Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме Зона степей

Общеобразовательное учреждение
Лицей г. Сызрани
«Образовательный центр»










Методическая разработка
открытого урока
по окружающему миру в 4 «А» классе.
Тема: «Зона степей».









Разработала
Щеголькова Елена Николаевна
учитель начальных классов



Тема урока: Зона степей.

Класс: 4 «А»
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения урока: виртуальное путешествие.
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей.

Задачи:
а) образовательные: формировать знания учащихся об особенностях природы степей, познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека; расширять представления учащихся об использовании богатств степной полосы, о занятиях населения; формировать умение определять зону степей по основным признакам;
б) развивающие: развивать умение работать с картой, атласом, гербарием, развивать речь, логическое мышление учащихся, учить наблюдать, рассуждать, умение сравнивать, делать выводы;
в) воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к природе, эстетический вкус, уважение к труду людей, воспитывать культуру общения.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс, А.А.Плешаков, Москва «Просвещение» 2009 год; атласы; карта природных зон России; гербарий степных растений и злаковых культур; таблица «Степь»; картина «Сухая степь»; картина «На полях Черноземья»; картинки с изображением животных, птиц, растений степи и таблички с их названиями; план характеристики природной зоны; четыре листа с тестовым заданием; мультимедийный проектор, экран, слайд-шоу растения и животные степи; таблички с надписями: «Географы», «Ботаники», «Зоологи», «Социологи», «Экологи», «Растения», «Звери», «Птицы».
План урока.
I. Организационный момент.
Наблюдение за погодой.
II. Проверка домашнего задания.
1. Работа по научным группам.
2. Оперативная систематизация знаний.
III. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний.
IV. Усвоение новых знаний.
V.Закрепление изученного.
1. Характеристика природной зоны.
2. Оперативный контроль.
3. Работа с учебником.
VI. Итог урока. Выставление отметок.
VII. Домашнее задание.

Ход урока.
I. Организационный момент.
У. Настроение у нас?
Д. Отличное!
У. А улыбки?
Д. Дело привычное!
У. Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать пора!

Наблюдение за погодой.
Мы должны сделать прогноз погоды на сегодня. Сделаем иллюстративный прогноз погоды. Вы должны на доске выбрать условные знаки, соответствующие состоянию погоды на данное время.
II. Проверка домашнего задания.
1. Работа по научным группам.
Сегодня мы работаем по научным группам, которые изучают природные зоны. Это группа географов, ботаников, зоологов, социологов.
  -Ребята, а кто из вас знает, что изучают эти учёные? 
  -Прежде чем приступить  к изучению новой природной зоны, её животного и растительного мира, положения на карте, давайте вспомним природные зоны, с которыми познакомились раньше. Для этого мы поработаем в наших научных группах.
(Каждая группа получает лист с тестовым заданием и 2 минуты на его выполнение.)

Географы. Задание: установи соответствие.
Положение зоны.
Природная зона.
Климат.

Вдоль берегов Северного Ледовитого океана.
Крайний Север.
(Арктика.)
Лето короткое, холодное; зима длинная, очень холодная. Полгода полярный день, полгода полярная ночь.

К югу от зоны тундры.
Тундра.
Лето теплее, зима короче, чем в тундре и мягче.

Северный Ледовитый океан и острова, расположенные в нём.
Лесная зона.
Короткое, прохладное лето, многолетняя мерзлота. Длинная, морозная зима, глубокие снега зимой и сильные метели.

Проверка на интерактивной доске, правильный ответ, слайд №1.
Положение зоны.
Природная зона.
Климат.

Вдоль берегов Северного Ледовитого океана.
Тундра.

Короткое, прохладное лето, многолетняя мерзлота. Длинная, морозная зима, глубокие снега зимой и сильные метели.

К югу от зоны тундры.
Лесная зона.

Лето теплее, зима короче, чем в тундре и мягче.

Северный Ледовитый океан и острова, расположенные в нём.
Крайний Север.
(Арктика.)
Лето короткое, холодное; зима длинная, очень холодная. Полгода полярный день, полгода полярная ночь.


Ботаники. Задание: установи соответствие.
Природные зоны.
Растения.

Крайний Север. (Арктика.)
Ель, сосна, кедр, липа, берёза, осина, дуб, клён, черника.

Тундра.
Мхи, лишайники.

Лесная зона.
Карликовая берёза, полярная ива, морошка, брусника, голубика.

Проверка на интерактивной доске, правильный ответ, слайд №2.
Природные зоны.
Растения.

Крайний Север. (Арктика.)
Мхи, лишайники.

Тундра.
Карликовая берёза, полярная ива, морошка, брусника, голубика.

Лесная зона.
Ель, сосна, кедр, липа, берёза, осина, дуб, клён, черника.

Зоологи. Задание: установи соответствие.
Животные.
Природная зона.
Птицы.

Барсук, лисица, белка, бурый медведь, куница, рысь, лось.
Крайний Север. (Арктика.)
Чистик, кайра, тупик, гагарка.

Морж, белый медведь, тюлень, касатка, кит.
Тундра.
Филин, куница, иволга, дрозд, сорока, ворона, дятел.

Северный олень, песец, лемминг, волк.
Лесная зона.
Белая сова, куропатка, гуси, утки, лебеди.

Проверка на интерактивной доске, правильный ответ, слайд №3.
Животные.
Природная зона.
Птицы.

Барсук, лисица, белка, бурый медведь, куница, рысь, лось.
Лесная зона.
Филин, куница, иволга, дрозд, сорока, ворона, дятел.

Морж, белый медведь, тюлень, касатка, кит.
Крайний Север. (Арктика.)
Чистик, кайра, тупик, гагарка.

Северный олень, песец, лемминг, волк.
Тундра.
Белая сова, куропатка, гуси, утки, лебеди.

Социологи. Задание: установи соответствие.
Природные зоны.
Занятия населения.

Крайний Север. (Арктика.)
Оленеводство, охота, рыболовство и добыча полезных ископаемых.

Тундра.
Охота, лесозаготовки, земледелие, животноводство, добыча полезных ископаемых, изготовление товаров на фабриках и заводах.

Лесная зона.
Охота, рыболовство, научные исследования, перевозка грузов на кораблях.

Проверка на интерактивной доске, правильный ответ, слайд №4.
Природные зоны.
Занятия населения.

Крайний Север. (Арктика.)
Охота, рыболовство, научные исследования, перевозка грузов на кораблях.

Тундра.
Оленеводство, охота, рыболовство и добыча полезных ископаемых.

Лесная зона.
Охота, лесозаготовки, земледелие, животноводство, добыча полезных ископаемых, изготовление товаров на фабриках и заводах.


Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями.

2.Оперативная систематизация знаний.
Расскажите по плану характеристики о природной зоне лесов.
(Выслушать ответы детей, выставить отметки.)
План характеристики природной зоны. (Написан на доске.)
1) Расположение.
2) Климат (продолжительность зимы и лета; какая зима и какое лето; осадки; ветер и т. д.)
3) Растения.
4) Животные.
Итак, вы установили соответствие между природными зонами и объектами природы, расположенными в ней, её расположением, климатом.
III. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний.
- Продолжаем путешествовать по природным зонам нашей страны.
- Послушайте загадку о новой природной зоне.
Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь – полей раздолье!
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
 Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это
                                      (Степь)
IV. Усвоение новых знаний.

Закройте глаза и представьте себе такую картину
«Степь да степь кругом», «Ой ты степь широкая, Ой ты степь привольная» - так поётся в русских народных песнях. Безбрежные просторы. Неоглядные дали. Раздолье для ветров, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг.
Откройте глаза, такую ли картину вы представили? (Слайд №5)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Возникает вопрос: Как приспособились растения и животные к жизни в степи? Попытаемся найти ответ.
- Итак, что это за зона? Предположите, каким цветом может быть показана степь на карте природных зон?
- Ребята, посмотрите на карту, где находится зона степей. (Учитель показывает на интерактивной доске слайд №6.)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Посмотрите на расположение степей на карте природных зон в атласах и покажите друг другу их границы.
- Скажите устно, где располагается зона степей? (Южнее лесной зоны).
- А сейчас слово предоставляется географам, которые, как и другие учёные, заранее изучили степь и теперь расскажут о ней.
Географы.
   Степи расположены южнее зоны лесов, степи тянутся вдоль юго-западной границы России. Зона степей расположена в умеренном поясе. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть – на Западно-Сибирской. Это большие безлесные пространства, травянистые равнины. Лето в степях более продолжительное, чем в лесной полосе. Средняя температура летом +22, +24 градуса, в июле может подниматься до +40. Погода летом стоит сухая, солнечная. Дожди имеют ливневый характер. Вода стекает в низины, не успевая просочиться в почву, и быстро испаряется. В степи часты иссушающие ветры, после которых начинается длительная засуха и пересыхание местных речек. Влаги в почве недостаточно, поэтому в степях не растут деревья, они встречаются только по берегам рек. Летом часто дуют суховеи. Суховей- это сухой, горячий ветер. Зима в степи короче и теплее, чем в лесной зоне, но достаточно холодная, с морозами до -20-30 градусов. Снеговой покров маленький.
              В степях очень плодородные почвы, поэтому их распахивают под посевы. Нетронутых степей почти не осталось. Сохранены они в основном в заповедниках.
- Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона, где мы сейчас находимся (демонстрация картины «В степи»). Так выглядит степь ранней весной. Здесь тёплое, продолжительное, засушливое лето.
- Помните, вам говорили о горячем ветре? Это суховеи, иногда они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко. И степь становится такой (картина «Сухая степь»).
- Ребята, покажите друг другу в атласе границы степи ещё раз и обратите внимание на наиболее крупные реки в зоне степей. Какие реки протекают в зоне степей?
- А сейчас в работу включаются наши ботаники.
Ботаники.
Как уже сказали географы, степь- царство трав. В степи растет полынь, типчак, ковыль. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю (закрепление карточек на стенной карте). Когда ковыль колышется, кажется, что по степи бегут серебристые волны,- это ветер колышет ковыль.
Слайд №7.

В полдень горько пахнет полынью. К концу лета степь почти выгорает. Тогда можно увидеть перекати – поле. Осенью их стебель ломается у самого основания, и ветер гонит легкие, почти прозрачные шары по ровному пространству степей. Так перекати – поле переносит свои семена на дальние расстояния.
Слайд №8.

Особенно красива степь весной, когда сойдет снег. Весна в степи начинается рано, в феврале- марте снег уже стаивает, и в это время в почве скапливается много влаги. Быстро растут луковичные растения. В это время зелёная степь покрыта разноцветными огоньками тюльпанов, ирисов, гиацинтов.



Слайд №9.



В мае, когда становится жарко, луковичные растения заканчивают свой рост. Растительный покров меняется. Теперь в степи можно встретить злаковые растения, типчак, ковыль, полынь.
Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, напоминающие перевёрнутую чалму, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны.
Слайд №10.

Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу.


Слайд №11.
1. ирис; 2. таволга
Травы, растущие в степи, способны переносить засуху и быстро восстанавливаются даже после степных пожаров, нередких в сухое и жаркое время года. Сгорает только верхняя часть травы, а корни и основания стеблей сохраняются. Поэтому у одних растений стебли и листья сильно опущены или имеют восковой налёт, у других жёсткие стебли покрыты узкими листьями, свёртывающимися в сухое время года; третьи имеют мясистые и сочные стебли с запасом влаги. У некоторых растений корни уходят глубоко в землю, у других образуются клубни, луковицы.
- Спасибо за работу, уважаемые ботаники! Вы уже отметили, что в степи плодородные почвы, это чернозём – самая плодородная почва в мире. Поэтому травянистые растения покрывают землю сплошным ковром.
- И действительно, посмотрите на таблицу «Степь»; как она красива в разнотравном ярком наряде. Посмотрите на некоторые степные растения в учебнике на странице
- А вот как выглядят некоторые растения в гербарии. (Полынь, ковыль, типчак, тюльпан.)
- Некоторые степные растения имеют мясистые стебли и листья, в которых сохраняется влага. Желая сохранить нетронутый участок черноземной степи, его огородили и не разрешили выпас скота. Через 15 лет растения на этом участке стали вымирать. Почему? Оказывается, надземные части, отмирая, (их никто ни ел), образовывались из года в год толстый слой сухой травы, который не пропускал в почву воздух, воду и семена растений. Можно сделать вывод, что растениям совершенно необходимы травоядные животные.
-А сейчас предоставим слово нашим зоологам.
Зоологи.
В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живёт множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель.
Слайд №12.

Насекомые служат пищей более крупным животным, таким, как муравьеды и броненосцы австралийской степи. Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка.
Слайд №13.

Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников.
Самые распространенные животные степи- грызуны: сурки, суслики, хомяки, мыши-полёвки .
Слайд №14.

Сурок никогда не сгрызает весь стебель растения: там листик откусит, там побег или веточку. Поэтому сурки не наносят большого вреда растениям. К осени, когда степь скудеет, и начинаются холода, сурки забираются в норы и засыпают до весны. Засыпает на зиму и хомяк. Только спит он некрепко. Он запасает на зиму до 15 кг зерна, которое переносит в кладовку в защечных мешочках, а, зимой проснувшись, лакомится своими запасами. Хомяки и суслики – вредители полей, в отличие от сурков.
В отдаленных от поселений местах сохранилась большая степная птица дрофа. Она около метра высотой, с длинными ногами, плохо летает. Питается семенами растений и насекомыми, которых в степи очень много. Эта редкая птица, которая охраняется законом. Она занесена в Красную Книгу.
Слайд №15.

Животные степи приспособились к жизни в условиях открытой местности, засушливого климата, периодов бескормицы. Например, сайгаки способны к быстрому бегу, и это спасает их от преследования волков и позволяет пробегать большие расстояния в поисках воды и кормов. Многие животные имеют окраску под цвет сухой травы. Это помогает им прятаться от врагов, а также незаметно подкрадываться к своей жертве.
Слайд №16.

Некоторые животные на период зимних холодов, а также летней бескормицы впадают в спячку (суслики, сурки, черепахи, ящерицы). Большинство птиц улетает на зиму в более тёплые края. Постоянно живут в степи мыши-полёвки, лисицы, волки, зайцы, серые куропатки.
Слайд №17.



В степи есть хищники: степной орёл, степной хорёк, степная гадюка, которая питается грызунами.
Слайд №18.

В домашних условиях некоторые содержат хомячков. Они все время что-то грызут. Зубы у них, как и у всех грызунов, растут всю жизнь, а ещё у хомяков есть защёчные мешки, в которых они переносят запасы семян в свою нору.
А теперь пришло время отдохнуть.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Представьте себе, что вы – растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они быстро растут). Жарко, солнце так и жжёт землю (дети-растения показывают, как им плохо). Подул ветер – всё сильнее и сильнее, и началась пыльная буря (дети изображают бурю). Вдруг всё стихло (все садятся на свои места).
-А сейчас предоставим слово нашим социологам.
Социологи.
Основное занятие населения степи – земледелие, так как в степи очень плодородные почвы, богатые перегноем. Люди выращивают культурные ценнейшие растения: пшеницу, кукурузу, сахарную свеклу, подсолнечник. Большие площади в степи заняты бахчами, огородами и садами. Чтобы защитить поля от пыльных бурь, люди сажают леса, чтобы напоить поля водой – проводят каналы.
Население степной полосы занимается разведением скота: коров, овец. Мясными и молочными продуктами степная полоса снабжает многие районы страны. Земли, на которых раньше росли ковыль, шалфей и поныне представляют интерес для сельского хозяйства.
На полях выращивают много сельскохозяйственных культур, без которых представить жизнь человека невозможно. Но распашка степей велась бездумно, хищнически. На распаханных почвах образуются овраги, пыльные бури уносят самый плодородный слой почвы.

Слайд №19.




- Дорогие ребята! Сейчас перед вами выступит новая группа «учёных» – экологов. Они будут защищать свой проект о проблемах, возникших в степи по вине человека.
Экологи.
Группа экологов задает вопрос классу.
Какие экологические проблемы зоны степей выражены этими знаками?
Слайд №20.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Дети говорят свои варианты ответов.
На слайде №21 идет показ правильных ответов.
1.Неумеренная распашка целинных земель
2.Запретить браконьерство
3.Неумеренный выпас скота
Экологи обобщают ответы детей.
Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв.
Есть ещё одна проблема – это браконьерство. Чтобы гнёзда, построенные на полях, не были разорёнными во время полевых работ, учёные создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.
Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орёл, журавль-красавка, дрофа, кузнечик, степная дыбка, растение пион тонколистный.
Слайд №22.


- Большое спасибо, уважаемые экологи, за вашу работу. Вы подготовили хороший проект, познакомили нас с проблемами, возникшими в степи по вине человека и предложили пути их решения.
V. Закрепление изученного.
1. Характеристика природной зоны.
Вот мы и познакомились с новой природной зоной - степью. На экране интерактивной доски (слайд №23) вы видите характеристику этой зоны. Найдите ошибки и устно исправьте их.
1. Расположение.
Севернее зоны лесов.

2. Климат.
Зима теплее, чем в лесной зоне. Лето холодное, дождливое.

3. Растения.
Ковыль, дуб, тюльпан, полынь, осина.

4. Животные и птицы.
Сайгак, бурый медведь, волк, суслик, хомяк, розовый скворец, дрофа.

5. Занятия населения.
Животноводство, охота, земледелие, добыча полезных ископаемых.

2.Оперативный контроль.
а) Послушайте стихотворение. ( Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.) О каких животных, насекомых и растениях говорится в этом стихотворении? Только самые внимательные дети смогут найти ответ.


В степи
По всей степи – ковыль, по краям – все туман. Далеко-далеко от кургана курган. Облака в синеве белым стадом плывут, Журавли в облаках перекличку ведут. Не видать ни души. Тонет в золоте день. Пробежать по траве ветру сонному лень ... Вот и речка... Не верь. То под жгучим лучом Отливает тонкий ковыль серебром. В ковыле шмели: и поют, и жужжат, Раздаются свистки, молоточки стучат. Высоко-высоко в небе точка дрожит, (жаворонок) Колокольчик весёлый над степью звенит. Средь дорожки глухой пыль столбом поднялась (сайгак) Закружилась, в широкую степь унеслась... Во все стороны путь: ни лесочка, ни гор, Необъятная гладь, неоглядный простор.
б) А сейчас индивидуальная работа по вариантам.
Каждому ученику даётся на отдельном листе задание – тест, обведи кружком номера всех правильных ответов.

I вариант.
II вариант.

Растения степи это:

1.Ирис
4.Полярная ива
1. Дуб
4.Гиацинт

2.Берёза
5.Типчак
2. Полынь
5.Мох

3.Ковыль
6.Лишайник
3. Карликовая берёза
6.Тюльпан

Птицы степи это:

1.Степной жаворонок
4.Розовый скворец
1.Кайра
4. Степной орёл

2. Дятел
5.Белая чайка
2. Дрофа
5.Журавль-красавка

3. Дрофа
6.Журавль- красавка
3. Кукушка
6. Серая куропатка

Животные степи это:

1. Хомяк
4. Суслик
1.Лисица
4. Сайгак

2.Волк
5.Медведь
2. Заяц
5. Полевая мышь

3. Бобр
6. Тюлень
3. Морж
6. Лось

В степи:

1. Много деревьев, летом часто идут дожди.
1. Много деревьев, летом часто идут дожди.

2. Природная зона расположена южнее зоны лесов.
2. Природная зона расположена южнее зоны лесов.

3. В этой зоне наблюдаются полярные ночи.
3. В этой зоне наблюдаются полярные ночи.

Взаимопроверка. Варианты правильных ответов на интерактивной доске (слайд№23) выделены жирным шрифтом.
I вариант.
II вариант.

Растения степи это:

1.Ирис
4.Полярная ива
1. Дуб
4.Гиацинт

2.Берёза
5.Типчак
2. Полынь
5.Мох

3.Ковыль
6.Лишайник
3. Карликовая берёза
6.Тюльпан

Птицы степи это:

1.Степной жаворонок
4.Розовый скворец
1.Кайра
4. Степной орёл

2. Дятел
5.Белая чайка
2. Дрофа
5.Журавль-красавка

3. Дрофа
6.Журавль- красавка
3. Кукушка
6. Серая куропатка

Животные степи это:

1. Хомяк
4. Суслик
1.Лисица
4. Сайгак

2.Волк
5.Медведь
2. Заяц
5. Полевая мышь

3. Бобр
6. Тюлень
3. Морж
6. Лось

В степи:

1. Много деревьев, летом часто идут дожди.
1. Много деревьев, летом часто идут дожди.

2. Природная зона расположена южнее зоны лесов.
2. Природная зона расположена южнее зоны лесов.

3. В этой зоне наблюдаются полярные ночи.
3. В этой зоне наблюдаются полярные ночи.



3.Работа с учебником.
Чтение текста «Степи и человек».( стр.119-120)
Вопросы по содержанию.
- Какая важная задача зоны степей?
- Какие экологические проблемы появились в степи по вине человека?
- Какие растения и животные занесены в Красную книгу?

VI. Итог урока. Выставление отметок.

- А теперь немножко поиграем. В каждой группе на столе есть карточки с названиями степных растений, зверей и птиц. Но они перепутались. Надо выйти к доске и разместить эти карточки под табличками «Растения», «Звери», «Птицы».
(Учащиеся выходят к доске по очереди, по одному представителю от каждой группы и выполняют задание.)
Вот мы и совершили мысленное путешествие в ещё одну природную зону – степь.
VII. Домашнее задание.
Страницы 114 – 122.
Спасибо за урок!
15