Конспект урока «Зона степей. Царство тепла и сухих ветров. Жизнь в степи»


ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА АЛЕКСАНДРА РАЕВСКОГО»
Конспект открытого урока
по предмету: «Окружающий мир» 4 класс
на тему «Зона степей.  Царство тепла и сухих ветров. Жизнь в степи»
Урок провел учитель начальных классов
Эбубекирова Алиме АсановнаДата проведения: 11 ноября 2015 г.
Симферополь 2015 г.
Тема.   Зона степей.  Царство тепла и сухих ветров. Жизнь в степи.  
Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека. Развивать учебно-познавательные компетенции: добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, наблюдать, рассуждать, делать выводы сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений; ценностно-смысловые компетенции: связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир;                                                
Информационные компетенции: работать с картой, атласом. Воспитывать бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты.                                                Ход урока: I. Организационный момент. - Сегодня, ребята, мы совершим увлекательное  путешествие.  В пути мы узнаем много интересного. Интересное  занятие сегодня у нас, К нему готовился каждый из нас. Чтоб победить, надо многое знать, Придётся всем думать и рассуждать. Вам, я думаю, всё по плечу, И знаю, что каждого ждёт свой успех, А я, как всегда, болею за всех! 
- Мы продолжим путешествие по природным зонам нашей страны. В ходе наших исследований мы познакомились с тремя зонами России. Назовите зоны в порядке их изучения.
 - Как вы думаете, почему изучение природных зон начинается с самой северной зоны – зоны Арктики? (Чтобы проследить взаимосвязь живой природы от положения солнца, сравнивая с более южными зонами.)
 - А сейчас проверим свои знания по теме «Леса России». Поработаем с тестом.
II. Проверка домашнего задания.
Индивидуальная работа по тестам.
1. Природная зона лесов состоит из …
а) пяти частей
б) трёх частей
в) двух частей
г) одной части
2.Самую большую территорию занимают…
а) смешанные леса
б) широколиственные леса
в) хвойные леса
3. В Красную книгу занесены животные лесной полосы:
а) овцебык, морж, розовая чайка
б) краснозобая казарка, кречет, стерхв) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.
4. В тайге растут…
а) пихты, ели, лиственницы
б) дубы, сосны, ели
в) берёзы, липы, лиственницы
5. Экологические проблемы лесной зоны связаны…
а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой
б) с неблагоприятными погодными условиями
в) с участившимися лесными пожарами
 - А сейчас оцените себя. (Дети проверяют свою работу, сверяя с верными ответами, записанными на доске, ставят отметку.)
 - Передайте работы.
III. Работа над темой.
 - Наше путешествие продолжается. Попробуйте догадаться, в какую зону мы направляемся.
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор.
Необъятная гладь,
  Слайд 1
Неоглядный простор!             
(Это степная зона России.)   
 - Верно, дорога нас зовёт в бескрайние степи или в зону степей.
 - Поработаем в парах. Я покажу на карте зону степей, а вы, работая в парах, попробуйте выполнить следующие задания:
1. Расскажите, где расположена зона степей.
2. Сравните площадь зоны степей с площадью зоны тундры, зоны лесов.
3. Подумайте, какой климат в степной зоне.
(Заслушиваются ответы детей.)
- Молодцы! Справились с заданием. Подведём итог вашей работе.
   Слайд 2
- Зона степей расположена южнее зоны лесов. Она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона. Она меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику (показать на карте).       
 - В дальнейшем в изучении этой темы нам помогут наши «учёные».
Ученик 1: Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20, -30 градусов.
    Слайд 3
Весна короткая, с большим количеством влаги в почве. Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов.
 
Слайд 4
Там  очень тёплое, продолжительное, засушливое лето. В июле +22 - +25 градусов, жара может достигать до 40 градусов.
Слайд 5
Часто дуют горячие сухие ветры – суховеи.                 
Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется.
Слайд 6
- Почвы в зоне степей очень плодородные.
  Слайды 7 – 8
 Здесь растут разнообразные травянистые растения. Некоторые из них – тюльпаны, ирисы – цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. В этом проявляется их приспособленность к жизни в степи. Но вскоре их надземные части отмирают, а в почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ.  
 Слайд 9
Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Их листья узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю, чтобы добывать влагу.
 - Какие ещё растения можно увидеть в степи? Посмотрите в дидактический материал. (Житняк, тонконог, шафран, эстрагон, тысячелистник, перекати-поле.)
 - Вспомните, в какое время года в степи расцветает много цветов? (Весной.)
 - Почему? (Достаточно тепла, влаги.)
Слайд 10
 - Почему в степях плодородные почвы? (В степи растут травы. Каждый год их отмирающие стебли и листья увеличивают плодородный слой.)   Слайды 11
 - Почему нет деревьев? (Влага отсутствует.)
 -  Деревья только около водоёмов.
 - А сейчас узнаем о животных степи.
  Слайды 12 – 13 – 14
- В степях живёт множество насекомых: кобылки, кузнечики, бабочки, пчёлы, шмели. 
 - Как различить кобылку и кузнечика? (Прочитайте об этом на с.114 (сверху). Слайды 15 – 16 – 17 – 18
 
Растениями и насекомыми кормятся птицы: степной жаворонок, серая куропатка, журавль-красавка, дрофа – одна из самых крупных птиц нашей страны. Дрофа довольно хорошо летает, но ещё лучше бегает на длинных сильных ногах.    
Птицы устраивают гнёзда прямо на земле. Как вы думаете, почему? (В степи почти нет деревьев, сплошной ковёр из травы.)
Слайды 21 – 22
В степной зоне много грызунов – сусликов, хомяков.
От жары и от хищников они могут спрятаться только в норах. Почему? (Степь – открытое место. Высоких растений нет.)   Слайды 23 – 24
Живут в степной зоне и пресмыкающиеся – ящерицы, степные гадюки.
 - Какие ещё животные встречаются в степи, посмотрите в дидактическом материале. (Тарантул, стрепет, степной лунь, степной жаворонок, сурок, степная кошка, кулан.)  
 - Окрас у степных животных часто под цвет растительности. Почему? (Чтобы хищники их не заметили.)
IV. Закрепление изученного материала.
- А теперь проверим, как вы усвоили природную зону степей. Поработаем в тетрадях. (Задания 2, 5, 7.)
V. Подведение итогов урока.              
- Вот и закончилось путешествие по бескрайним просторам степей. О чём вы узнали? (Где расположена зона степей, какова природа степи, познакомились с её экологическими проблемами, узнали о том, как сберечь растения и животных этой природной зоны.)
VI. Домашнее задание.
 - Читать с. 110-115, выполнить в тетради задания 1, 3.