Конспект мероприятия «Подружись с природой»


ГБОУ АО «Вельская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
Классный час
«Подружись с природой»
Выполнила:
Антуфьева Ольга Николаевна,
учитель начальных классов,
стаж 19 лет.
Адрес работы:
г. Вельск, ул. Дзержинского – 138,
телефон 2-97-73
Домашний адрес:
г. Вельск, ул. Белинского,
дом 4, кв. 3, телефон 6-54-77,
мобильный телефон 8-921-47-010-46
2014г.
Цель: формирование основ экологической грамотности и воспитание экологической культуры.
Задачи:
Образовательные:
Расширить знания обучающихся об экологии, показать важность влияния человека на экологическую обстановку;
Развивающие:
Способствовать развитию творческих способностей, развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность;
Воспитательные:
Способствовать формированию бережного отношения к природе и культуры поведения.
Ход мероприятия.
- Здравствуйте, ребята! Вот мы с вами и поздоровались. А сейчас давайте поздороваемся глазками, плечами, рачками.
Дидактическая игра «Ромашка добрых пожеланий»
- Посмотрите, у меня в руках – цветок. Как он называется? Но эта ромашка не простая, она так и светится любовью, радостью, теплом. А называется она – «Ромашка добрых пожеланий». Сейчас узнаем, что желает вам этот чудо цветок. (дети отрывают лепесток и читают пожелание). (Приложение 1)
- Ребята, я присоединяюсь к этим пожеланиям и желаю всем вам быть активными на занятии. Тема нашего занятия написана на доске. Кто может прочитать вслух? (ПОДРУЖИСЬ С … ). Как вы думаете, с кем или с чем можно подружиться? (ответы детей). Чтобы узнать недостающее слово, вам необходимо его собрать из букв разрезной азбуки. (у каждого ребёнка на парте буквы –П Р И Р О Д О Й, кто первый соберёт слова, выходит к доске и выкладывает данное слово из букв магнитного алфавита).
- Сегодня на нашем занятии мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе. Экологическая тропа – это маршрут в лесу. Где человек изучает природу, учится охранять зверей, птиц, деревья и травы. Послушайте историю о лесе.
- Жил - был лес. (на доску вывешиваются иллюстрации с изображение деревьев). Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушайте их пение. (звучит аудиозапись голосов птиц - филин, кукушка, дятел, соловей). Голоса каких птиц вы услышали? (филин, кукушка, соловей, дятел – картинки вывешиваются на доску).
- Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Возьмите на партах листы, переверните их, и внимательно рассмотрите. Вам нужно найти изображение животного и раскрасить его. (зашумлённые картинки – у каждого ученика своя). (Приложение 2)
- Каких животных вы отыскали? (вывешиваются цветные иллюстрации животных).
- Но однажды в лес пришёл человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватало. Стал человек тогда вырубать лес. Стал разжигать костры, и огонь погубил лес. Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озёра и загрязняли воду в лесу. Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух. Отдыхающие загрязнили природу леса мусором – бутылками, резиной, бумагой. (по ходу рассказа, вывешиваются иллюстрации, закрывая лес и животных).
-Негде стало жить бедным животным, и ушли они далеко из нашего леса. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в таком лесу. И обратился он к нам с просьбой о помощи.
«Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!»
- Почему в лесу никто не живёт? (человек разрушил жизнь леса).
- Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной тропе и исправим ошибки человека.
Задание 1.
- У вас на столах лежат картинки, на которых изображены деревья. Я вам загадаю загадки, а вы должны отгадать и посадить деревья в нашем лесу.
Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (рябина)
Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. (берёза)
Что же это за девица? Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год. (ель)
Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит. (осина)
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (липа)
Не загадка это даже, сразу назовём,
Если только кто-то скажет – жёлуди на нём. (дуб)
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке, ветки только на макушке. (сосна)
Каждый год на нём с охотой вырастают вертолёты.
Жаль, что этот вертолёт на всего один полёт. (клён)
(породы деревьев вывешиваются на доску)
- Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.
Задание 2.
- Кого ещё не хватает в нашем лесу? (не хватает птиц и зверей)
На столе у вас лежат конверты. Приготовьте клей. Достаньте из конвертов пазлы. Соберите картинку, наклейте её на лист бумаги и назовите кто у вас получился. (на доску вывешиваются иллюстрации: медведь, лиса, сова, белка, дятел, сорока, лось, ёж).
-Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Они благодарят вас за помощь и приготовили для вас игру.
Задание 3.
Игра «Летает, не летает»
- Я буду называть жителей леса, а вы должны показать каким образом они передвигаются. (летают – взмахи руками, бегают – шагать на месте)
- белка, волк, сова, лиса, дятел, ёж, кукушка, лось, соловей, заяц.
- Ребята, как вы думаете, что нужно делать, чтобы сохранить природу в её первозданном состоянии?
- Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство - создавать заповедники для сохранения редких животных и растений, ученики школ должны помогать взрослым посильным трудом.
Послушайте стихотворение и скажите, какие ошибки допустил герой произведения.
Эй, послушайте, друзья! На деревья лезу я!
Буду с белками играть, буду сучья я срубать!
Если вдруг найду гнездо – разорю я и его!
Будет мне на обед из яиц этих омлет.
Ну а птицы – подождут, яйца новые снесут!
На своей тропинке встретил ты лягушку или жабу?
Бей её скорей камнями и с дороги прогони!
Пусть страшилище уходит. Нечего ей больше делать!
От неё ведь мало проку: только квакать и скакать!
В лес однажды я пошёл и детёныша нашёл.
Я домой его принёс, чтобы он со мною рос.
Я ведь так его люблю! Я и маму заменю!
Ну и что , что ждут его! Проживут и без него!
Вырастет когда большой, в лес тогда и отпущу.
Пусть тогда он и увидит маму, братьев и сестёр.
На привале соберём ветки и иголки,
Палки, брёвна принесём – заберём у волка.
Будем пламя разжигать, ставить кипятильник,
Ну а мусор мы кидать будем в муравейник.
Все бутылки раскидаем, банки к дереву поставим.
Пусть облизывают звери, что мы с вами не доели.
Нам не нужен мусор тут, пусть себе его берут!
- В чём ошибки у героя стихотворения? Исправьте их.
Задание 4.
На партах у вас лежат большие круги, похожие на дорожные знаки. Рассмотрите их внимательно, сформулируйте правило поведения человека в лесу и повесьте знаки в нашем лесу. (знаки по охране природы). (Приложение 3)
Посмотрите, как теперь живётся в лесу нашим деревьям, зверям и птицам.
У вас на партах лежат белые листы. Переверните их и внимательно рассмотрите. Возьмите красный и зелёный карандаш. Раскрасьте зелёным карандашом картинку, где изображено правильное поведение детей, а красным карандашом – не правильное. (Приложение 4)
Какие поступки вы считаете правильными? Почему? Какие поступки не правильные? Почему?
Завершение путешествия.
О чём вы узнали сегодня на занятии?
Вот и подошла к концу наша экскурсия. Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете беречь и охранять природу, станете для неё настоящими друзьями.
Скажем на прощание
Лесу до свидания!
Ты расти на радость людям,
Мы любить тебя все будем,
Добрый лес, красивый лес
Полный сказок и чудес.
В заключении нашего занятия, давайте послушаем песню – гимн «Дружба с природой», можете подпевать.

Приложение 1.
ЖЕЛАЮ ПОБЕДЫ

У ТЕБЯ ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ

ТЫ ВСЁ ЗНАЕШЬ

ТЫ САМЫЙ ЛУЧШИЙ

УСПЕХОВ ТЕБЕ

БУДЬ ВНИМЕТЕЛЕН

БУДЬ АКТИВНЫМ

НЕ ЛЕНИСЬ

СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО

БУДЬ СМЕЛЕЕ
Приложение 2.







Приложение 3.


Приложение 4.

Используемая литература.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Внимание и память» Тесты для дошколят.
Агиеева И.Д. «500 загадок-складок для детей». 2-е изд., перераб.
Линго Т.И. «Игры, ребусы, загадки для младших школьников».
Иллюстрации на сайтах: http://www.nuarelluadi.ru/yekologicheskie_znaki.html