Инновационные технологии в работе детских общественных организаций


Инновационные технологии в работе детских общественных организаций.
Пиар-технологии
в работе детской общественной организации
«Остров Радости и Надежды «Радуга»
МАОУ Зареченская СОШ №2, с. Тоцкое Второе
Оренбургской области
Старшая вожатая Крыжина Елена Викторовна
I. Введение в проблему или всем известный незнакомец по имени пиар.Новый, XXI век, - век информационной, или постиндустриальной, стадии развития цивилизаций. Во всем мире управление своим информационным полем, своим имиджем, своей конкурентоспособностью становиться необходимостью для любой организации, предлагающей те или иные услуги, в том числе образовательные.
Российская школа, как и все современные общественные институты страны, вошла в XXI век – век бума новых информационных и коммуникационных технологий, к которым относится и пиар-технологии.
Пиар – это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание благоприятной коммуникационной среды для учителей, учеников, родителей.
Методы пиар-технологии помогают субъектам образовательного процесса определиться в системе отношений с коллективом, учесть специфику и акценты социальных ролей, совокупности поведенческих актов, позиционировать себя в группе.
Новые реалии всё настойчивее стучаться в школу. Подростки, растущие в современном информационном поле, в отличие от взрослых, уже давно усвоили новые понятия, терминологию, формы и методы позиционирования себя среди сверстников и взрослых. Они с удовольствием принимают участие в тусовках и шоу, они «пиарят» себя ежечасно, они любят комиксы и клипы, цитируют рекламные слоганы. И в обиходе давно уже проскальзывают «пиаровские термины», такие как презентация, имидж, пресс-конференция, «фишка».
Технологии пиар опираются на «трех китов» - целевую аудиторию (люди), ключевое сообщение (информация), каналы коммуникаций (контакты).Рассмотрим использование пиар-технологий в работе детской общественной организации «Остров радости и надежды «Радуга» МАОУ Зареченская СОШ №2.
Во главе детской общественной организации стоят президент – Дудоркина Полина (9а класс) и вице-президент – Абсаттарова Земфира (9а класс). Главным выборным органом детской общественной организации является Магистрат. В состав Магистрата входят: Президент, Вице-президент, Магистры городов, Министры городов. В данном случае состав Магистрата – это целевая аудитория, которая доводит информацию до контактов (группа быстрого реагирования и Совет старост классов). В свою очередь группа быстрого реагирования и Совет старост классов доносят эту информацию до своих классных коллективов. Таким образом, в планировании, организации и проведении школьных праздников и мероприятий задействован весь ученический коллектив.
Специфика школы в том, что в её услугах преобладает передача информации. Ученики и учителя, выполняя роли то посредников при передаче информации, то субъектов, то объектов её распространения, находятся в постоянном круговороте информации. Это великолепная экспериментальная площадка для исследования самых разных моделей коммуникаций и внедрения новых информационных технологий.
Наша детская общественная организация связывает общими интересами педагогов, учащихся и их родителей, а у тех есть личные интересы, мотивы и внутренние потребности, которые следует учитывать в планировании деятельности:
Всех нужно честно информировать обо всем, что происходит в школе;
Всем нужно давать возможность высказать своё мнение о предстоящем мероприятии;
Всем нужно, чтобы с ними обращались справедливо, вежливо и с уважением;
Всем нужно ощущение сопричастности к общим делам и социуму (как при планировании классных мероприятий, так и внутришкольных);
Всем нужно, чтобы их ценили;
Всем нужно находиться в доброжелательной атмосфере, с равными себе;
Всем нужна возможность личного и профессионального роста.
Все эти потребности могут быть учтены субъектами взаимоотношений с помощью пиара, поскольку именно пиар-технологии позволяют решать такие проблемы как:
Невысокая и нестабильная коммуникативная культура общения между подростками;
Отсутствие у педагога широких возможностей продемонстрировать свои личностные и профессиональные качества вне школы;
Невостребованность личности ребенка и подростка, его индивидуальных запросов и умений и, как следствие, низкая самоактуализация.
Вспомним, что пиар-коммуникативная технология XXI века опирается на «трех китов» - целевую аудиторию, ключевое сообщение и каналы коммуникаций сопоставим это с ресурсами школы, оперирующей этими «китами» в силу своей специфики, и, я считаю, не возникнет вопроса «Нужен ли современной школе пиар?»
II. Школьное шоу как продукт компетентностного воспитания.
В основе целеполагания при планировании шоу как досугового мероприятия в школе лежит решение следующих проблем:
Невостребованность личности подростка, его индивидуальных запросов и умений;
Дефицит у учащихся навыков практической самостоятельной деятельности при планировании и организации как классного, так и внутришкольного мероприятия;
Невысокая коммуникативная культура общения как в одной возрастной группе, так и между разновозрастными группами учащихся.
Кроме того, в процессе подготовки шоу реализуется принцип опоры на жизненный опыт подростка, решающего конкретные жизненные проблемы в коллективе, когда воспитательный эффект достигается не навязыванием позиции педагога, а активизацией собственных нравственных позиций и стремлений к самоактуализации. В процессе совместного решения реальных творческих и организационных задач в практической деятельности при подготовке к мероприятию, моделировании ситуаций, при анализе проблем и нахождении решений подростки понимают важность конкретных знаний по тематике шоу, конструктивных, дружелюбных отношений в «команде» и свою значимость. А это ведет к повышению их уровня самоактуализации.
Таким примером может быть «День Дублёра», когда ребята охотно занимались предварительной подготовкой школьного шоу и с удовольствием в нем участвовали. На заседании Магистрата Президент и Вице-президент детской общественной организации совместно с Группой быстрого реагирования обсуждали и планировали, как сделать этот день действительно праздничным. Было решено, традиционно, дублировать учителей на уроках, а также всю администрацию школы. «Учителями» были учащиеся 11-х классов. Ребята предварительно поговорили с учителями, которых они дублировали, взяли задания на уроки. Это шоу начиналось с порога школы, когда дежурная «администрация» и «учителя» встречали детей. Важно отметить, что в этот день подростки следили за дисциплиной на перемене, делали замечания по поведению младшим школьникам, т.е. очень ответственно и добросовестно отнеслись к своему заданию и возложенным на них обязанностям. После уроков прошел «педагогический совет», в ходе которого некоторые подростки раскрылись для своих учителей с новой стороны, выяснилось, что за застенчивостью и желанием «потеряться» среди сверстников идет глубокая работа ума и души. Многие ребята осознали, что профессия педагога трудоемкая и тяжелая, но, безусловно, интересная. Конечно же, этот «педсовет» для ребят стал «фишкой».
В понятии пиара «фишка» - это НЕЧТО яркое, запоминающееся, то, что привлекает внимание, что сразу бросается в глаза или «ложится» на слух, западает в подсознание. Это то, что вызывает какие-то эмоции, яркое переживание практически у всей аудитории.
Безусловно, успех шоу полностью зависит от качества сценария. Именно в сценарии закладываются и цели компетентностного воспитания, и конечный результат мероприятия. Добротный, интересный сценарий будет не один раз проигрываться подростками в других мероприятиях.
Используемые источники: «Коммуникативные технологии в школе. Секреты эффективного общения», О.Я. Воробьёва, - Волгоград, Издательство «Учитель», 2008г.
«Тренинг общения для подростков», СПб.: Питер, 2008, Грецов А.Г.