Формирование основных полноценных качеств чтения – общеучебная задача уроков литературного чтения


Тема дипломной работы: Формирование основных полноценных качеств чтения – общеучебная задача уроков литературного чтения.  Основные полноценные качества чтения: правильность; осмысленность; беглость;И как результат, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ. Поступок как компонент художественного произведения ПоступокСодержаниеМотив поступкаСмысл поступкаОтражение смысла произведения через поступок Авторское отношение Личностное отношение читателяФорма Средства эмоционально-образной выразительностиЯзык, речьКомпозиционное построениеЖанровые особенности Структура развития чтения: Аналитическое чтение; Слоговое; Чтение словами; Чтение словосочетаниями, предложениями; Синтетическое чтение; Чтение текста и абзаца; Автоматическое чтение. Трудности при обучении чтению: Аспекты понимания текстаВосприятие Воссоздание ВоспроизведениеУровни пониманияУровень значения (предметное содержание, связи, обобщения)Уровень смысла (понимание идеи, главной мысли)Параметры пониманияГлубина, полнота, точность, продуктивность Структура выразительного чтения художественного текста: Техника речиТекст ДыханиеГолос Дикция Понимание содержания Образное «видение» героев Чувства героев Подтекст Авторская позиция (смысл) Мое отношение Задачи чтеца Смысл событийСредства речевой выразительности (интонация)Сила голосаТонТемп Ритм Пауза Логическое ударение Основные компоненты художественного произведения: Сюжет (в переводе с французского языка sujet - «содержание») - это система взаимообусловленных событий, раскрывающих характер (поступки и мотивы) действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям. Структура сюжета произведенияСтруктура сюжета произведенияВступлениеНачало действия (завязка)Развитие действия:Эпизод 1,Эпизод 2,Эпизод 3 и т.д. Кульминация Развязка Конец действия Основные компоненты техники речи: Правильное дыхание ( физиологическая основа речи);Голос (длящийся звук);Произношение (дикция). Упражнения для развития дыхания.Читайте на одном дыхании.Жил-был не царь, не король, не геройский герой, а жил-был мальчик. ( Э. Мошковская).Распределяя правильно дыхание, произнося звуки ( глубокий вдох через нос – спокойный выдох до конца). ж ж ж ж ж ж ж ж с с с с с с с с с с ср р р р р р р р р р ш ш ш ш ш ш ш шм м м м м м м м м .  Чтение басни И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»Когда в товарищах согласья нет,На лад их дело не пойдет,И выйдет из него не дело, только мука.Однажды Лебедь, Рак да ЩукаВезти с поклажей воз взялисьИ вместе трое все в него впряглись;Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!Поклажа бы для них казалась и легка:Да Лебедь рвется в облака,Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;Да только воз и ныне там. Исполнительский анализ басни: Условные обозначения:///- межстиховая пауза;//- межфразовая (логическая) пауза;/- синтагматическая (логическая) пауза; | -люфтпауза; || -интонационная (мнимая) пауза; \ - психологическая пауза; Слово, выделенное курсивом, - синтагматическое ударение; Слово, выделенное полужирным курсивом,- фразовое или логическое ударение. Когда в товарищах согласья нет, ///На лад их дело не пойдет, ///И выйдет из него не дело, // только мука.///Однажды Лебедь, | Рак да Щука ///Везти с поклажей воз взялись ///И вместе трое \все в него впряглись; ///Из кожи лезут вон, // а возу все нет ходу! ///Поклажа бы для них казалась и легка:Да Лебедь\ рвется в облака, ///Рак пятится назад, // а Щука \ тянет в воду. ///Кто ||виноват из них, // кто || прав - судить не нам;///Да только воз \и ныне там. /// Тема: Иван Андреевич Крылов «Стрекоза и муравей». И.А.Крылов Басня « Стрекоза и муравей» изучается в 3 классе.Автор УМК: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Учитывая требования Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, я разработала свой вариант изучения басни «Стрекоза и муравей» в начальной школе.Учитывая требования Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Виды деятельности на этапе подготовки к восприятию:Викторина;блиц-игра;мозговой штурм;кроссворд;анаграмма;ребус;шифровки;словарная работа; информационные проекты; Виды деятельности на этапе чтения и литературоведческого анализа:работа с текстом (наблюдение за развитием сюжета; чувствами и переживаниями лирического героя; за словом, его подтекстом, многозначностью, красотой; анализ, сравнение, обобщение, выводы)работа в парах, в микрогруппах, сменных тройках по карточкам-заданиям; Этап подготовки к восприятию.На этом этапе используем литературную игру, которая мотивирует детей на урок: Литературная игра 1. « В лесу Соловушко зарёю вечерней пел,       А  филин на сосне нахмуряся сидел       И укал что в нем было мочи,       Как часовой средь ночи». Ответ ( А. Е. Измайлов «Филин и Чиж».)   2. « У сильного всегда бессильный виноват:         Тому в истории мы тьму примеров слышим.         Но мы истории не пишем,       А вот о том как в баснях говорят».  Ответ ( И. А. Крылов « Волк и Ягненок».)3. « Когда в товарищах согласья нет,       На лад их дело не пойдет,       И выйдет из него не дело, просто мука». Ответ ( И. А. Крылов « Лебедь, Щука и Рак» )Определите, из каких произведений эти строки и кто их автор? В качестве проверки усвоения информации,полученной на этапе подготовки к первичному восприятию, используются загадки.Яркий мини вертолетОтправляется в полёт.Но зачем ему глаза?Да он просто …Ответ: (Стрекоза)На поляне возле ёлок Дом построен из иголок. За травой не виден он, А жильцов в нём миллион.Ответ: (Муравьи) В процессе работы над изучением басни используются следующие виды деятельности учащихся: Виды работПрослушивание басни, словарная работа, чтение учащимися, свободный обмен мнениями, работа по репродукциям картин, переработка текста путем литературоведческого анализа, творческое д/з (иллюстрация к стихотворению). Работа с портретомПосмотрите на портрет писателя.-Что вы можете сказать, о это человеке?-Какое настроение у писателя, судя по выражению глаз, мимике лица?-Какие черты лица вам бросаются в глаза?- Как вы думаете, когда Иван Андреевич писал басню о чем он думал?- Обратите внимание на его одежду. Как он одет? Богато или бедно?- Посмотрите на его прическу.-Можно ли сказать, что И.А. на портрете выглядит молодо?И.А.Крылов Этап «работа над содержанием текста»Стрекоза и МуравейПопрыгунья СтрекозаЛето красное пропела;Оглянуться не успела,Как зима катит в глаза.Помертвело чисто поле;Нет уж дней тех светлых боле,Как под каждым ей листкомБыл готов и стол и дом.Всё прошло: с зимой холоднойНужда, голод настаёт;Стрекоза уж не поёт;И кому же в ум пойдётНа желудок петь голодный!Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милый!Дай ты мне собраться с силойИ до вешних только днейПрокорми и обогрей!» —«Кумушка, мне странно это:Да работала ль ты в лето?» —Говорит ей Муравей.«До того ль, голубчик, было?В мягких муравах у нас —Песни, резвость всякий час,Так что голову вскружило». «А, так ты...» — «Я без душиЛето целое всё пела». —«Ты всё пела? Это дело:Так поди же, попляши!»  Кум (кума́) — крестные родители одного крестника.Муравах - молодая, сочная зеленая трава.   Словарная работа:  Беседа по прочитанному.1.Какие чувства вызвала у вас эта басня?2. Кто главные герои басни?3.Как жила Стрекоза летом? 4. Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы?5. К кому пошла Стрекоза за помощью?6. С какой просьбой обратилась стрекоза к Муравью?7. Что ей сказал Муравей? Как следует понимать слова Муравья: “Ты все пела? Это дело. Так поди же, попляши!”8.Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ.9. Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?10. В каких словах заключена главная мысль басни?.11. Что нам хотел сказать И.А.Крылов своей басней? (Нужно не только веселиться, но и работать. Кто не работает, тот не ест.)12.На примере Стрекозы и Муравья чьи же поступки изображены в басне? (На самом деле на примере насекомых автор хотел выразить суть поступков людей. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне.) Этап слушания аудиозаписи басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» Текст читает: Театр Музыкальной Драмы" под рук. Дениса Семенова  Виды деятельности при анализе басни:БеседаФронтальная работаПрослушивание аудиозаписиРабота с текстомНаблюдение за словомАналитическая работа Этап литературоведческого анализа1.Как называется басня? Кто ее автор? В стихах или прозе она написана?2.Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?3.Кто является главными героями в басне?4.Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.5.Что осуждается в басне?6.Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?7.Что должен понять из этой басни читатель?8.Какое выражение басни стало крылатым? Работа с репродукцией картины.Что изображено на картине?Что вы видите на дальнем плане?Что вы можете сказать о цветовой гамме картины?Обратите внимание на размер предметов? Где находится муравей? Как вы думаете, почему художник выбрал именно это место?Поделитесь своими впечатлениями о картине. Какие положительные и отрицательные чувства она у вас вызывает? Этап работы в микрогруппах.Работа по вариантам.Составьте словесный портрет персонажей:I вII в КАРТОЧКА №1Сочините рассказ от имени муравья о поведении стрекозы. КАРТОЧКА № 2Изобразите свою иллюстрацию к басне «Стрекоза и муравей» КАРТОЧКА № 3 Пофантазируйте и представьте, что вы муравей и к вам в гости пришла стрекоза. Сочините мини рассказ о первых впечатлениях о стрекозе. КАРТОЧКА №4 Пофантазируйте и сочините рассказ от имени стрекозы о работнике муравье. Задание №5 Представьте, что вы журналист. И вас попросили для детского журнала написать отзыв о басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей». Отзыв должен быть таким, чтобы дети, прочитавшие ее, непременно захотели познакомится с ней. Как вы это сделаете? Задание № 6 Представим себе такую ситуацию. Мы работаем в издательстве «Детская литература», и нам предложили проиллюстрировать басню «Стрекоза и муравей». Причём предупредили, что в книге басен Крылова опубликована лишь одна иллюстрация. Иллюстрацию описали словами, а нам её нужно изобразить на бумаге. Карточка №7Вставьте в отрывок из басни «Стрекоза и муравей», приведенные ниже слова, чтобы получился новый вариант басни.Попрыгунья Стрекоза Лето ……. пропела;Оглянуться не успела,Как зима…….в глаза.Помертвело……..поле;Нет уж дней тех ……. болеКак под каждом ей ……..Был готов и ………  Таким образом, на уроке осуществляются следующие виды деятельности учителя и учащихся:Деятельность учителя: Беседа о баснях;Понятие басня и понимание ее детьми.Показ и работа над портретами поэта. Постановка проблемы перед учащимися о личности поэта.Работа с басней «Стрекоза и муравей».Деятельность детей :1.Рассуждают по теме И.А.Крылова «Стрекоза и муравей».2. Произвольное построение сообщений в устной форме.3. Наблюдают за портретами и дают характеристику поэту.4. Слушают , анализируют, осмысливают.5. Выделяют существенную информацию о поэте, из текста, о басне.6. Осознанно строят сообщения, логические рассуждения.7. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. На уроке у школьников будут формироваться исследовательские умения: - наблюдать; - анализировать ; - сравнивать ; - обобщать; - делать выводы, на основе этого строить свою точку зрения; - отстаивать свою точку зрения. Таким образом, у детей будут сформированы УУД:Личностные универсальные действия.Регулятивные универсальные действия.Познавательные универсальные действия. Коммуникативные универсальные действия. Личностные действияУ выпускника будут сформулированы:- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;- развитие эстетических чувств- стыда, вины, совести, моральное поведение; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.Выпускник получит возможность для формирования: - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;- адекватного понимания причин успешности\неуспешности учебной деятельности;- установка на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.  Регулятивные действияУченик научится:принимать и сохранять учебную задачу;планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Ученик получит возможность научиться: - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные действияУченик научится:-строить сообщения в устной и письменной форме;-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;-проводить сравнение;-обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.Ученик получит возможность научиться:- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Коммуникативные действияУченик научится:- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.Ученик получит возможность научиться:учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.