Сценарий открытого занятия по информатике Арифметические основы работы ПК для студентов 1 курса колледжа

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Арзамасский приборостроительный колледж имени П.И. Пландина»













Сценарий
открытого занятия по информатике
на тему
«Арифметические основы работы персонального компьютера»








Разработала:
Козина Л.В.,
преподаватель информатики, к.п.н








Арзамас, 2016
Сценарий открытого занятия
на тему «Арифметические основы работы персонального компьютера»

Вид занятия – усвоение новых знаний и алгоритмов учебно-познавательной деятельности.
Организационная форма проведения – работа студентов по микрогруппам.

Цель обучения: изучить смысловое содержание понятия «система счисления», выяснить характеристики позиционных систем счисления, понять суть алгоритмов преобразования десятичных чисел в двоичные и наоборот.
Развивающая цель: развитие логики, внимания, ситуативности, коллективистских качеств студентов для формирования их общих компетенций.
Воспитательная цель: формирование межличностных отношений студент-студент, студент-микрогруппа через развитие понимания и уважения к позиции другого человека.

Ход проведения занятия

«Выращивание» личных учебно-познавательных целей студентов
Вопросы к студентам
Изучив основные устройства ПК, скажите, какое устройство компьютера является основным обрабатывающим? (микропроцессор)
Какие компоненты входят в микропроцессор? (АЛУ, УУ, РСП)
Какой компонент процессора обеспечивает обработку информации? (АЛУ)
Какова функция арифметико-логического устройства? (выполнение элементарных арифметических и логических операций)
Как представлена числовая информация в ПК при выполнении процессором элементарных арифметических и логических операций? (в битах, т.е. в двоичных кодах)
В каком виде человек вводит числовые данные в ПК? (в десятичном).
Таким образом при вводе в ПК числа преобразуются из десятичного вида в двоичные коды, в АЛУ над двоичными кодами осуществляются элементарные арифметические и логические операции, результат записывается в ячейки ОЗУ в двоичном виде, а при их выводе результаты преобразуются в десятичный вид.
Сегодня я вам предлагаю разобраться во всех этих преобразованиях, изучив основные понятия и алгоритмы темы «Арифметические основы работы ПК». Эта тема рассчитана на три занятия, после чего вас ждет самостоятельная работа.
(слайд с темой занятия)

На первом занятии познакомимся с теоретическими основами и начнем с изучения ключевых понятий:
система счисления;
виды систем счисления;
характеристики позиционных систем счисления;
алгоритмы преобразования десятичных чисел в двоичные и наоборот.
(слайд с ключевыми понятиями)
Сформулируйте, пожалуйста, свои индивидуальные учебные цели на основе ключевых понятий темы
(озвучивают цели)
Цели вы поставили перед собой личные, а работать мы сегодня будем в командах. Работа в микрогруппах вам знакома, с помощью такой организации занятия мы сегодня вновь работаем над общими компетенциями, которые вам будут необходимы и в жизни, и в профессии. Давайте вспомним, какие компетенции определены в ФГОС СПО. Но перед этим распределим роли в командах.
(Распределение ролей, представление; краткое озвучивание ОК - 2-3 компетенции на МГ)
Организация учебно-познавательной деятельности студентов
Задание микрогруппам
Дайте собственное определение понятия «Система счисления», исходя из своего опыта и базовых школьных знаний по информатике.
Существуют позиционные и непозиционные системы счисления. Дайте ваше определение каждого из этих видов и приведите примеры.
Сравните свое представление с классическими определениями этих понятий.
(слайд Системы счисления, виды систем счисления)
К основным характеристикам позиционных систем счисления относятся «основание» и «разрядность». Дайте свою интерпретацию содержания этих понятий.
Сравните свое мнение с классическими определениями этих понятий.
(слайд Характеристики позиционных систем счисления)
Предлагаю вашему вниманию таблицу Виды позиционных систем счисления. Вы записываете в конспект только начало таблицы, дома самостоятельно ее продолжите.
(слайд Виды позиционных систем счисления)
Переходим к изучению алгоритмов преобразования десятичных чисел в двоичные и двоичных в десятичные. Что вы об этом знаете из школьного курса информатики?
Объяснение нового материала
(слайд Алгоритм преобразования десятичных чисел в двоичные)
(слайд Алгоритм преобразования двоичных чисел в десятичные)
Закрепление материала с помощью игры Брейн-ринг
Ведущий запускает игровое тестовое приложение, объясняет правила игры.
В тесте содержатся теоретические вопросы по теме и практические задания. Выполнение практических заданий выполняется коллективно, с оказанием помощи друг другу при необходимости с участием преподавателя. Решение и результат записывается в конспекте в конспекте и по результату выбирается правильный ответ в тренажере.
По максимальному количеству баллов определяется победитель игры.

Организация рефлексивной деятельности студентов
Над какими общими компетенциями мы с вами сегодня работали?
(микрогруппы поочередно озвучивают отрабатываемые ОК)
Насколько реализована в результате вашей работы на занятии личная учебная цель?
(рефлексия студентов по содержанию темы)
Оцените внутри своей команды по достоинству работу каждого участника.
(рефлексия студентов по результатам работы в команде)
Выскажите положительные и отрицательные моменты в проведении занятия
(рефлексия студентов по деятельности, а также организации и проведению занятия)
Домашнее задание:
1 подготовиться к блиц-опросу по теме;
2. подготовиться к лабораторной работе: выполнить практические задания Варианта №1 Лабораторной работы №3.
15