План-конспект урока окружающего мира Зона степей


План – конспект урока
Тема: Зона степей ( 1-й урок) УМК «ПНШ» 4 класс
Цель :Создать условия для формирования у учащихся представлений о степи, её растительном мире, животном мире.
Предметные задачи:
Способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой изучаемой зоны степей (климат, растительный и животный мир), сравнивать с другими природными зонами
Метапредметные:
Осуществлять поиск нужного иллюстрированного и текстового материала в дополнительных источниках, рекомендуемых учителем; осуществлять запись (фиксацию); строить небольшие сообщения в устной форме и письменной; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов ( в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей (познавательные(;
Развивать способность строить сообщения в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; умение договариваться, приходить к общему решению (при работе в парах)(коммуникативные)
Содействовать развитию умению ставить учебные цели и задачи, планировать их действия при работе с наглядно-образным ( рисунками, картой, схемой, таблицей), словесно- образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью (регулятивные)
Личностные :Содействовать развитию интереса к учебному материалу, внутренней позиции школьника, выраженной учебно-познавательной мотивации учения.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование:
Карта природных зон
Фотографии представителей животного и растительного мира степи
Презентация, проектор, экран, ноутбук
Учебники
Карточки-помогайкиФормирование УУД
Организационный момент
Цель этапа: организация ситуации оценки готовности к уроку, мотивировать на деятельность.
Формирование УУД: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, предметная готовность к предстоящей деятельности
Учитель: Доброе утро , ребята! Сегодня на уроке мы с вами продолжим наше путешествие по природным зонам России. Я знаю, что вы очень любознательные ребята и на уроках всегда активные, много работаете самостоятельно и помогаете друг другу в открытии новых знаний. Надеюсь, что урок у нас сегодня будет интересным и плодотворным. Вы со мной согласны? Тогда давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся нашим гостям, которые будут путешествовать вместе с нами!
Мы сегодня с вами будем искать, делать выводы и рассуждать, а чтобы урок прошёл впрок, активно в работу включайся дружок!
Актуализация знаний
Цель этапа: формирование и развитие ценностного отношения к умению определять позиции знания и незнания.
Формирование УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частичной задачи.
Учитель: Ребята, напомните мне, пожалуйста, в каких природных зонах России мы уже с вами побывали на прошлых уроках. ( Зоне Арктических пустынь-ледяной зоне, зоне тундры, зоне лесов)
СЛАЙД № 1 ( почтальон Печкин)
Сегодня нам пришли письма с метеорологических станций. Только вот я никак не могу определить природные зоны, из которых были они отправлены. Вы мне поможете определить?
(чтение писем, обсуждение)
Постановка цели урока
Цель этапа: развитие умения целеполагания
Формирование УУД: использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи принимать и сохранять учебную задачу.
Учитель: У нас осталось еще одно письмо.(зачитывание) Как вы думаете, какая это природная зона?( СЛАЙД №2 Степь) Эту зону мы еще с вами не знаем.
-На все стороны путь, ни лесочка, ни гор, необъятная гладь, неоглядный простор! Это степная зона России.
-Сформулируйте тему и задачи нашего урока.
Ученики формулируют тему и задачи
Учитель: Все верно, ребята. Сегодня мы начнем изучать зону степей, её расположение , животный мир и растительный мир. Давайте составим план нашей работы (СЛАЙД № 3 план)
Учитель: Сегодня вы вновь становитесь научными работниками и проведете свои исследования. Для этого вы станете географами (Надя, Ваня), биологами (Анжела, Устинья), зоологами (Никита, Регина) (разложить таблички). В течении 6 минут вы должны найти ответы на вопросы, которые я раздам каждой научной группе. Дополнительный материал: учебник, карта, карточки-помогайки.
После 6 мин.
Учитель: Ребята, прежде чем перейти к оглашению ваших исследований- давайте передохнём.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ. (музыкальная презентация «Осенние листочки»)
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Цель этапа: получение новой информации и формирование ценностного отношения к полученной информации
Формирование УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы , строить речевые высказывания в устной форме, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
Учитель: Начинаем наш научный совет! Географы-биологи-зоологи.
(После выступления детей обобщение )Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков
Цель этапа: включение в систему., сформированность навыка использования знаний
Формирование УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте , формулировать собственное мнение и позицию, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
ОБУЧАЮЩИЙ ВИДЕОРОЛИК О СТЕПИ
Учитель: Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей. Познакомились с растительным и животном миром степи, а теперь давайте проверим как вы усвоили эту природную зону. Внимание на экран.
ТЕСТ (природная зона степь)
Рефлексия деятельности
Цель этапа: формирование личной ответственности за результаты своего труда, контроль умения учащихся использовать полученные ЗУНыФормирование УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, адекватно воспринимать оценку учителя. Строить понятные для партнера высказывания
Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Еще много интересного таит в себе зона степи, которую мы с вами продолжим исследовать на следующем уроке.. Ребята,вам понравился сегодняшний наш урок? Что интересного вы сегодня узнали о степи? О чем хочется рассказать дома? Как бы вы оценили сегодняшнюю свою работу на уроке? Что получилось лучше всего? Над чем еще нужно поработать? На чистых листах бумаги нарисуйте самые яркие впечатления о степи.
Д\З с.________________прочитатьМне сегодня, ребята, понравилось работать с вами. Жаль, что урок закончился так быстро.
На память об уроке , не смотря на то что сейчас уже за окном снег и мороз, я хочу подарить вам корзинку тюльпанов. Пусть они напоминают вам о нашем сегодняшнем путешествии. Ребята, давайте скажем спасибо и нашим гостям, которые путешествовали сегодня вместе с нами.