, изменения в социальных требованиях к образованию. В современных условиях уровень образованности не определяется только объемом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Именно поэтому осуществление такого подхода в образовании является, на мой взгляд, наиболее актуальным, поскольку в этом случае мы готовим учащихся к успешной и эффективной реализации на практике полученных знаний. Социальная компетентность это адекватность и пригодность человека к действию, способность к эффективному поведению , способность к адаптации, сотрудничеству и контролю ситуации , совокупность базовых личностных характеристик, детерминирующих эффективность действий на работе и в других ситуациях .Уровень социальной компетентности отражает определённый уровень личностной и социальной зрелости человека, который складывается одновременно в двух измерениях: самоактуализации и соответствия социальным ожиданиям.
В России накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.
Добровольческое движение – новая форма вовлечения подростков в социальную активность,- призвано способствовать формированию и совершенствованию социальной компетентности подрастающего поколения.
Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность молодежи сегодня не только может  помочь решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию социально-значимых качеств юношей и девушек, формированию у них активной жизненной позиции. Поэтому изучение воспитательных возможностей добровольческого движения приобретает особую актуальность.
К настоящему времени проведен ряд исследований, направленных на изучение отношения молодёжи к общественной деятельности, поиск оптимальных условий и эффективных методов развития социальной активности личности. 
Достижение цели  работы возможно при условии использования в образовательном процессе гуманитарных технологий, поскольку данные технологии направлены на человека и реализуются человеком, что указывает на их междисциплинарную сущность. Гуманитарные технологии представляют собой систематизацию, соорганизацию и упорядочение в пространстве и во времени компонентов целенаправленной коллективной деятельности людей на основе современного гуманитарного знания. Основанием для выбора гуманитарных технологий являются следующие их признаки: постоянное взаимодействие, требующее открытости и способности работать вместе, сообща, в команде; диалоговая позиция; постоянная рефлексия учащихся и педагогов над полученными результатами; единство творческого замысла и алгоритма деятельности.
Целесообразность использования гуманитарных технологий связана с тем фактом, что они сочетают идеи личностно-ориентированного и общественно-ориентированного образования. В современных исследованиях выделяют четыре группы гуманитарных технологий:
направленные на себя;
 направленные на другого (учащегося);
направленные на группу;
направленные на социум (родители, социальные партнеры и др.).
Развитие технологий по взаимодействию с сообществом позволит образовательному учреждению  выйти на новый уровень, стать центром сообщества, объединяющим началом для решения не только своих проблем, но и проблем всего сообщества . Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия и способы сотрудничества..
На основании вышеизложенного определена проблема исследования: каковы социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективность влияния добровольческого  движения на развитие социальной компетентности молодежи.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы обусловили выбор темы исследования: «Добровольческое движение как средство развития социальной компетентности  школьников».
Цель проекта 
Создание условий для развития  добровольческого движения в школе как одной из форм формирования социальной компетентности;
.        Задачи проекта:
формирование и развитие  социальных компетенций подростков путём вовлечения их в добровольческое  движение;
 повышение уровня информированности волонтеров путем обучения специалистами;
овладение практическими навыками проведения профилактической, тренинговой  работы в группе;
подготовка к решению различных видов проблем (коммуникативных, информационных, организационных и других) путем формирования личного опыта поведения в различных ситуациях;
 формирование навыков социального проектирования;
проведение мероприятий по проблеме волонтерского движения;
взаимодействие с другими добровольческими объединениями   , общеобразовательными учреждениями города, области;
участие в конференциях, конкурсах, акциях, семинарах, тренингах, слетах , фестивалях, форумах, проектах по проблеме добровольческого движения;
освещение работы добровольцев школы в средствах массовой информации.
Ожидаемые результаты проекта. Участники данного проекта имеют возможность успешно адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Помимо обширных теоретических знаний по проблеме добровольческого движения, они приобретают такие важнейшие для современной жизни качества, составляющие социальную компетентность как:
позитивные изменения в восприятии себя и окружающей жизни;
активная жизненная позиция;
инициативность;
лидерские и организаторские способности;
 мобильность;
 конкурентоспособность;
 умение принимать решение в разных ситуациях;
удовлетворенность взаимоотношениями с окружающими людьми и, как правило, коммуникабельность и многие другие.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Мониторинг изменений в рамках представленного проекта осуществляется по количественным и качественным индикаторам. Основными количественными индикаторами успешности проекта являются:
- количество участников проекта – на сегодняшний день обучено
на семинарах и тренингах  в рамках сборов  ДСП «Важное дело»- 38 человек;
в рамках проектов
«Мы хотим жить и работать в Тверской области»-40 человек
«Школа социального аниматорства»-34 человека
«Школа добровольца» -30 человек
 Кроме того, в волонтерскую деятельность вовлечено большое число учащихся школы, не прошедших обучение, но принимающих активное участие в работе волонтерской группы, и являющихся участниками проекта;
Одной из основных задач проекта является формирование  социальной компетентности обучающихся.
ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Показатели сформированности социальной компетентности
Средства оценивания

1. Позитивная внеурочная деятельность
Участие в конкурсах,
результативность . 
Участие в деятельности детских общественных организаций.

2.Активное участие учащихся в жизни школы, детской общественной организации, местного социума
Результат участия в социально направленных мероприятиях

3. Самоуправление
 Деятельность  в ДОО «ШАНС», Центре развития добровольчества

  Качественным индикатором успешного выполнения проекта является, в первую очередь, достижение главной цели – развитие социальной компетентности у участников проекта, формирование ее
 основных качеств. Многие волонтеры являются членами «ДОО «ШАНС», «Мост дружбы», , принимают активное участие в общественной, спортивной и культурной жизни школы, города и области. Учащиеся из числа волонтеров успешно развивают организаторские и лидерские качества; наблюдается рост активности, улучшается успеваемость, повышается авторитет среди сверстников. Быть волонтером в школе № 12 престижно и почетно. В ходе осуществления профилактической работы в волонтерстве приобретается опыт самореализации, поведения в различных ситуациях, принятия решений. Таким образом, мы наблюдаем значительные позитивные изменения в восприятии себя и окружающего мира.  
Достигнутые результаты в ходе реализации проекта демонстрируют масштабность и перспективность представленного проекта. Миссия школы заключается в создании такого образовательного пространства, продуктом которого будет личность социально адаптивная, конкурентоспособная, компетентностная в различных видах деятельности, способная далее продолжить свое образование. Данные мониторинга изменений по количественным и качественным индикаторам подтверждают положительное воздействие проекта на образовательную деятельность в рамках нашей школы. Реализация и результативность проекта доказывают его универсальность: можно заниматься различными проблемами, существующими в современном мире, интересными и актуальными для учащихся (социальными, экологическими, экономическими  и другими) с помощью волонтерского движения. Опыт работы волонтерского движения в рамках общеобразовательного учреждения демонстрирует возможность воспроизводимости аналогичного проекта как в других  образовательных , так и в средних и высших учебных заведениях, что доказывается тем фактом, что многие волонтеры продолжают свою деятельность после окончания нашей школы.
Риски реализации проекта, как показал опыт, существуют, но они преодолимы. Материально-техническая база не является большой проблемой, при условии всесторонней поддержки со стороны администрации школы. В нашем случае, волонтерское движение существует как одно из направлений воспитательной работы школы, которая обеспечивает волонтеров всем необходимым для работы (помещение, канцелярские принадлежности, музыкальная, фото- и видеоаппаратура, компьютеры). Кадровое обеспечение проекта предполагает наличие руководителя волонтерского движения. Также для работы и обучения волонтеров привлекаются специалисты-эксперты в данном направлении – в нашем случае, это, в основном,  специалисты ДСП «Важное дело», Центра развития молодежных волонтерских программ ТГУ, которые, в свою очередь, заинтересованы в развитии волонтерского движения .
Таким образом, в условиях модернизации образования, повсеместного внедрения компетентностного подхода, развитие волонтерского движения актуально.